Правовые и неправовые формы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:08, реферат

Описание

Деятельность, осуществляемая государственными органами имеет юридическое значение и в силу этого требует определенного юридического оформления. Речь идет прежде всего, о правовых, юридических формах, в которые облекаются те или иные действия органов государственного управления. Такие формы неразрывно связаны с компетенцией органов управления и являются в известном смысле составной частью этой компетенции.

Содержание

Понятие форм государственного управления
Правовые формы государственного управления
Неправовые формы государственного управления
Литература

Работа состоит из  1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО(ПРАВОВЫЕ И НЕ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.)..docx

— 21.88 Кб (Скачать документ)

Реферат

на тему:

ПРАВОВЫЕ  И НЕПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Содержание

Понятие форм государственного управления

Правовые формы государственного управления

Неправовые формы государственного управления

Литература

 

1. Понятие форм государственного  управления

Формы государственного управления можно охарактеризовать как виды действий органов управления с точки  зрения их внешнего выражения. Иногда их определяют как организационно-правовое выражение конкретных однородных действий аппарата государственного управления, совершаемых в целях практического  осуществления поставленных перед  ним задач.

Государственное управление - это деятельность, осуществляемая органами государства и от его  имени, деятельность специально созданных  органов, государственно-служебных  должностей, которые составляют систему  органов государственного управления.

Особым качеством государственного управления является то, что органы, которые его осуществляют, создаются  по предусмотренному Конституцией Украины  порядку исключительно для реализации исполнительной (административной) власти.

Деятельность, осуществляемая государственными органами имеет юридическое значение и в силу этого требует определенного юридического оформления. Речь идет прежде всего, о правовых, юридических формах, в которые облекаются те или иные действия органов государственного управления. Такие формы неразрывно связаны с компетенцией органов управления и являются в известном смысле составной частью этой компетенции.

Формы выражения содержания управленческой деятельности - это  установление норм права; организационная  работа; проведение материально-технических  операций.

Первые две формы находят  выражение в актах государственного управления, которые олицетворяют правовую форму исполнительной и распорядительной деятельности органов управления.

Неправовые формы управленческой деятельности, наоборот, сводятся к осуществлению тех или иных управленческих действий, которые непосредственно не связаны с изданием актов управления.

2. Правовые формы государственного  управления

К числу правовых форм управленческой деятельности относятся:

принятие нормативных  актов;

издание индивидуальных (административных) актов;

заключение договоров;

представление предусмотренных  законодательством обязательных отчетов;

совершение других юридически значимых действий.

Любая из этих форм может  быть применена тем или иным органом  управления только в том случае, если ему предоставлено право  пользоваться ею. В этом смысле можно  говорить, что правовые формы управления служат элементом, составной частью компетенции органа управления. Например, одни органы вправе принимать общеобязательные нормативные акты, а другие - нет.

Основными и наиболее значимыми  правовыми формами управленческой деятельности являются принятие нормативных  актов и издание индивидуальных актов. Те и другие вместе именуются  обычно актами государственного управления.

Важное место в работе органов управления занимает заключение договоров. Наиболее распространенными  формами используемых при этом договоров  являются гражданско-правовые и административно-правовые.

Органы государственного управления заключают гражданско-правовые сделки - это реальный факт, и его, естественно, признают все административисты. Но некоторые из них отмечают, что при заключении таких сделок органы управления выступают как субъекты гражданского, а не административного права. Это, разумеется, справедливое замечание. Само заключение и оформление конкретной сделки регулируется нормами гражданского права и не является управленческой деятельностью, особенно там, где речь идет, скажем, о хозяйственном обслуживании аппарата органа управления (наем помещения, приобретения транспортных средств и т. п.). Однако органы управления заключают ряд сделок, которые служат средством реализации их управленческих задач и функций. Таковы, в частности, закупки инвентаря и оборудования для учреждений своей системы, гражданско-правовые договоры с научными учреждениями о проведении тех или иных исследований и т. п. Совершенно очевидно, что организация заключения подобного рода договоров в целом является важной формой управленческой деятельности.

Наглядным примером административных договоров могут служить договоры об охране имущества, заключаемые органами милиции с гражданами и организациями.

Юридически значимые действия выражаются в правовом оформлении нотариусами  различных сделок, удостоверении  различных сделок, удостоверении  документов и фактов, производстве органами ЗАГСа регистрации актов гражданского состояния.

Правовые и неправовые формы управленческой деятельности связаны с реализацией государственно-властных полномочий. Но в первом случае наблюдается более полная юридическая регламентация (нередко она приобретает значение юридического факта), скрупулезный подбор методов реализации предписаний актов управления, предусматривается юридическая ответственность за нарушения (невыполнение) таковых. Формы второй группы тоже связаны с компетенцией органа, госудаственно-властными полномочиями его представителей, но эти полномочия проявляют себя не как прямое юридическое веление, а опосредственно через неюридические способы, и лишь их предварительные условия и результаты могут быть юридически зафиксированы.

К правовым формам принадлежат  такие проявления реализации исполнительной власти, как их участие как истцов или ответчиков в судах, деятельность администрации по обеспечению общественного  порядка, многочисленных и общеобязательных правил, которые устанавливаются  центральными и местными органами исполнительной власти, применение ею различных экономических  санкций, меры административного принуждения  к нарушителям юридических запрещений отраслевого, ведомственного характера.

3. Неправовые формы государственного управления

Наряду с правовыми, органы государственного управления пользуются в своей деятельности различного рода неправовыми формами. Это не означает, что они никак не регулируются правом. Государственное управление в целом является подзаконной деятельностью. Оно осуществляется в рамках действующего законодательства. Любой орган управления вправе совершать лишь те действия, которые входят в его компетенцию. Но неправовые формы управленческой деятельности не требуют полного и строго определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий.

Неправовые формы управленческой деятельности в соответствии с принятой классификацией можно свести к двум:

осуществление организационных  действий;

выполнение материально-технических  операций.

В своей организаторской  работе органы управления опираются  на правовые формы (издание актов  управления, заключение договоров и  т. п.), но многие организационные меры не требуют такого оформления. Это  относится прежде всего к повседневной оперативно-организационной, контрольной работе, которая включает в себя изучение положения дел в управляемой области, проведение разного рода совещаний, планирования, разработку программ и других мероприятий, проведение проверок и т. п. Организационные действия обеспечивают улучшение стиля и методов управления, их преемственность, развитие инициативы, повышение эффективности исполнительно-распорядительной деятельности.

Выполнение материально-технических  операций можно свести в основном к работе с информацией и проведению исследований и разработок. Значение и объем такого рода работы постоянно  возрастают по мере технического прогресса  и усложнения задач государственного управления. Она все больше теряет вспомогательный характер.

Работа с информацией, включающая в себя учет, статистику, делопроизводство, подготовку отчетных данных и т. д., приобрела сейчас такой  объем, особенно в высших государственных, областных и городских органах  управления, что уже не может вестись  без использования вычислительной техники.

Органам государственного управления всегда приходилось вести работу по изучению, исследованию возникающих  проблем и разработке мер по их решению. В конечном счете она завершается принятием одного или серии актов государственного управления. Хотя с точки зрения правовой, именно они, эти акты становятся наиболее существенными формами управления, воздействия на те или иные стороны управленческой сферы, но основное место в деятельности органов управления часто занимает не принятие, даже не составление их как таковых, а разработка и решение разного рода охватываемых ими экономических, технических, социальных и иных вопросов.

 

Литература

Советское административное право: Учебник / Под ред. П.Т.Василенкова. - М.: Юрид. лит., 1990. - 576 с.

Советское административное право: Учебник / Под ред. П.Т.Василенкова. - М.: Юрид. лит., 1981. - 464 с.

Советское административное право: Учебник / О.М.Якуба. - К.: Вища школа, 1974. - 232 с.

Советское административное право: Учебник / Под ред. Р.С.Павловского. - К.: Вища школа, 1986. - 416 с.

Советское административное право:Учебник / Под ред. В.И.Поповой, М.С.Студеникиной. - М.: Юрид. лит., 1988. - 320 с.

Леонід Коваль. Адміністративне право України. - К.: «Основи», 1994. - 160 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вопрос: Раскройте суть, взаимосвязь и различие следующих понятий: должность,

профессия, специальность, квалификация. Применимы ли эти категории к

государственным служащим.

     Должность  - служебное место, связанное с  исполнением определенных

служебных обязанностей и  определенной ответственностью.

Должность - установленная  социальная роль, выполняемая человеком  в

государственных, общественных, частных организациях, предприятиях и

учреждениях.

     Профессия  (лат. professio - официально указанное занятие, специальность,

от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий)

человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических

навыков, приобретённых в  результате специальной подготовки, опыта работы.

     Специальность  - вид занятий в рамках одной  профессии, требующий

конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и

обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач.

     Квалификация - степень профессиональной подготовленности  к выполнению

определенного вида работы. Различают квалификацию работы и  квалификацию

работника.

В действующем ФЗ "Об основах  государственной службы Российской Федерации"

государственная должность  определяется как должность в  федеральных органах

государственной власти, органах  государственной власти субъектов  РФ, а также

в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ,

с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий

данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за

исполнение этих обязанностей. Таким образом, законодательно закрепляются

следующие составляющие этого  понятия: 1) должность — это структурная  единица

государственных органов, 2) она учреждается в установленном  законодательством

порядке; 3) устанавливает  круг обязанностей, соответствующий  полномочиям

государственного органа; 4) включает денежное содержание и ответственность  за

неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

Закон определяет систему  и модель государственной службы по организационно-

должностному критерию, устанавливая перечень и виды государственных

должностей и характеризуя их. Из системы этих должностей не исключаются

государственные должности  Президента РФ, Председателя Правительства  РФ,

председателей палат Федерального Собрания РФ и т. д.

Подпункт 1 п. 1 ст. 1 фиксирует  государственные должности категории "А":

должности, устанавливаемые  Конституцией РФ, федеральными законами

(государственные должности  РФ), конституциями, уставами субъектов  Федерации

(государственные должности  субъектов РФ) для непосредственного  исполнения

полномочий государственных  органов (Президент РФ, Председатель Правительства

РФ, председатели палат Федерального Собрания  РФ, руководители органов

законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры,

судьи и другие). Определено, что специальные федеральные  законы и законы

субъектов РФ будут устанавливать  размер и виды денежного содержания лиц,

замещающих государственные  должности категории "А".

Государственные должности  категории "Б" учреждаются в  установленном

законодательством РФ порядке  для непосредственного обеспечения  исполнения

полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Государственная  служба на

государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который

назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные

должности категории "А".

Государственные должности  категории "В" учреждаются государственными органами

для исполнения и обеспечения  их полномочий.

Все три категории государственных  должностей устанавливаются в Реестре

государственных должностей в Российской Федерации. Закон предусматривает

создание еще одного перечня - Реестра государственных должностей

государственной службы РФ, который утверждается Президентом  РФ и является

частью Реестра государственных  должностей в РФ. В Реестр государственных

должностей государственной  службы РФ включаются государственные  должности

категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру

прилагаются перечень специализаций  государственных должностей государственной

службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные

должности государственной  службы.

Информация о работе Правовые и неправовые формы государственного управления