Римское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:13, реферат

Описание

В существующей в настоящее время практике преподавания юридических дисциплин
римская юриспруденция не выделяется в самостоятельный предмет изучения и
рассматривается вместе с римским правом. Между тем выработанные римскими
юристами приемы обработки правового материала, способы формулирования правовых
норм, их классификации и систематизации, рациональные методы разрешения
споров, дефиниции, понятийный и терминологический аппарат составляют наиболее
ценный компонент римской правовой культуры.

Работа состоит из  1 файл

римское право.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

1. Введение.

 

В существующей в настоящее  время практике преподавания юридических  дисциплин

римская юриспруденция  не выделяется в самостоятельный  предмет изучения и

рассматривается вместе с римским правом. Между тем  выработанные римскими

юристами приемы обработки правового материала, способы формулирования правовых

норм, их классификации  и систематизации, рациональные методы разрешения

споров, дефиниции, понятийный и терминологический аппарат  составляют наиболее

ценный компонент римской  правовой культуры.

«Если римское право как совокупность юридических норм,— пишет известный

итальянский правовед Б. Бионди, — для нас, современников, не только прошлое,

но также история  и как таковое и должно рассматриваться, то римская

юриспруденция, т. е. наука  римского права, все еще живет и нередко говорит

еще сегодня несколько  полезных вещей. Современные юристы часто жалуются на

пробелы римского правопорядка, нередко обличают некоторые институты, с

улыбкой смотрят на церемонию  манципации, как и на кажущуюся  столь же смешной

античную форму «sponsio», бросают сочувственный взгляд на ряд принципов и

институтов, считая их историческим курьезом и сравнивая их с обычаями

отсталых народов; но римская юриспруденция, не  переставая оставаться

древней, даже по прошествии веков составляет наше правовое наследие и

наполняет наше чувство  юриста».

Римские правовые тексты — будь то Институции Гая или  Дигесты Юстиниана —

могут рассматриваться  с двух точек зрения. С одной  стороны, в них можно

видеть лишь юридические  нормы, регулирующие поведение людей. С другой

стороны, на них можно  взглянуть как на систему знаков, выражающих

определенный стиль  юридического мышления, определенное мировоззрение.

Юриспруденция Древнего Рима, т. е. стоящие за римскими правовыми  нормами

теоретические идеи, принципы разрешения споров, логика юридического мышления,

юридическая техника  и т. д. — все это имеет для  современного юриста не только

познавательное, но и  практическое значение. Римская юриспруденция  была

«первой попыткой в разработке всеобщей теории гражданского права».

Понятие «римское право» часто употребляется в литературе в широком смысле —

под ним понимается не только совокупность юридических норм, но и то, что

относится сугубо к сфере  юриспруденции. И это не случайно. Нормативная часть

правовой культуры Древнего Рима и римская юриспруденция тесно взаимосвязаны

между собой. Коротко  говоря, юриспруденция—это деятельность, обслуживающая

механизм функционирования и развития права. Римское право  как совокупность

юридических норм есть в  огромной мере создание римской юриспруденции. И без

уяснения сущности последней, закономерностей ее эволюции невозможно сколь-

нибудь глубоко познать  сущность и закономерности эволюции первого.

    

     

2. Юриспруденция Древнего  Рима – древнейший период.

 

2.1. Понтифики.

 

Расцвет юриспруденции в Древнем Риме падает на классический период его

истории: I в. до н. э. — III в. н. э. Однако предпосылки данного  расцвета

возникли еще в древнейший период — эпоху царей и республики.

Носителями ранней римской  юриспруденции — знатоками права—выступает коллегия

религиозных служителей, так называемые понтифики.

«Первоначальное назначение этой коллегии, — отмечал И. А. Покровский, — как и ее

название (почему-то, «мостостроители»?), темно, но несомненно, что и

историческую эпоху  в этой коллегии сосредоточивалось знание и хранение

сакрального права (jus pontificium). В этой коллегии вырабатываются правила  и

приемы толкования, ведутся  даже записи юридических прецедентов, записи, носящие

название «соmmentarii pontificium»; только у понтификов можно получить и

надлежащий юридический  совет. Таким образом, по всей справедливости понтифики

считаются первыми юристами, положившими начало развитию римского гражданского

права.

О том, чем конкретно  занимались понтифики, можно получить представление,

прочитав небольшой отрывок из первой книги «Истории Рима...» Тита Ливия, где

идет речь о деятельности избранного царем после Ромула Пумы Помпилия. Историк

рассказывает, что, став царем, он, помимо прочего, «избрал понтифика  — Нуму

Марция, сына Марка, одного из отцов-сенаторов, — и поручил ему наблюдать за

всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими

именно жертвами, по каким  дням и в каких храмах должны они  совершаться н

откуда должны выдаваться потребные для этого деньги. Да и все прочие

жертвоприношения, общественные, и частные, подчинил он решениям понтифика,

чтобы народ имел, к  кому обратиться за советом, и в божественном праве ничто

не поколебалось от небреженья отеческими обрядами и усвоения чужеземных;

чтобы тот же понтифик мог разъяснить не только чин служения небожителям, но и

правило погребенья, и  способы умилостивить подземных  богов, а также какие

знаменья, ниспосылаемые  в виде молний идя в каком-либо ином образе, следует

принимать в расчет и  отвращать».

В содержание римской юриспруденции рассматриваемого периода входили три

основные функции: знание и хранение обычаев, правил разрешения споров и т.п.,

толкование их; деятельность в качестве третейского судьи. С  появлением

различного рода письменных документов к этим функциям, естественно,

добавилась и функция  составления записи документов. Все  перечисленные функции

исполняли понтифики. Те, кто обращался к ним за помощью, обязаны были дать им

определенное вознаграждение. Например, в случае третейского суда существовал

следующий порядок: обе стороны накануне разбирательства спора составляли в

строго определенном месте какие-нибудь ценные вещи в  качестве платы

третейскому судье. Сторона, в пользу которой разрешался спор, внесенное

вознаграждение забирала обратно. Место, где стороны оставляли плату,

называлось у римлян pons sublicius. Не отсюда ли и происходило  наименование

религиозных служителей — знатоков права — понтификами?

В литературе понтификов называют, как правило, жрецами. Это  название верно

лишь отчасти. Источники  показывают, что среди жрецов Рима понтифики занимали

особое место. Рассказывая  о действиях Нумы Помпилия по восшествии на престол,

Тит Ливий пишет, что  он сперва назначил жрецов, потом весталок и caлиев и

лишь после этого  понтифика. Понтифик, таким образом, рассматривается стоящим

вне группы жрецов. Примечательно  и другое. Понтифик призывался наблюдать  за

жертвоприношениями, он же выносил решения о совершении обрядов, но сам ни

жертвоприношений, ни других обрядов не совершал. Это делали как раз жрецы.

Каковы же тогда подлинные функции понтификов? Они — знатоки божественного и

человеческого права, его  толкователи, консультанты и простых  людей, и самих

жрецов, советники царей  и должностных лиц в управлении.

     2.2. Сравнение  Древнего Рима с Древним Востоком  и Древней Грецией.

Так же, как на Древнем  Востоке и в Древней Греции, первоначальная

юриспруденция в Риме выступала в религиозных формах. По словам П. Г.

Виноградова, в Риме «в древнейшей стадии права, вследствие громадного

значения религиозных  представлений в мировоззрении народа некоторые институты

получают религиозную  окраску. Наряду с jus, которое осуществляется

государством и имеет  за собою, в случае надобности, санкцию  принуждения,

признается fas, долг и  благочестие, обязательность которого гарантируется не

государством, а блюстительством  богов и их представителей на земле  —

pontifices. Святость международных  договоров и гостеприимства, например,

обеспечивается не правами  в собственном смысле — jus, а нравственно-

религиозным долгом — fas. Формальной санкцией при этом является проклятие,

которое навлекает на себя нарушитель fas».

Сходство первоначальной римской юриспруденции с юриспруденцией Древнего Востока

и Древней Греции является, однако, чисто внешним. Если на Древнем  Востоке в

процессе становления  классового общества практически повсеместно возобладала

родовая аристократия и  установилась жесткая, предельно устойчивая иерархическая

структура, то в древнегреческих  общинах, за редким исключением (Спарта и др.),

господство родовой  аристократии было сравнительно непродолжительном. В Афинах,

к примеру, оно длилось  до 594 г. до н. э., т.е. до реформ Солона. Здесь

в конце концов возобладал демос. Во всяком случае, не возникло иерархической

(кастовой) структуры  восточного типа.

В Риме социальное развитие не пошло ни по древневосточному, ни по

древнегреческому пути. Здесь возникла совершенно уникальная для древнего мира

ситуация, когда из существующих в обществе групп населения с  различными, во

многом антагонистическими интересами ни одна не может взять  верх над другой,

окончательно ее не подавив. Подобное равновесие могло иметь  место в истории

любой из стран древнего мира, но лишь на короткое время. И только в Риме оно

приняло постоянный, длительный характер. В процессе борьбы с патрициями

плебеи обрели собственную организацию, завели себе вождей и идеологов, что

придало им способность  эффективно противостоять господствующему  сословию.

Вероятно, патриции могли  бы с помощью вооруженной силы лишить плебеев

возможностей сопротивления, но в условиях, когда римская община была окружена

другими враждебными  ей общинами, с которыми она вела постоянные войны, резкое

обострение внутриобщинной межклассовой, межсословной борьбы угрожало бы

существованию всей общины, а значит, и самим патрициям. Данное обстоятельство

ясно осознавалось и римлянами, и их врагами. Тит Ливий писал в своей «Истории

Рима...»: «Первейшие мужи всех этрусских племён кричали на шумных сходках,

что мощь римлян будет  вечной, если только сами они не истребят себя в

мятежах. Это единственная пагуба, единственная страна для процветающих

государств, существующая для того, чтобы великие державы  были тоже смертны».

Ориентация верхушки римского общества на компромисс, согласие с низами

способствовала выработке  специфического политического сознания. Одним из

важнейших его элементов стала готовность жертвовать частью своих прав ради

сохранения общественной стабильности.

Другим следствием сложившейся  в римском обществе ситуации обостренной

политической борьбы между различными общественными  группами и возникшей в

связи с этим повышенной потребности в общественной стабильности стало

утверждение в сознании общества идеи об особой ценности права  в социальной

жизни. Тит Ливий пишет  «о власти законов, превосходящей человеческую». Ромул,

когда стал царём; «созвал  толпу на собрание и дал ей законы, — ничем, кроме

Законов, он не мог сплотить ее в единый народ». Нума Помпилнй, как  это

явствует из «Истории Рима...», был избран царем потому, что являлся

«величайшим, насколько  тогда это было возможно, знатоком всего божественного

и человеческого права». Получив царскую власть, «Нума решил город, основанный

силой оружия, основать заново на праве, законах, обычаях».

Использование правовых форм в качестве средства разрешения споров, фиксации

компромисса между различными общественными группами, инструмента сплочения

населения в единый народ  уже само по себе придавало юриспруденции  светский

оттенок. Связь юриспруденции  с такими элементами духовной культуры, как

религия и этика, в  Риме с самого начала не была столь  тесной,

взаимопроникающей, каковой она являлась на Древнем Востоке или в Древней

Греции. И может быть, яснее всего данная особенность  римской юриспруденции

проступала в положении  ее главных носителей — понтификов в сословии

религиозных служителей.

    

2.3. «Законы XII таблиц».

 

Юриспруденция в Риме не освобождалась от религии и этики, она изначально,

выступая в религиозной  окраске, имела светское содержание. Не случайно

некоторые ее функции  исполняли не только понтифики, но и  другие члены римской

общины. Правда, это были исключительно знатные люди. «Патриции,— отмечал

российский правовед прошлого века А. Стоянов,—настолько же воины и крупные

землевладельцы, насколько  правоведы и адвокаты».

Поначалу круг юридической  деятельности патриция, не являющегося  понтификом,

был все же ограничен: он сводился всецело к роли судьи или к функции

представительства в  суде интересов своего клиента, но с  течением времени круг

этот неизбежно должен был расшириться. Дело в том, что  занятие юриспруденцией

приносило ощутимые выгоды, как политического, так и материального характера.

Кроме того, раз указанная  деятельность была выгодной, значит, она  неизбежно

должна была быть монополизирована. И монополизация юриспруденции  в Риме

происходила так же, как  и на Древнем Востоке. «Право переходило из рода в род

как предание. Законоведение было наследственным признанием аристократических

семейств, которые ревниво  охраняли спою привилегию. Привилегия эта, давала им

едва ли не большую  власть, чем греческим эвпатридам».

Монополизация юриспруденции  приносила ее носителям особенно большие выгоды в

условиях, когда право  было неписаным. Толкователи устных законов могли широко

Информация о работе Римское право