Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на 6 вопросов по дисциплине "Административное право".
16.Понятие и признаки государственного органа
Первичным
и важнейшим структурным
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган
государства и обладает
2. Орган
государства состоит из
Положение,
права и обязанности
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
Служащие
государства непосредственно
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру. Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим
признаком органа государства
является наличие у него
(совокупности
прав и обязанностей) определенного
содержания и объема. Компетенция
обусловлена предметом ведения,
5. Согласно
своей компетенции орган
6. Для осуществления
своей компетенции орган
7. Наконец,
орган государства активно
17. Понятие и административно- правовой статус органа исполнительной власти.
Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.
Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:
а) исполнительно-распорядительная деятельность;
б) контрольно-надзорные функции;
в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;
г) нормотворческая деятельность;
д) правоохранительная
(юрисдикционная) деятельность.
18. Виды органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти различаются по содержанию и конкретной направленности своей деятельности. Возможно их подразделение на следующие видовые группы.
1. По территориальному
масштабу деятельности, во многом
определяемому федеративным
Местных органов исполнительной власти сейчас официально не существует (т.е. на территории районов, городов, поселков и т.п.), так как все они действуют в системе местного самоуправления, т.е. не являются государственными органами. Тем не менее их нельзя полностью игнорировать в качестве исполнительных органов.
Территориальными являются органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти на территории субъектов Федерации (например, управления, инспекции и т.п.). Они не входят, однако, в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.
Наконец, возможно образование межтерриториальных исполнительных органов, т.е. действующих на территории нескольких регионов. Это характерно для организации управления транспортом (например, железные дороги), обороны (например, военные округа) и т.п.
В качестве местных исполнительных органов можно рассматривать администрацию государственных предприятий и учреждений, конечно, при условии учета особенностей принадлежащих администрации полномочий.
2. По характеру
компетенции различаются
– общей компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия, распространяющиеся на все или на большинство участков государственно-управленческой деятельности. Это наиболее значимые органы: правительства, администрации субъектов Российской Федерации;
– отраслевой компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия в границах порученных им отраслей управления (например, железнодорожным транспортом, внутренними делами и т.п.). Как правило, это министерства, федеральные службы, аналогичные им органы в субъектах Федерации;
– межотраслевой компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия по отнесенным к их ведению специальным вопросам, общим для всех или нескольких отраслевых систем (например, координация по вопросам стандартизации, охране окружающей среды и т.п.). Это и государственные комитеты, и министерства, и некоторые федеральные службы. Все зависит от того, какие конкретно функции и полномочия закреплены за данным органом;
– смешанной
компетенции, т.е. осуществляющие свои
функции и полномочия как в
отраслевом, так и в межотраслевом
масштабах. В большинстве случаев именно
такого рода компетенция' характерна для
федеральных органов исполнительной власти
различных организационно-правовых форм.
3. По порядку
и способам образования
– образуемые главами государств. Так, Президент РФ фактически формирует Правительство РФ, образует федеральные органы исполнительной власти. Аналогичны полномочия президентов республик, входящих в состав РФ;
– образуемые органами законодательной (представительной) власти. Такой порядок предусмотрен конституциями некоторых республик. Например, в Республике Дагестан правительство образуется Государственным Советом;
– образуемые самими органами исполнительной власти. Так, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрена возможность образования им органов при Правительстве (сейчас, например, в качестве федерального органа исполнительной власти действует Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ). Кроме того, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои внутриотраслевые территориальные органы.
– в отдельных
случаях наблюдается способ избрания.
Однако он не имеет отношения к
образованию самих органов
Так, избираются главы администраций краев, областей и т.п. Председатели правительств республик Коми и Хакасии избираются населением.
4. По порядку
разрешения подведомственных
– коллегиальные органы, в которых основные вопросы компетенции решаются по большинству членов данного органа (например, коллегиальными являются государственные комитеты и федеральные комиссии); естественно, коллегиальными являются и правительства;
– единоначальные органы, в которых полномочия решать основные вопросы сосредоточены в руках руководителя (все остальные органы).
5. По организационно-правовым
формам, что находит свое выражение
прежде всего в их
Кроме того, в краях, областях РФ функционируют администрации; в городах федерального значения – мэрии (г. Москва). В числе исполнительных органов можно обнаружить департаменты, инспекции, управления, комитеты, отделы и т.п.
Следующим
вопросом логично предположить характеристику
системы органов исполнительной
власти. Это так. Однако прежде следует
особо рассмотреть роль Президента
Российской Федерации в организации
и осуществлении исполнительной
власти.
19. Система органов исполнительной власти
Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти.
Правительство
осуществляет государственную власть
в Российской Федерации наряду с
Президентом, Федеральным Собранием
и судами Российской Федерации. Согласно
ст. 11 федеральное Правительство осуществляет
исполнительную власть Российской Федерации.
Несмотря на то, что Конституция РФ не
употребляет по отношению к Правительству
термина «высший», оно, тем не менее, является
высшим исполнительным органом государственной
власти в масштабе всей страны. Правовое
положение Правительства определяется
гл. 6 Конституции РФ и Федеральным конституционным
законом 1997 г. «О Правительстве Российской
Федерации».
Правительство - это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с января 1994 г. по 1997 г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата (2, с.254).