Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:11, контрольная работа
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Под социальным управлением принято понимать управление общественными процессами, воздействие на все или отдельные сферы общественной жизни. Оно выражается в обозначенных общих признаках управления, но отражает и особенности организации общественной жизни, а именно: осуществляется там, где есть совместная деятельность людей;
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Кафедра Теории и истории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Выполнил: студент 2 курса
Юридического факультета
Правоведение (4 года)
Гр. «А»
Брест, 2011
Вариант № 2
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Под социальным управлением принято понимать управление общественными процессами, воздействие на все или отдельные сферы общественной жизни. Оно выражается в обозначенных общих признаках управления, но отражает и особенности организации общественной жизни, а именно: осуществляется там, где есть совместная деятельность людей; главным назначением является упорядочивающее воздействие на участников этой деятельности, регулирование их поведения для достижения поставленных целей; носит властно-волевой характер; нуждается в особом механизме воздействия, который предполагает наличие следующих элементов: специальных субъектов управления, объектов управления и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информация о выполнении или невыполнении команд) связи.
Социальное управление подразделяется на несколько видов:
- государственное
управление (управление в области
организации и
- местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);
- общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);
- коммерческое управление
(управление в коммерческих
организациях, созданных с
целью извлечения прибыли и
распределяющих полученную
В научной и учебной литературе можно встретить и другие классификации видов социального управления. Напр., профессор А.А. Демин выделяет государственное и общественное управление2; рассматривают также государственное и негосударственное управление и т.п.
Социальное управление, как особый тип управления, представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социальнозначимых процессов, обеспечения устойчивого развития социальных систем.
Необходимо назвать ряд его главных особенностей.
1. Это управление людьми:
отдельными индивидами, группами, обществом
в целом. Это особый тип
Человек – общественное существо, он не может существовать вне общества. Важнейшей особенностью человеческого бытия является совместная деятельность людей в различных сферах общественной жизни. Объединение – важное средство в борьбе за существование, развитие на всех этапах человеческой истории. Коллектив неизбежно принимает форму определенной организации для того, чтобы координировать и направлять действия, регулировать отношения между его членами, подчинить их единой общей цели.
Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.
2. Действия человека
носят сознательный, целесообразный,
волевой характер. Воля – регулирующая
сторона сознания, направляющая
деятельность человека на
3. Третья особенность
социального управления –
Человек чрезвычайно многообразен,
индивидуален, он является участником
разнообразных общественных отношений,
принимает различные социальные
роли, управляет техническими средствами,
а в ряде случаев и людьми. Сознательное
целенаправленное руководство не в
состоянии охватывать всех проявлений
жизнедеятельности человека, а главное
– такаямаксимализация
Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как договор, наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).
4. Четвертая особенность
состоит в том, что управление
людьми осуществляется
5. Очень важно и то,
что человечество научилось
Поэтому специфика социального
управления состоит и в использовании
внегенетической, внеорганической
системы средств сбора, обработки
и передачи информации. Оно характеризуется
наличием надындивидуальных устройств,
то есть специальных управляющих
систем, технических средств, особых
каналов связи, «языков» (кодов).
Общие черты социального управления:
1) существует там, где
имеет место совместная
2) обеспечивает упорядоченное
воздействие на участников
3) направлено на достижение
определенной управленческой
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления
наделяется определенным
6) объект управления является
подвластным субъектом,
7) реализуется в рамках определенного механизма.
Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.
В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).
В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.
В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.
Торговля представляет собой экономическую деятельность физических и юридических лиц в сфере товарного обращения, заключенного в обмене товаров путем купли-продажи, оказание связанных с этим процессом торговых услуг и выполнения работ.
Основная форма госуправления в сфере торговли:
1) лицензирование торговли
2) квотирование постановок товаров
3) формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций
4) техническое нормирование,
стандартизация
В структуре управления торговлей выделяют 3 уровня (звена):
1) республиканский (министерство
торговли). Минторгу подчиняется
ряд государственных и
2) областной – управление
торговли облисполкомов (в
3) районный, городской отделы (управление торговли и услуг при рай- и горисполкомах).
Министерство торговли Республики
Беларусь является республиканским
органом государственного управления
и подчиняется Совету Министров
Республики Беларусь. Минторг проводит
государственную политику в сфере
торговли, общественного питания, бытового
обслуживания населения, защиты прав потребителей,
координирует деятельность в этих сферах
других республиканских органов
государственного управления, осуществляет
координацию выставочной и
В систему Минторга входят
центральный аппарат Минторга, структурные
подразделения областных, Минского
городского и местных исполнительных
комитетов, обеспечивающие реализацию
государственной политики в сфере
торговли, общественного питания, бытового
обслуживания населения, защиты прав потребителей
и рекламной деятельности, а также
государственные организации, подчиненные
Минторгу, согласно перечню, утвержденному
Советом Министров Республики Беларусь.Основными
задачами Минторга являются: проведение
государственной политики в сфере
торговли, общественного питания, бытового
обслуживания населения, защиты прав потребителей,
координация деятельности республиканских
органов государственного управления,
иных государственных организаций,
подчиненных Правительству
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Аттестации не подлежат государственные служащие
Коллективные субъекты административного права:
Обращения от имени недееспособных граждан направляются:
Б) их законными представителями5.