Правовые основы деятельности товарных бирж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:34, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы состоит в определении правовых основ деятельности товарных бирж в РФ.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты деятельности товарных бирж;
- проанализировать правовую базу биржевой деятельности;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и порядок учреждения товарной биржи 5
2. Правила биржевой торговли 12
3. Участники биржевой торговли 14
Заключение 17
Практическое задание 18
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

1247 Контрольная. Правовые основы деятельности товарных бирж.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основы правового регулирования  товарных бирж установлены Законом  РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», другими законодательными и подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми самой биржей. Это например, Устав биржи (ст. 17 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле»), правила биржевой торговли (ст. 18 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле»), Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров (ст. 30 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в виде гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем специальной хозяйственной компетенции, товарная биржа не в праве осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, в том числе торговую, торгово-посредническую, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели осуществления биржевой деятельности.

Биржевая деятельность представляет собой систему осуществляемых биржевых сделок. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Сделки, не соответствующие данным требованиям, не являются биржевыми и на них не распространяются гарантии биржи. Так, не будет биржевой сделка, заключенная в отношении товара, не соответствующего признакам биржевого. Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Исходя из вышесказанного, тема контрольной работы, по нашему мнению, является актуальной, что и определило ее выбор.

Цель контрольной работы состоит в определении правовых основ деятельности товарных бирж в РФ.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты деятельности товарных бирж;

- проанализировать правовую базу биржевой деятельности;

- дать характеристику деятельности товарных бирж;

- провести анализ правовой деятельности товарных бирж;

Объектом контрольной работы непосредственно товарная биржа.

Предметом контрольной работы является правовые основы деятельности товарных бирж в Российской Федерации.

Методологической базой контрольной работы стали метод сравнений, монографический, абстрактно-логический, методы исследования.

Исходными данными для  написания работы послужили учебные пособия и статьи периодической печати, законодательные документы.

 

 

 

 

1. Понятие и порядок учреждения товарной биржи

 

Под товарной биржей понимается организация  с правами юридического лица, формирующая  оптовый рынок путем организации  и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных  публичных торгов, проводимых в заранее  определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Товарная биржа может  иметь филиалы и другие обособленные подразделения, учреждаемые в соответствии с законодательством. Учреждение товарных бирж происходит в несколько этапов. Прежде  всего, должно быть принято решение об образовании товарной биржи. Затем начинается следующий этап — формирование уставного  (складочного) капитала биржи, ее органов управления, а также разработка учредительных документов. Особый этап в процессе учреждения биржи — утверждение ее устава или заключение учредительного договора. И завершающий этап — государственная регистрация и лицензирование.

Порядок и условия  создания товарной биржи во многом зависят от ее организационно-правовой формы. Возможность создания товарной биржи в виде коммерческой организации косвенно подтверждается Постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 N 501.

При создании товарной биржи  в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое партнерство. Эти правовые конструкции позволяют заниматься организацией биржевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу «Закона о товарных биржах».

Исходя из, того, что биржа может быть создана в любой организационно-правовой форме, ее учредительные документы должны отвечать соответствующим требованиям ГК РФ.

ГК РФ (ст. 52) к числу учредительных  документов относит устав и учредительный документ.

Устав — особый локальный нормативный акт, который утверждается его учредителями (участниками). Он вступает в юридическую силу с момента государственной регистрации товарной биржи. При создании биржи в форме коммерческой организации устав должен содержать сведения о фирменном наименовании, месте нахождения биржи (юридический адрес), порядке управления деятельностью и др. В уставе некоммерческой организации должны быть определены предмет и цели деятельности             (п. 2 ст. 52 ГК РФ)2.

Дополнительные требования, предъявляемые  к уставу товарной биржи, содержатся в специальных законах. Например, «Закон об акционерных обществах» (ст. 11) устанавливает широкий перечень сведений, обязательных для включения в устав общества.

Согласно ст. 17 «Закона о товарных биржах» в уставе надо определить: структуру органов управления и контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решения; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, порядок приостановки и  прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений3.

Учредительный договор  представляет собой разновидность  гражданско-правовой сделки. Он создает  обязательства с участием третьего лица — биржи, возникающей в качестве общества с ограниченной ответственностью на его основе. Учредительный договор, с одной стороны, порождает обязательства между учредителями (участниками) коммерческой организации, а с другой — возлагает на создаваемую организацию определенные обязанности в интересах участников договора. Однако надо отметить, что участие третьего лица — биржи — возникает не на стадии заключения договора, а в момент ее регистрации в качестве юридического лица. Таким образом, учредительный договор определяет взаимоотношения учредителей (участников) по поводу создания, функционирования и прекращения деятельности организации.

От учредительных документов следует отличать документы, необходимые для государственной регистрации биржи. В силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 (Документ утратил силу с 1 января 2004 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 28.11.2003 N 1410), коммерческая (или некоммерческая, если учредительные документы предоставляют ей право ведения предпринимательской деятельности организация должна представить следующие документы: 1)  заявление о регистрации, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями); 2) утвержденный учредителем (учредителями) устав организации; 3) решение о создании организации или учредительный договор; 4) документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала коммерческой организации; 5) свидетельство об оплате государственной пошлины4.

«Закон о товарных биржах» определяет, что биржевая торговля допустима только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при уполномоченном государственном органе.

Чтобы получить лицензию на организацию биржевой торговли, необходимо в течение трех месяцев со дня государственной регистрации биржи подать в названную Комиссию следующие документы:

- заявление на получение лицензии;

- учредительные документы товарной биржи;

- свидетельство о государственной регистрации биржи;

- правила биржевой торговли;

- документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной  биржи не менее 50 процентов объявленной суммы;

- документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;

- список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.

Особо следует обратить внимание на правила биржевой торговли. Правила — один из основных локальных нормативных правовых актов, и его значение трудно переоценить. В них устанавливаются нормы поведения и порядок взаимодействия участников торговли друг с другом и с органами биржи5.

Правила регулируют биржевой процесс, определяя санкции за нарушение  порядка торговли на данной бирже. Наряду с другими нормативными актами они обеспечивают защиту биржевого рынка от недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 18 «Закона о товарных биржах» правила биржевой торговли должны содержать следующие положения:

- порядок проведения торгов;

- виды биржевых сделок;

- наименование товарных секций;

- перечень основных структурных подразделений биржи;

- порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;

- порядок регистрации и учета биржевых сделок;

- порядок котировки цен биржевых товаров;

- порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен;

- порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;

- порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников  биржевой торговли при заключении биржевых сделок;

- меры по обеспечению безопасности реализуемых товаров, подлежащих обязательной сертификации и предназначенных для продажи на  территории России, при  наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;

- меры по контролю над процессом ценообразования на бирже с целью не допустить резкого дневного повышения уровней цен, их искусственного завышения или занижения, сговора или распространения ложных слухов;

- меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок применения этих мер;

- меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи и другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности биржи, учредительных документов биржи, правил торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей;

- перечень нарушений, за которые биржа взимает штрафы с участников биржевой торговли, а также порядок их взыскания. Биржа самостоятельно и свободно устанавливает размеры штрафов за нарушение устава, правил торговли и других правил, установленных внутренними документами биржи. В правилах биржевой торговли не может быть установлен бесспорный порядок взыскания штрафов. Заметим, что денежные средства со счета списываются банком по распоряжению клиента. Без согласия клиента списание возможно по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. «Закон о товарных биржах» не предоставляет биржам право бесспорного списания санкций, а также не допускает возможности устанавливать его в правилах биржевой торговли6;

- размер отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания. Здесь биржа свободна в выборе. Она может самостоятельно устанавливать отчисления в свою пользу от комиссионных, получаемых биржевыми посредниками в вознаграждение за посреднические операций, а также сборы, тарифы и другие платежи со своих членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые биржей и ее подразделениями. В свою очередь, бирже запрещается устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками за посредничество в сделках.

Все документы, прилагаемые к заявлению на получение лицензии, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными.

Комиссия по товарным биржам принимает решение о выдаче лицензии в двухмесячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя; уведомление о дате рассмотрения документов он должен получить не менее чем за три дня до заседания. При соблюдении сроков уведомления Комиссия по товарным биржам вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя.

В выдаче лицензии может быть отказано, если  представленные документы ненадлежащим образом оформлены или не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае документы возвращаются заявителю для переоформления. Повторно они рассматриваются в пределах одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии. Биржа вправе обжаловать в суд решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии.

Информация о работе Правовые основы деятельности товарных бирж