Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:47, реферат
В настоящее время законность — атрибут существования и развития демократически организованного общества. Сущность законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, в том числе высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости
В настоящее время законность — атрибут существования и развития демократически организованного общества. Сущность законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, в том числе высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.
Словарь Ожегова определяет законность как «общепринятое, установленное правило общежития, норму поведения», которая охраняется законами.[1]
Большинство великих юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению законности находит поддержку у многих исследователей. Так, В.С. Афанасьев и Н.Л.Гранат пишут, что законность – это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах, и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений. Данное определение законности, отражая её основные черты и свойства, имеет комплексный характер.[2]
Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».[3] В данном перечне к объектам, выражающем право, следует добавить и правоприменение.
Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие, как «определённое состояние безопасности, стабильности, «общественного здоровья» государства». Из подобной трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения законов, которые особенно беспокоят государство, и принимать
все возможные меры, что бы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере существенно их сократить.[4]
Между тем, в современной юридической литературе по проблемам законности можно отметить три основных подхода:
законность – это принцип государственной деятельности, суть которого состоит в обязанности государственных органов, других физических и юридических лиц действовать в соответствии с требованиями законов;
законность – это метод деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
законность – это режим, система взаимоотношений населения с государственными органами.
Все эти подходы правомерны, хотя и нуждаются в определенной корректировке. Самая важная сторона законности раскрывается в ее определении как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему развитию, формированию, совершенствованию и успешной деятельности государственного механизма.
Такой режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он приобретает в государственном управлении, системе взаимоотношений субъектов административной власти между собою и с гражданами, негосударственными организациями. Во-первых, среди субъектов власти органы государственного управления, администрации государственных предприятий, учреждений, организаций представляют самую многочисленную группу, с ними люди, негосударственные организации, трудовые коллективы встречаются гораздо чаще, чем с прокуратурой, судами. Число государственных служащих, связанных с исполнительно-распорядительно
По мнению проф. А.Ф.Черданцева: “Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность”.[6]
Уровень законности в государстве прежде всего зависит от ее состояния в государстве. Когда он низок в управлении, то даже если иные компоненты государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности. Если имеются многочисленные факты, когда администрации нарушают права предпринимателей, работники милиции незаконно задерживают граждан, военнослужащие без достаточных оснований применяют огнестрельное оружие, когда ресурсы распределяются в обход установленных правил, в вузы принимаются за взятки и т. д., то и строжайшее соблюдение законов при осуществлении правосудия, в процессе прокурорского надзора не окажет существенного влияния на общую картину взаимоотношений государства и граждан, негосударственных организаций. Это будут лишь островки законности в море управленческого произвола. Когда же правосудие и представительные органы перестают: быть преградами административного произвола, народ испытывает тяготы тоталитарного «беспредела». Юридическая правомерность в сфере государственного управления — стержень всего режима законности в стране.
К сожалению, государственное управление пока грешит забвением закона, а его субъекты часто превышают меру легально разрешённого и дозволенного. Президент Российской Федерации в посланиях Федеральному собранию, в своих выступлениях не раз обращал внимание на плохую работу органов исполнительной власти, порождающую правонарушения и преступность. Выдвинутая формула «управление на основе закона» должна стать основной для всех видов государственной деятельности. И её последовательное применение служит обеспечению строгой законности в управлении и повышению его эффективности.
В настоящее время уровень законности в государственном управлении очень низок. Причины здесь весьма разнообразные: слабая правовая урегулированность управления, коррумпированность части государственных служащих, противопоставление законности и целесообразности в процессе деятельности, принятии решений, а также низкая управленческая квалификация и правовая культура должностных лиц, служащих, резко снижают эффективность деятельности государственного аппарата. Между тем названные причины являются довольно устойчивыми, поэтому для их устранения их нужно хорошо знать и вовремя предотвращать.
Для того чтобы обеспечить режим законности, государство должно создать соответствующую основу для этого. Такой основой (или гарантиями) законности в государственном управлении является наличие:
1) определенных экономических условий;
2) развитой политической системы;
3) механизма социальной защиты населения;
4) научно обоснованной системы норм права, которая отвечает требованиям времени и доступна для понимания всеми субъектами государственного управления;
5) механизма принуждения, четко работающего в рамках закона.
Также важным условием законности и дисциплины в государственном управлении следует признать высокую правовую культуру граждан и аппарата исполнительной власти, которая, в свою очередь, является следствием общего уровня образования и культуры общества.
Бесспорно, в сфере государственного управления решающим является человеческий фактор. Государственную службу должны нести профессионалы, действующие на основании закона. В одном из своих выступлений Путин В.В. справедливо заметил: «На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может настать момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим. Вот почему мы настаиваем на единственной диктатуре – диктатуре закона».[7] Между тем, он отметил, что главная проблема не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции государства не приспособлены для решения стратегических задач. Государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим. Более того - власть должна опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную вертикаль.
Главное в «законности в государственном управлении состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение — органами государства, его должностными лицами».[8] Для страны в целом и для каждого гражданина в отдельности — борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью…
Вопрос о стабильности правовых норм особенно актуален для аппарата государственного управления. Служащие, подавляющая часть которых не имеет юридического образования, должны осмыслить требования нового закона, нормативного акта управления, истолковать, усвоить, научиться правильно применять его. Поэтому часто возникают проблемы ознакомления с новыми источниками, обучения работников, снабжения необходимой литературой. В связи с многочисленными изменениями в законодательстве нередко служащие руководствуются старыми нормами, хотя новые нормативные акты уже вступили в силу.
На состояние законности в управлении немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как структура аппарата, квалификация служащих, эффективность системы правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связи с общественностью, органов управления имущественными фондами, упрощение разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепления правопорядка в стране.
Специальные юридические средства обеспечения законности — поощрение, контроль и принуждение.
Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении находит свое выражение в пресечении беззаконий, восстановлении нарушенных прав и законных интересов, наказании виновных лиц. Все разновидности правовых санкций призваны гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию правонарушений.
Законность, порядок, стабильность – вот признак сильного государства основанного на праве. В Российской Федерации действует сегодня 70 тысяч документов, и это не считая ратифицированных междугосударственных (международных договоров), кроме того, в правовой системе полтысячи действующих доныне законов Союза СССР.[9] Мы просто тонем в океане законодательных бумаг, многие из которых, как известно не работают, а иные то и дело вступают в противоречия друг с другом. Такой океан законов, актов, указов нельзя не только изучать, но и понять. Вот еще, почему большинство наших граждан эти законы просто не выполняют, хотя и помнят про устрашающую формулировку: незнание закона не освобождает от ответственности.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что законность является неотъемлемым элементом государственного управления. Разумеется, юридические коллизии, споры, нарушения законности в сфере государственного управления следует предотвращать с учётом комплекса средств. Имеется в виду совершенствование законодательства, точная регламентация статуса государственных органов, правовая ориентация управленческой деятельности. Знание гражданами своих прав и умение их использовать, система приостановления и отмены незаконных решений, судебные и иные процедуры и др. Главное – это укрепление законности в государственном управлении является важнейшим средством его эффективности и демократичности.
Хочется надеяться, что формирующееся в России государственные институты скажут свое слово в упрочнении законности. Кроме того, правовая политика государства должна быть направлена на координацию всех структурных элементов механизма правового регулирования. Мало принять тот или иной закон, нужно создать «механизм», обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм. Всё вышеизложенное диктует жёсткие требования к науке и практике по разработке и реализации целостной концепции укрепление законности в стране, поскольку без утверждения законности невозможно, обеспечение устойчивости общества.
Информация о работе Проблемы законности в государственном управлении