Система административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:28, реферат

Описание

Цель написания реферата- это раскрыть понятие системы административного права
Задачи:
1. Дать понятие административного права.
2. Указать источники административного права
3. Проанализировать систему административного права

Содержание

Введение 3
Глава 1. Административное право как отрасль права 5
1.1. Понятие административного права 5
1.2. Предмет административного права 6
1.3. Источники административного права 10
Глава 2. Система административного права 17
Заключение 24
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

система административного права.docx

— 101.37 Кб (Скачать документ)

    Во  многих случаях административное право  не только защищает общественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора.

    Следствием  данной особенности существующей правовой системы  являются “ проникновение” административного права в сферу  регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного  явления - практическое наличие управленческих по своей природе отношений в  сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли  права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно - правовых по своей сути норм.

    Административное  право закрепляет организационные  формы  активного участия общественных организаций в управлении государственными и общественными делами,  в  работе аппарата управления, в контроле за его деятельностью оформляет их правовой статус в этой сфере общественных отношений. Существенная роль норм административного права в регулировании положения личности в сфере государственного управления, в обеспечении реализации и конституционных прав и свобод и выполнении ими конституционных обязанностей перед обществом, в охране административно - правовыми средствами законных интересов и прав человека, в обеспечении его участия в управлении государством. 

 

    

    Глава 2. Система административного  права

 

Система административного права – это  внутреннее построение административного  права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных  правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных  сферах и отраслях управления.

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения  и закрепленное в источниках административного  права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Признаки норм административного права:

1) предмет  регулирования административных  норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая  иерархия, в случае противоречия  одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство  норм административного права  носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие  административно-правовых норм обеспечено  специальными видами ответственности:  административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая  норма имеет специфическую структуру:  как правило, она не имеет  гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

    Административное  право является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, позволяющий регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Адми­нистративное право играет в правовой системе системообразующую роль и является фундаментальная базовая отрасль права. Во-первых, оно представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования, а именно императивный, повелительный. Другой базовый метод - диспозитивный - олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение трех отраслей права в треугольник «конституционное право - административное право - гражданское право» формирует фундамент всей системы права.

         Во-вторых, административное право  служит своего рода «материнской  отраслью» прежде всего для  отраслей публичного права, «пропитывая»  и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др. Отрасли социального права, в частности экологическое право, насыщаются нормами административного права применительно к той сфере регулирования, где именно императивность дает наибольший эффект.

         Все это предъявляет повышенные  требования к построению системы  административного права. Приходится  руководствоваться при этом достижением  таких целей (цели административного  права):

  • обеспечение устойчивой системы органов исполнительной власти и создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;
  • эффективного регулирования общественных отношений с помощью функциональных режимов;
  • гарантирование реализации прав и свобод граждан при одновременной охране публичных интересов и общественного порядка;
  • защита граждан и общества от административного произвола.

    Достижение  указанных целей способствует в  конечном итоге эффективному административно-правовому  воздействию на общественные процессы и стабильности государственных  институтов. Общественная практика и здесь служит критерием социальной эффективности отрасли права.8

         Требованием к системе административного  права является необходимость  ее строгой внутренней упорядоченности  и согласованности. Системная  целостность отрасли придает  ей устойчивость.

         Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой.

          Системность права характеризует  его как согласованное единство  норм, институтов, отраслей, охватывающих  регулирующим воздействием разнообразные  стороны жизни общества и отношения  людей. 

         Правовые  нормы по своему содержанию  и сфере действия группируются  по отраслям и институтам права,  образуя целостную систему.

    Система права это внутренняя организация  права, выраженная в единстве и согласованности  юридических норм, которые сосредоточены  в относительно самостоятельных  комплексах.

         Отрасль - главное подразделение  системы права, совокупность юридических  норм, регулирующих значительный  круг однородных общественных  отношений и объединенных общим  предметом и методом.

         Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

         Институт  права - обособленный  комплекс юридических норм, которые  являются специфическим элементом  отрасли права и регулируют  незначительный круг однородных  общественных отношений.9

         Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная.

    Общая часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, общие для  всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы  права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового  регулирования, правовое положение  субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных  служащих, граждан, общественных объединений и др.).

    Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

         Общая часть включает в себя  институты:

  • устанавливающие административно-правовой статус граждан (инди­видуальных субъектов права) и негосударственных организаций;
  • регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
  • обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;
  • регламентирующие принуждение по административному праву.

         Особенная часть включает институты,  регулирующие:

  • обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;
  • организационно-хозяйственную деятельность;
  • социально-культурную деятельность;
  • деятельность государственной администрации по организации и осу­ществлению политических, экономических и иных внешних связей.

    Традиционное  построение системы административного  права сохраняется во всех опубликованных учебниках, книгах и статьях по административному  праву. Устойчивость общей части  административного права можно  объяснить преемственностью его  основных элементов и средств  воздействия. 10

         Необходимо различать систему  административного права и систему  административно-процессуального законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам  построения, по структурно-нормативным  подразделениям. Система законодательства  представляет структурно упорядоченный  массив действующих административно-правовых  актов. Система административного  права, являясь отражением науки  административного права, служит  концептуально-нормативной ориентацией  для системы законодательства.

         Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

         К подотраслям административного законодательства можно отнести:

         а) «Органы исполнительной власти»  с выделением институтов «Федеральные  органы исполнительной власти (общие  вопросы)», «Федеральные министерства»,  «Иные федеральные органы государственной  власти», «Органы исполнительной  власти субъектов РФ (общие вопросы)»,  «Виды исполнительных органов  субъектов РФ». Заметим, что  в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

        б) «Государственная служба (общие  вопросы)» с выделением институтов  «Государственная служба в федеральных  государственных   органах»,   «Государственная  служба   в   государственных органах субъектов  РФ»,  «Государственная служба  в государственных учреждениях и предприятиях»;

         в) «Административно-правовые режимы»  с институтами «Чрезвычайное  положение», «Военное положение», «Таможенный  режим», «Функциональные режимы»;

         г) «Регистрационно-легализующая деятельность» институтами «Государственная   регистрация»,   «Лицензирование»,   «Стандартизация» и т.п.

         д) «Государственное  управление  в  сферах  государственной  жизни» с институтами «Разграничение  функций между органами РФ  и органами ее субъектов», «Компетенция  органов исполнительной власти»,  «Принятие решений» и т.п. Институты  данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

         е) «Контрольно-надзорная деятельность»  с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

         Целый ряд институтов административного  права и законодательства может  подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

         В рамках административного права  выделяемое админитративно-процессуальное законодательство также делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты. Членение отрасли на подотрасли, институты, подинституты, акты, нормы отражает их связь и внутреннюю соподчиненность. 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Система административного права