Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа
референдум в рф
Введение……………………………………………………………………………..2
Доктринальное и законодательное определение референдума………………….4
Институт референдума………………………………………………………………9
Референдум как непосредственное осуществление власти народа в Российской Федерации…………………………………………………………………………....17
Классификация референдумов……………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………...27
Библиографический список………………………………………………………….29
Сегодня правовой базой для
организации и проведения
Первый инициатор — Конституционное
собрание. Оно вправе вынести на всенародное
голосование проект новой Конституции
Российской Федерации. Порядок принятия
Конституционным собранием такого решения,
а также порядок вынесения на всенародное
голосование проекта новой Конституции
Российской Федерации определяется федеральным
конституционным законом, принимаемым
в соответствии со ст. 135 Конституции Российской
Федерации. В настоящее время инициирование
референдума Конституционным собранием
невозможно, т.к. до сих пор не принят федеральный
конституционный закон о Конституционном
собрании, а значит и его созыв в настоящее
время также невозможен.
Второй инициатор — федеральные органы
государственной власти. Таковыми они
могут быть в случаях, «предусмотренных
международным договором Российской Федерации»
(ст. 14). Нет сомнения, что федеральным органам
государственной власти под силу провести
референдум. Их отнесение к инициаторам
референдума позволяет не проходить все
те процедуры, какие требуются от граждан.
Третий инициатор — народ в лице не менее
чем двух миллионов граждан Российской
Федерации, имеющих право на участие в
референдуме; при условии, что на территории
одного субъекта Российской Федерации
или в совокупности за пределами территории
Российской Федерации находится место
жительства не более 50тысяч. Инициатору
(народу) для проведения референдума необходимо
решить целый ряд проблем. Определиться
с организаторами стратегического и тактического
характера. Это базовая проблема. Организаторы
стратегического характера — политические
партии и общественные организации. Именно
они — авангард народа. Намерение провести
референдум высказали Коммунистическая
партия Российской Федерации, Общероссийская
общественная организация «За достойную
жизнь!», Партия национального возрождения
«Народная воля»18. Эти организации
8 февраля 2005 г. заключили соглашение о
сотрудничестве и взаимной поддержке. В
региональные отделения ими были направлены
идентичные конкретные рекомендации,
нацеливающие свои структуры в регионах
Российской Федерации на подготовительную
работу. Организаторы тактического характера
— инициативные подгруппы в субъектах
Федерации и инициативная группа в стране.
С момента появления первой региональной
подгруппы инициативной группы в течение
двух месяцев необходимо создать еще как
минимум 44 региональные подгруппы, в каждой
из которых должно быть не менее 100 человек.
Причем в их числе должны быть и юристы,
и экономисты, и менеджеры, и просто активные
люди. Эти 4500 человек проводят всю подготовительную
работу. Первая региональная подгруппа
инициативной группы обращается в региональную
избирательную комиссию, а та направляет
перечень предлагаемых вопросов в ЦИК,
который и дает свое заключение о соответствии
или несоответствии формулировки вопросов
требованиям федерального конституционного
закона. При этом следует заметить, что
часть 3 статьи 15 Закона обязывает информировать
о предстоящем собрании каждой из 45 региональных
подгрупп не менее чем за пять дней избирательную
комиссию соответствующего субъекта Российской
Федерации. Последующие положения Закона
дают понять, что если хотя бы одна из 45
подгрупп не проинформировала либо проинформировала
избирательную комиссию субъекта Российской
Федерации менее чем за пять дней до собрания,
то это фактически является основанием
для запрета референдума.
Согласно части 26 статьи 15 Закона, «если
в течение двух месяцев со дня регистрации
первой региональной подгруппы в Центральную
избирательную комиссию Российской Федерации
не поступает ходатайство инициативной
группы, Комиссия принимает решение о
прекращении процедур по реализации инициатив
проведения референдума». Это значит,
что менее чем за два месяца должны быть
зарегистрированы все 45 региональных
подгрупп. Финансовое обеспечение референдума.
Это проблема, без решения которой не следует
даже приступать к инициированию всенародного
голосования. Статья 48 обязывает инициативную
группу создать собственный фонд референдума.
Далее — в статьях 48–53 — содержится регламентация
его формирования и использования. В частности,
филиалы Сбербанка обязаны «не реже одного
раза в неделю, а менее чем за 10 дней до
дня голосования — не реже одного раза
в три дня», то есть постоянно, представлять
в Центризбирком сведения о средствах
фонда референдума на счетах (часть 5 статьи
52). Разумеется, малейшее неосторожное
отступление от этой регламентации приведет
к невозможности проведения референдума.
Кроме того, статья 48 «Фонды референдума»
гласит: «Предельная сумма всех расходов
и средств фонда референдума не может
превышать 250 млн рублей». А если бы инициатором
референдума было государство, то из федерального
бюджета пришлось бы выделить 3 млрд рублей.
Жесткая регламентация сроков проведения
мероприятий референдума — это проблема
дисциплины, обязательности, способности
оперативно реагировать на форс-мажорные
обстоятельства, поскольку на пути еще
две существенные преграды.
Если инициативной группе все же удалось
пройти названные «фильтры», то референдум
может быть заблокирован Конституционным
судом. Статья 23 (часть 1) Закона о референдуме
возлагает на него обязанность рассмотрения
конституционности инициативы проведения
референдума. Соответствующий запрос
он должен получить от Президента, который
направит его на основании «положительного»
решения Центризбиркома. Данное полномочие
Конституционного суда не предусмотрено
статьей 125 Конституции, содержащей их
исчерпывающий перечень. Не предусмотрено
оно и Федеральным конституционным законом
«О Конституционном суде Российской Федерации»,
устанавливающим особенности производства
в Конституционном суде отдельных категорий
дел, отнесенных к его полномочиям статьей
125 Конституции.
Само участие Конституционного суда в
процедуре подготовки референдума можно
объяснить разве что стремлением ввести
дополнительное препятствие на пути его
проведения. Конституционный суд в этом
случае будет вынужден проделать ту же
работу, что и Центризбирком. С этой же
целью можно было ввести передачу ее от
Конституционного суда Уполномоченному
по правам человека — на предмет соответствия
материалов подготовки референдума праву
граждан участвовать в референдуме. В
общем, любое дело можно довести до абсурда.
Если Конституционный суд все же примет
решение о конституционности инициативы
проведения референдума, то не позднее
чем через пятнадцать дней Президент должен
назначить референдум.
Таков
неполный перечень вопросов, которые необходимо
решить инициатору — народу. Но даже если
бы их удалось воплотить в жизнь, власть
все равно нашла бы «законный» способ
воспрепятствовать его проведению.
В целом Федеральный конституционный
закон «О Референдуме Российской Федерации»
от 28.06.2004 г. значительно ограничил право
граждан на выражение своего отношения
к политике властей через общенародный
референдум. Для его инициирования требуется
сбор двух миллионов подписей; минимальная
численность инициативной группы увеличена
в 45 раз, а время, отведенное на сбор подписей,
сокращено вдвое. Закон ограничивает конституционные
избирательные права граждан, делает практически
невозможным инициирование референдума
«снизу». По меткому выражению В.О. Лучина
и А.В. Мазурова: «Новый закон о референдуме
точнее было бы назвать “О порядке запрета
Референдума Российской Федерации”»19.
Классификация референдумов
Основанием классификации
Остановимся
подробнее на видах
Консультативный референдум –
неотъемлемый элемент
Решения императивного
Как показывает анализ
По способу проведения
Факультативные референдумы, в
современной их значении, проводятся,
в отличии от обязательных, по
тем амым вопросам, которые считают
необходимым вынести на
На федеральном уровне ФКЗ
2004 г. Предусматривается
В субъектах РФ, в муниципальных
образованиях, также встречаются
обязательные и факультативные
референдумы. Например, в ст. 77 Конституции
Республики Алтай
По содержанию референдумы
Конституционным признается
По времени проведения
Голосование по законопроекту
после его принятия
В зависимости от территории,
на который проводится
Общенародные референдумы
Возможно подразделение
Таким образом, разнообразие
Заключение
Таким образом, референдум – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения, проводимое на всей территории Российской Федерации, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Являясь наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа, позволяет гражданам Российской Федерации оказывать воздействие на формировании органов государственной власти, тем самым реализуя право граждан на участие в управлении государственными делами.