Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 00:56, контрольная работа
Целью написания данной курсовой работы является определение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права. Цель курсовой работы определяет следующие задачи:
1. Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
3. Исследование основ административно-правового положения предприятий и учреждений.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Субъекты административного права: понятие, виды, полномочия…..4
1.1 Предприятия и учреждения как субъекты административного права...7
1.2 Основы административно-правового положения предприятий, учреждений…12
Заключение…………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………….………18
Учреждения тоже делятся на виды. По роду деятельности различают учреждения:
- хозяйственные (хозяйственные министерства и ведомства, их органы на местах и т.д.);
- социальной
сферы (образовательные,
- внешнеполитические
(системы Министерства
- внешнеэкономические;
- правоохранительные (система правосудия, система прокуратуры, милиции и другие правоохранительные системы);
По формам собственности учреждения, как и предприятия, подразделяются на: государственные, муниципальные, кооперативные, частные и т.д.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.
Большинство негосударственных
некоммерческих организаций созданы
для решения тех же самых задач,
с которыми повседневно имеют
дело государственные и муниципальны
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Перечень важнейших форм некоммерческих организаций предусмотрен Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.
Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:
- общий порядок
их взаимоотношений с
- государственную
регистрацию предприятий и
- по отдельным
видам деятельности –
- общеобязательный
порядок ведения и
Административно-правовой
статус государственных предприятий
и учреждений имеет свои особенности.
К особенностям административно-правового
статуса предприятий и
Руководство государственными
предприятиями и учреждениями осуществляют
должностные лица, назначаемые компетентными
государственными органами и обладающие
государственно-властными
Муниципальные предприятия и учреждения – основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.
1.2 ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ
Содержание
административно-правового
1) является он
частью государственного
2) каким видом деятельности он занимается (хозяйственной, культурно-воспитательной и т. д.);
3) является он
самостоятельной
Правовой статус предприятий и учреждений определяется нормами ряда отраслей права, но преимущественно административным правом, гражданским правом и трудовым правом.
Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений характеризуется рядом особенностей. Они образуются и ликвидируются органами государственной власти, которые утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы.
В административно-правовом
статусе государственных
а) целевой;
б) структурно-организационный;
в) компетенционный (компетенцию).
Первым элементом
административно-правового
Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:
1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать и т. д.);
2) экономико-экологические,
закрепляющие обязанности
3) социальные, нацеливающие
на заботу о коллективе
Второй –
организационно-структурный –
У негосударственных предприятиях, в редких случаях, имеются все те элементы статуса, что и у государственных (целевого, организационного, компетенционного блоков), чаще всего – лишь некоторые из них.
Минимальный объем
административно-правового
Негосударственные предприятия и учреждения самостоятельны в организации своей деятельности и реализации продукции и услуг. Законодательство запрещает какое-либо вмешательство государства в их хозяйственную деятельность. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.
Правовой статус учреждений отличается большим диапазоном их прав и обязанностей, а потому в решении данного вопроса законодательство пошло по пути установления правового статуса учреждений по отраслям.
Например, Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ устанавливает систему образовательных учреждений (ст. 12) – дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и др., и определяет основы их правового статуса. На базе Закона в специальных нормативных актах определяется полный, исчерпывающий правовой статус общеобразовательного учреждения.
Аналогичным образом
решается вопрос о правовом статусе
учреждений в других отраслях. Например,
военно-учебные заведения
Предприятия (учреждения) независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законы и иные административно-правовые акты (законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и т.д.).
Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством, вплоть до закрытия предприятия.
Предприятия и учреждения как юридические лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. В отношении их руководителей и служащих может быть применена такая мера административной ответственности как дисквалификация. Она заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иную управленческую деятельность, в случаях предусмотренных законом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.
По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические липа в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации:
1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством;
2) они базируются
на государственной собственнос
3) управляются государством.
К числу государственных
организаций относятся органы государственного
аппарата – представительные, исполнительные,
судебные, органы прокуратуры и др.,
государственные предприятия, учреждения
и организации – производственн
Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан – профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации – частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.
Также, предприятия и учреждения являются коллективными (коллегиальными) субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права. В отличие от органов исполнительной власти они не осуществляют руководство, а выполняют функции в экономической, социально-культурной и иных сферах для удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.
Таким образом,
можно сделать вывод, что в
государственном управлении принимают
участие различные субъекты административного
права, наделенные соответствующими правами
и обязанностями, которые позволяют
им активно участвовать в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: Проспект, 2005. – 448 с.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
Информация о работе Предприятия и учреждения как субъекты административного права