Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:26, реферат
Соотношение или, если угодно, взаимодействие между языковым пространством и пространством социальным далеко не однозначно и не изометрично. Безусловно, язык (речь
погружен в определенное социальное пространство, где он и выполняет целый комплекс своих коммуникативных функций (от информативной до манипулятивной). Разумеется, общество (социум и этнос) без языка, “устраивающего” и выстраивающего систему отношений между членами социума (или этноса), в принципе не может существовать. Однако на вопрос - а может ли язык существовать вне и без общества? - ответ, на м
Соотношение или, если угодно, взаимодействие между языковым пространством и пространством социальным далеко не однозначно и не изометрично. Безусловно, язык (речь
погружен в определенное социальное пространство, где он и выполняет целый комплекс своих коммуникативных функций (от информативной до манипулятивной). Разумеется, общество (социум и этнос) без языка, “устраивающего” и выстраивающего систему отношений между членами социума (или этноса), в принципе не может существовать. Однако на вопрос - а может ли язык существовать вне и без общества? - ответ, на мой взгляд, может быть такой: да, может. Его структура, его строй, его словарь. Латинский язык мертв, но не потому, что исчезла его система и словарь - они сохраняются до сих пор (тексты, грамматики, словари), а потому, что исчезли люди, использующие латынь как средство коммуникативного взаимодействия. Нет функций - нет языка как коммуникативной системы при сохранении его как системы собственно лингвистической. Эта преамбула необходима для того, чтобы реально представить себе, как, где и зачем мы используем то, что называем “языком” (“русским языком” - в нашем случае) в ситуациях непосредственного речевого взаимодействия, alias речевой коммуникации. Безусловно, социальный характер функционирования языка в пространстве речевой коммуникации и в соответствующем социальном пространстве определяется типом самого общества и социальными характеристиками людей как его членов. Антропоцентрическая парадигма современной лингвистики, как известно, базируется на примате человека как языковой личности (ЯЛ). Однако эта личность еще и социальная, культурная, можно даже сказать, и региональная (не говоря уже об этнических характеристиках ЯЛ). Это также необходимо учитывать при описании или истолковании современной речевой коммуникации. Подход к языковой личности с позиций ее места в определенном обществе (социуме - микро - или макро-), проблематика взаимосвязей между личностью и социумом в социолингвистическом аспекте подробно рассматриваются в ряде работ Л. П. Крысина [Крысин 1989 (а, б)] и некоторых других авторов. Несмотря на несколько односторонний характер таких исследований (только социальный аспект, без явно выраженного культурного или социокультурного моментов, а также параметров региональных и/или регионально-этнических), они, по сути, положили начало актуальному ныне описанию социально-речевых портретов русской ЯЛ, как совокупной, так и индивидуальной. Один из интересных и актуальных в исследовательском плане типов совокупной ЯЛ - современный российский студент, чей речевой портрет во многом отражает нынешнюю языковую ситуацию и особенности речевой коммуникации не только в сугубо молодёжной сфере общения, но и коммуникативного пространства современного города в целом (с его формами речевой субкультуры и т. п.). В данной статье мы наметим - на стадии предварительного изучения - отдельные социолингвистические и социокультурные характеристики студента Лесосибирского пединститута, учитывая его статус как конкретной ЯЛ, так и члена определенной социальной группы (совокупной ЯЛ). Материалом статьи являются записи спонтанной речи лесосибирских студентов и данные коммуникативного опроса по анкетам, разработанным в лаборатории речевой коммуникации. В настоящее время этой темой занимается ряд студентов, работающих в проблемной группе “Язык современного сибирского города”. Настоящая публикация носит предварительный характер. Языковая личность, как известно, всегда проявляет себя в конкретных социальных общностях (социогруппах, микро - и макросоциумах), которым она принадлежит и структура которой воздействует на саму ЯЛ, прежде всего, как социальную и культурную. Если рассматривать ЯЛ студента в обычной для него коммуникативной среде, то это, прежде всего, учебная группа, членом которой он является; затем курс, факультет и, наконец, институт в целом. Учебные, производственные, спортивные, военные и т. п. коллективы относят ко вторичным малым группам (микросоциумам), в которые индивид входит, уже будучи членом групп первичных, формальных (например, семьи) или неформальных (круг друзей, бывших одноклассников и т. п.) [Крысин 1989б: 79-80]. В малых социумах студент как личность социокультурная и языковая вступает как в личные, так и в деловые формы коммуникативного взаимодействия.