Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:01, реферат
Органы прокуратуры во Франции входят в систему Министерства юстиции и осуществляют функции, связанные, главным образом, с обеспечением соблюдения уголовных законов. На французскую прокуратуру возложено возбуждение уголовного преследования, надзор за органами расследования и руководство ими, поддержание обвинения в суде при рассмотрении уголовных дел, контроль за законностью судебных актов, обеспечение исполнения приговоров и решений судебных органов.
Прокуратура Франции. Органы прокуратуры во Франции входят в систему Министерства юстиции и осуществляют функции, связанные, главным образом, с обеспечением соблюдения уголовных законов. На французскую прокуратуру возложено возбуждение уголовного преследования, надзор за органами расследования и руководство ими, поддержание обвинения в суде при рассмотрении уголовных дел, контроль за законностью судебных актов, обеспечение исполнения приговоров и решений судебных органов. При рассмотрении в суде гражданских споров прокурор может выступать в качестве так называемой присоединенной стороны, давая заключение по поводу законности заявленного в суде иска.
В организационном отношении прокуратура строится применительно к структуре судебных органов.
Прокуроры республики при трибуналах большой инстанции, помимо выполнения прокурорских функций, связанных с рассмотрением гражданских дел, лично или через своих заместителей (помощников) поддерживают обвинение в трибунале большой инстанции (исправительном трибунале) и в суде присяжных. На прокуроров республики при трибуналах большой инстанции возложено осуществление прокурорских функций в трибуналах малой инстанции. Прокуроры республики вправе приносить апелляцию на приговоры и решения трибуналов обеих категорий. Одной из важных их функций является руководство органами расследования, действующими на подведомственной им территории, а также надзор за содержанием заключенных в местах лишения свободы.
Генеральные прокуроры при апелляционных судах дают свои заключения по поводу рассматриваемых в апелляционном порядке гражданских дел, поддерживают обвинение в апелляционном суде, а также в суде присяжных, действующем в месте нахождения апелляционного суда. Они наделены правом принесения апелляции на приговоры полицейских и исправительных трибуналов. На них возложен надзор за применением уголовных законов в пределах района их компетенции, надзор за судебной полицией и содержанием заключенных в местах лишения свободы. Генеральные прокуроры имеют заместителей и помощников.
Высшим должностным лицом французской прокуратуры является Генеральный прокурор при Кассационном суде. Основная его обязанность - дача заключений по поводу дел, рассматриваемых судебными палатами Кассационного суда.
Все прокуроры Франции назначаются на должность президентом республики по представлению министра юстиции.
Во Франции прокурору, или Прокурору Республики (фр. Procureur de la République) (или Генеральному прокурору (Procureur Général) в Апелляционном суде или Генеральному адвокату (Avocat Général) в Кассационном суде) помогают заместители (substituts). Он начинает предварительное следствие, а в случае необходимости просит назначить судью-следователя (Juge d’Instruction) для проведения судебного следствия. Если следствием руководит судья, прокурор не ведет следствие, а просто формулирует объём преступлений, которые расследуют судья и правоохранительные органы; он вправе подобно адвокатам защиты просить или предлагать провести дополнительное расследование. На уголовном процессе, прокурор излагает дело перед судом (судьями или присяжными). Как правило, он предлагает вынести определенный приговор, которому суд не обязан следовать — суд вправе вынести более строгий или менее строгий приговор. У прокурора (procureur) также есть некоторые другие обязанности в части отправления правосудия в целом.
Прокуратура входит в состав министерства юстиции. Высшим должностным лицом является Генеральный прокурор при Кассационном суде, а прокуроры республики называются прокурорами при трибуналах малой и большой инстанции. Особенности данной прокуратуры:
Прокуратура во Франции. Деятельность прокуратуры во Франции регулируется ст. 31—48 УПК. Организационно прокуратура входит в состав министерства юстиции. Структура прокуратуры во Франции организационно совпадает со структурой судебной системы. Высшим должностным лицом является Генеральный прокурор при Кассационном суде. Прокурорами Республики называются районные прокуроры при трибуналах малой и большой инстанции. Они находятся в подчинении у генеральных прокуроров при апелляционных судах. Кроме того, в прокуратуре существуют должности заместителей генеральных прокуроров и заместителей прокуроров Республики.
Все прокуроры назначаются и смещаются Президентом Франции. Важную роль в подготовке решений президента, так же, как и в перемещении прокуроров, играет министр юстиции, который дает президенту рекомендации по этому поводу.
Прокурору во Франции даны полномочия определять политику в области борьбы с преступностью, которой он должен следовать в сфере своей деятельности при условии адаптации ее к возможным императивам проведения общенациональной политики по борьбе с преступностью.
В соответствии со ст. 34 и 39 УПК прокуратура имеет право на возбуждение уголовного преследования, осуществляет контроль за предварительным следствием и поддерживает обвинение в суде.
Генеральные прокуроры осуществляют надзор за применением уголовного закона на территории, находящейся в районе компетенции апелляционных судов. Генеральному прокурору подчиняются все должностные лица прокуратуры в районе компетенции апелляционного суда. Генеральный прокурор осуществляет надзор за деятельностью должностных лиц и агентов судебной полиции. Ему предоставлено право давать поручений полиции собирать необходимые для отправления правосудия сведения.
Прокурор Республики обладает всеми правами и полномочиями должностного лица судебной полиции и, по существу, руководит полицейскими службами, причастными к расследованию. Независимо от того, по чьей инициативе возбуждено уголовное дело, исключительное право продолжать его и поддерживать в суде обвинение принадлежит прокуратуре, действующей в интересах общества и во имя справедливости.
Несмотря на то, что прокурор в суде выступает как представитель исполнительной власти, он полностью независим, в частности по отношению к суду, и не подлежит отводу в отличие от судей и присяжных.
В соответствии со ст. 32 УПК на прокурора не распространяется понятие стороны и, следовательно, суд не вправе обращаться с ним как со стороной в процессе, в частности применять к нему санкции. Наравне с судьей прокурор может задавать подсудимому и свидетелям вопросы в любой момент допроса, причем он не подлежит отводу и со стороны защитника обвиняемого, даже если займет заведомо предвзятую позицию.
Нарушение уголовного закона порождает право и обязанность государства начать против нарушителя судебное преследование посредством возбуждения так называемого уголовного иска. Уголовный иск предъявляется прокуратурой от имени государства либо по ее собственной инициативе, либо на основании поступивших к ней протоколов, жалоб, донесений, а также по жалобе потерпевшего.
При ведении уголовного дела прокуратура постоянно заботится о том, чтобы соблюдать разумный характер продолжительности заключения и процедур, установленных ст. 5, 6 Конвенции по защите прав человека. Любое ее действие в этой области должно стремиться к тому, чтобы ускорить ход процесса, чтобы ни потерпевшие, ни подследственные не должны были страдать от болезненной медлительности. Характерно, что французская прокуратура пользуется полной широтой действий при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Здесь прокуратура руководствуется принципом целесообразности преследования, предпочитая ему принцип законности преследования. Достаточно сказать, что уровень отказа от возбуждения уголовных дел во Франции составляет в настоящее время порядка 70% всех дел, переданных в органы правосудия. Тем не менее это полномочие целесообразности, оставленное за французской прокуратурой, представляется ограниченным, поскольку оно осуществляется лишь на уровне принятия решения: она может принять решение возбудить уголовное дело или же, наоборот, отказаться от его возбуждения. Однако когда решение о возбуждении уголовного дела принято, то во французском праве считается, что уголовное дело принадлежит уже обществу: прокурор больше не имеет права отказаться от преследования в уголовном порядке. Он может только ходатайствовать в пользу лица, против которого возбуждено уголовное дело, о прекращении дела в момент завершения предварительного следствия или о вынесении оправдательного приговора в судебном заседании. Решение, таким образом, принадлежит только следственному или судебному ведомству, в котором рассматривается дело.
Прокурор Республики принимает жалобы и донесения и оперативно принимает по ним решения (п. 1 ст. 40 УПК).
Каждое должностное лицо, которому стало известно о преступлении или проступке на предприятии или в организации, где оно работает, обязано немедленно сообщить об этом прокурору Республики, который в случае необходимости может потребовать провести предварительное следствие. Право проведения предварительного следствия принадлежит следственным судьям-магистрам судебного ранга. Следственный судья организационно находится в подчинении судебных инстанций, а с содержательной стороны действует в рамках предписаний, даваемых ему прокурором. Именно прокурор в соответствии со ст. 82 УПК на любой стадии следствия вправе предписать следственному судье производство всех действий, которые ему представляются полезными для установления истины. Прокурор может в этих целях затребовать все материалы дела с обязательством вернуть их через 24 часа. Прокурор может запретить следственному судье начать следствие по причинам, затрагивающим уголовный иск, если совершенное деяние не влечет за собой уголовного преследования и если оно не содержит признаков уголовного преступления. Следственный судья о каждом своем выезде на место происшествия и об обыске сообщает прокурору, который вправе его сопровождать. Прокурор имеет право присутствовать при всех допросах обвиняемого и гражданского истца. Следственный судья обязан заблаговременно уведомить прокурора о предстоящих следственных действиях.
Согласно ст. 140 УПК временное освобождение обвиняемого из-под стражи осуществляется следственным судьей лишь по согласованию с прокурором, который со своей стороны может потребовать освобождения обвиняемого в любой момент. Прокурор вправе ходатайствовать перед обвинительной камерой о признаний недействительными тех или иных действий или всего производства по делу в целом, если он обнаружит в них нарушение процессуальных норм. Наконец, прокурор вправе обжаловать любое постановление следственного судьи независимо от того, имеет оно административный или судебный характер.
Велики полномочия прокуратуры в части контроля за деятельностью судебной полиции. Между магистратами прокуратуры и офицерами судебной полиции установлена круглосуточная телефонная связь. Прокурор, заслушав отчет полицейского о происшествии, немедленно принимает одно из семи решений:
1) отказаться от возбуждения уголовного дела. Как правило, такое решение принимается только в отношении лиц, совершивших впервые правонарушения, не представляющие большой общественной опасности;
2) немедленно возбудить уголовное дело, попросив полицейского уведомить правонарушителя о необходимости явиться в исправительный суд. Подобный путь избирается в отношении лиц, совершивших мелкие и средние правонарушения, но иногда и тяжкие правонарушения;
3) дать указание дознавателю доставить правонарушителя к прокурору, чтобы в последующем сразу же направить его в исправительный суд. Такое решение принимается в случаях, если за совершённое деяние может быть назначено наказание сроком тюремного заключения от одного года до семи лет;
4) дать указание лицу, проводившему дознание, представить ему правонарушителя, чтобы приступить к производству следствия. Тогда прокуратура составит требование прокурора о производстве предварительного следствия, чтобы следственный судья принял дело к производству. Одновременно решается вопрос о временном заключении под стражу. Такое решение прокурор принимает в случае совершения лицом тяжкого преступления;
5) дать дознавателю указание доставить правонарушителя в прокуратуру. Сам прокурор уведомляет протоколом правонарушителя о необходимости явиться в исправительный суд;
6) дать дознавателю указание уведомить правонарушителя о вызове в исправительный суд в определенный день и час. Этот путь уведомления о явке в суд офицером или агентом судебной полиции в настоящее время довольно часто практикуется прокуратурой в силу своей действенности: рно приравнивается к прямому вызову в суд и позволяет, таким образом, судить подсудимого на основе принципа контрадикции, независимо от того, является он или нет на судебное заседание;
7) дать указание полицейской службе отпустить правонарушителя и продолжать проведение дознания.
Эта новая оперативная система взаимодействия прокуратуры и полиции позволяет прокурорам наладить более тесные контакты с полицией, оказывать воздействие на ход полицейского производства.
Следует отметить, что, в отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокуратура в механизме государственности возникла сравнительно недавно. Считается, что впервые прокуратура была образована во Франции в XIV веке в период инквизиционного процесса. Король Филипп IV Ордонансом от 25 марта 1302 года учредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха.
С первых лет существования это был сугубо обвинительный, карательный орган. Прокуратура Франции была предназначена для исполнения воли короля, влияние которого на формирование ее органов и определение направлений в ее деятельности было весьма сильным. (Не без причины прокуратуры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля».)
Сфера деятельности королевских прокуроров постоянно расширялась. При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения отнюдь не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк В. И. Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».
Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем» защищал интересы королевской короны, вплоть до того, что следил, чтобы кто-либо из вельмож самостоятельно не присваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы промыслов и торговли, учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначениями королевских чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявленным требованиям, чтобы и здесь не нарушались интересы короля.
Со временем в круг обязанностей прокурора был включен даже контроль за работой сеньориальных и церковных судов. Велика была роль прокуроров и при производстве дознания.
В 1 586 году был принят Закон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определил место прокуратуры в системе государственных
9
органов. В сферу полномочий прокурорского надзора закон включил: деятельность прокурора административно-политического характера; надзор за производством следствия; судебно-правовую деятельность.
Очень важное значение для уголовного процесса Франции имел Ордонанс 1 670 года, которым разделялось расследование в суде гражданского и уголовного исков, а сторона публичного обвинения в лице королевских прокуроров получила право предъявлять обвинение в совершении преступлений, влекущих за собой позорящие и мучительные наказания. Однако в те времена, как отмечал Н.Н. Полянский, « прокурор не возбуждал дела самостоятельно: он мог выступать лишь в качестве изобличителя, тогда как инициативой возбуждения дела и правом расследования обладал судья. Преимущество судьи перед прокурором было очевидным: даже рассмотрение уголовных дел происходило без участия прокуроров.