Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:24, реферат
Из чего следует цель нашей работы – определить роль права в жизни подростка. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) обосновать значимость права в жизни общества в целом;
2) проанализировать научный подход к понятию «подросток»;
3) проанализировать права подростков и их защиту.
Введение……………………………………………………………. 3
Глава I. Роль права в жизни общества……………………………. 5
Глава II. Правовой аспект в жизни подростка…………………… 7
Заключение…………………………………………………………. 10
Список литературы………………………………………………… 11
Приложение………………………………………………………… 12
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Роль права в жизни общества……………………………. 5
Глава II. Правовой аспект в жизни подростка…………………… 7
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема прав человека - одна из вечных проблем, сопровождающих человечество. Важность ее решения состоит в том, что осуществление прав человека есть одно из главных условий физического и психического благополучия человека, его нравственного развития.
Мне, как и многим другим не безразличны проблемы общества и его граждан. В первую очередь всех нас интересует, какие права мы имеем? Роль права в жизни общества очень велика. Во-первых, право, являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя. Во-вторых, обязывая совершать активные положительные действия, право способствует развитию общественных отношений. В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности. В-четвертых, в практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка. В-пятых, право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности. Таким образом, право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения, по отношению друг к другу.
Но если взрослый человек уже располагает определённой базой знаний о своих правах, то, как быть подростку, который ещё не закончил общеобразовательную школу? Особенности несовершеннолетнего возраста, о которых много говорят в психолого-педагогических науках, не могут не учитываться в праве. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более "сильных" взрослых.
Это и определило гипотезу нашего исследования, а именно, право является важным аспектом жизнедеятельности подростка.
Из чего следует цель нашей работы – определить роль права в жизни подростка. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) обосновать значимость права в жизни общества в целом;
2) проанализировать научный
3) проанализировать права
А потому объектом нашего исследования является подростковый период в жизни человека, что определяет предмет исследования - роль права в жизни подростка.
Для достижения данной цели мы использовали следующие методы:
Глава I. Роль права в жизни общества
Идея прав и свобод человека уходит в давнюю историю. Принципы свободы людей, достоинства человеческой личности нашли воплощение в ряде мировых религий, в частности, в христианстве.
Говоря о правах, свободах человека важно выяснить, что конкретно обозначают эти понятия.
Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, закрепленная в правовых нормах возможность что-либо делать, осуществлять (1).
Свобода человека - это отсутствие каких-либо ограничений, препятствий в чем-то (деятельности) (1).
Такое понимание прав и свобод находит свое отражение во многих международных документах о правах человека, которые являются основой для разработки законодательств конкретных государств. Россия в данном случае не является исключением. Гражданские права составляют большую часть всех прав и свобод человека, поскольку именно они обеспечивают само существование человека. С изменением возраста, естественно, насущными становятся другие права, которые также закреплены в Конституции РФ. Среди этих прав можно выделить: право на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность частной жизни; на неприкосновенность жилища; на свободное передвижение по стране и на свободный выезд из страны и беспрепятственное возвращение обратно и др.
Среди
различных регуляторов общественных отношений
(мораль, обычаи, традиции, нормы общественных
организаций) особое место занимает право.
В политической и юридической науке нет
единого подхода к определению понятия
права. Наиболее распространенным является
определение права как системы общеобязательных
норм (правил) поведения, установленных
или санкционированных государством и
обеспеченных его принудительной силой
(2).
В отличие от
других политических и социальных норм,
право характеризуется следующими признаками:
1)
общеобязательность — нормы права регулируют
поведение всех членов общества или определенных
категорий людей, требования права обязательны
для исполнения всеми, кому они адресованы,
независимо от отношения к ним тех или
иных лиц;
2)
формальная определенность — нормы права
устанавливаются государством в специальных
актах, точно и в деталях отражают требования
к поведению людей;
3)
обеспеченность исполнения права принудительной
силой государства (в необходимых случаях);
4)
многократность применения — нормы права
рассчитаны на неограниченное количество
случаев.
Функции
права в обществе многообразны. Во-первых,
право, являясь универсальным регулятором
общественных отношений, закрепляет основы
существующего строя. Во-вторых, обязывая
совершать активные положительные действия,
право способствует развитию общественных
отношений. В-третьих, устанавливая права
и обязанности конкретных лиц, организаций,
право вносит определенный порядок в общество
и государство, создает предпосылки для
их активности и эффективности. В-четвертых,
в практической деятельности государственных
органов (и прежде всего судов) право выступает
в качестве критерия правомерного и неправомерного
поведения людей и их коллективов, является
основанием применения мер государственного
принуждения к нарушителям правопорядка.
В-пятых, право играет и важную воспитательную
роль, развивая в людях чувства справедливости,
добра, гуманности.
Таким
образом, право выступает своеобразной
мерой свободы человека в обществе, устанавливая
границы поведения людей по отношению
друг к другу. Каждый участник общественных
отношений может достигать своих целей,
используя различные варианты поведения.
В этом проявляется его относительная
независимость, свобода выбора и решения.
Право же, отражая согласованные интересы
всего общества, ограничивает этот выбор
известными пределами, ставит преграды
для нежелательного поведения, но вовсе
не навязывает человеку какой-либо определенный
вариант действий.
Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.
Глава II. Правовой аспект в жизни подростка
1.Психологическая наука о подростковом периоде
Подростковым считается возраст от 12 до 17 лет. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. И это далеко неполный перечень перемен в жизни подростков. Проблема взаимоотношения подростков с родителями была и остается всегда актуальной.
Подростковый возраст —
По выражению Л.С. Выготского "в
структуре личности подростка нет
ничего устойчивого, окончательного, неподвижного"
Личностная нестабильность порождает
противоречивые желания и поступки: подростки
стремятся во всем походить на сверстников,
и пытаются выделиться в группе, хотят
заслужить уважение и бравируют недостатками,
требуют верности и меняют друзей. Благодаря
интенсивному интеллектуальному развитию
появляется склонность к самоанализу;
впервые становится возможным самовоспитание.
У подростка складываются разнообразные
образы "Я", первоначально изменчивые,
подверженные внешним влияниям. К концу
периода они интегрируются в единое целое.
Наиболее важными и наиболее напряженными
являются в этот период отношения подростка
с родителями. Тяжесть положения здесь
обусловлена, с одной стороны, экономической
зависимостью и прочими формами зависимости
от родителей, и с другой – желанием получить
самостоятельность, возрастающей потребностью
в независимости. В отношениях с родителями
подросток поставлен в довольно сложные
условия: с одной стороны, он "занимается
формированием собственной индивидуальности",
с другой – в связи с новым своим положением
"налаживает новые связи с родителями"
Это противоречие во взаимоотношениях
подростка и взрослого характерно именно
для подросткового возраста.
Наиболее частыми причинами конфликтов
являются: выбор друзей и партнеров, частота
посещений школьных вечеров и свиданий,
занятия подростка, отход ко сну, укоренившиеся
убеждения, выбор одежды, прически, необходимость
работы по дому.
Конфликты с родителями
Для этого возраста
2. Роль права в жизни подростка
Подростки, как и дети – самая незащищённая, уязвимая часть населения земного шара. Они любознательны, полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр и учёбы. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве.
Однако для многих детей и подростков реалии сегодняшнего дня совершенно другие. К сожалению, многие взрослые не соблюдают их права, нанося физические и моральные травмы.
В мире каждый день миллионы детей страдают от нищеты, голода, эпидемий. Каждый день более сорока тысяч детей умирают от недоедания и болезней, а так же от последствий, связанных с наркоманией.
К сожалению, перечисленные проблемы существуют сегодня и в нашей стране. В последнее время большую тревогу в российском обществе вызывает проблема беспризорности и безнадзорности детей. Именно в этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Беспризорники активно вовлекаются в преступную деятельность.
Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, утрата нравственных устоев привели к тому, что дети и подростки зачастую “вытесняются” на улицу, следствием чего является невиданный за последнее время рост беспризорности. Распад СССР, военные конфликты в разных точках страны вызвали серьёзные миграционные процессы, которые так же ведут к появлению беспризорных детей.
Таким образом, мы видим, что дети во всем мире нуждаются в правовой защите.
Поэтому, наверное, XXI век объявили веком ребёнка, а период с 2001 по 2010 – международным десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.
Права детей закреплены в довольно большом количестве международных документов. Самый известный из них – Конвенция о правах ребёнка, принятая в 1989 г. генеральной ассамблеей ООН. Значение конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. В Конвенции 54 статьи, 40 из них непосредственно посвящены правам детей (например, право на жизнь, на имя, право на своё мнение и т.д.)
Но знают ли о своих правах современные подростки?
Проведённое мною анкетирование девятиклассников нашей школы (опрошено было 93 человека) показало, что есть проблемы информированности учащихся о своих правах. 63% опрошенных плохо знают законы, слабо информированы о способах защиты. В ходе анкетирования было выявлено, что имеются случаи унижения, оскорбления человеческого достоинства учащихся. Многие испытывали физическое воздействие со стороны других учащихся (38%), представителей различных структур (3%) и даже со стороны родителей (56%).
Таким образом, очевидно, что правового знания, полученного в рамках школьных предметов недостаточно. Просвещать в правовых вопросах детей и подростков, научить их защищать свои права должны взрослые. И делать это необходимо ежедневно. А потому считаю, что вопросы правового просвещения нужно рассматривать не только на классных часах, уроках обществознания, но и на родительских собраниях, педагогических советах с учителями, предприятиях и организациях, где работают наши родители.
В Конвенции о правах ребёнка говорится, что ребёнок должен быть защищён ото всех форм небрежного отношения, жестокости. И это должен знать каждый! Поэтому каждому взрослому (будь то учитель, родитель, воспитатель или президент страны), и каждому ребёнку необходимо приложить усилия по реализации идей конвенции, т.к. положение детей и подростков в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества.
Заключение
Определив научный подход к понятию «подросток» и «право», мы предприняли первую попытку проанализировать уровень правовой грамотности среди категории учащихся 9 классов одной конкретной школы. Результаты, к которым мы пришли, можно сформулировать следующим образом.