Союз Беларуси и России перспективы дальнейшего развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.
Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:
- сущности и истории формирования союза;
- условий становления союзных отношений;
- нормативно-правовой базы Союзного государства;
- проблем развития интеграционных связей

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии 5
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии 5
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и 7
Белоруссии 7
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства 10
2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии 12
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза 12
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства» 14
2.3 Органы Союзного государства России и Белоруссии 16
3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии 20
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии 20
3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии 23
3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии 26
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии 29
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

6240 Союз Беларуси и России перспективы дальнейшего развития.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

Для Белоруссии объединение  с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россия берет  на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территории Беларусии; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.

У стран – непосредственных соседей Белоруссии на двустороннем уровне растет недоверие к новому объединению. Симптоматичен в этом смысле необычный шаг президентов Польши, Литвы и Украины — заявление от 20 ноября 2009 г., в котором они выразили глубокую озабоченность происходящем в Белоруссии и призвали уважать права и гражданские свободы. Стратегическое сближение России и Белоруссии в сочетании с установлением авторитарного режима три соседние страны воспринимают как источник повышенного риска для собственной безопасности и стабильности.

С военно-политической точки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шаг вперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО. В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора между Россией и НАТО, касающегося неразмещения ядерного оружия и войск блока на территории стран-участниц. [15]

Процесс единения Белоруссии и России происходил в условиях дальнейшего  обострения геополитического противоборства в мире. В современной международной обстановке геополитическая значимость союза еще в большей степени возрастает. Скорейшее развитие Союзного государства будет способствовать созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности на евразийском континенте. Сегодня Белоруссия является самым последовательным и надежным союзником России в отстаивании ее национальных интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В силу особого геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным мостом между Европой и Азией, наличие которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.

Не является секретом, что любые попытки сближения  и объединения народов бывшего Советского Союза встречают жесткое противодействие западных геополитических конкурентов. Все годы становления Союзного государства Белоруссии и России осуществляется его целенаправленная дискредитация. В первую очередь это касается Белоруссии, в отношении которой предпринимаются беспрецедентные шаги по дискриминации ее политического и экономического курса, осуществляется постоянное давление на руководство суверенной республики. [4]

Но, несмотря на это, с  образованием Союзного государства создаются реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое общеевропейское пространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения как в экономическом, так и в политическом плане.

 

  1. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии

 

2.1 Основные документы  нормативно-правовой базы союза

 

Нормативно-правовая база союза базируется на следующих основных документах:

  1. Договор «О создании Союзного государства»

Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.

  1. Договор «О равных правах граждан»

Данный договор обеспечивает равные права граждан избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие в хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; на получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования; на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях; на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России. 

  1. Договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения»

Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством  договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к:

- пособиям по временной  нетрудоспособности и материнству;

- пособиям по безработице;

- трудовым пенсиям  по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца,  за выслугу лет и социальным  пенсиям;

- пособиям в случае  трудового увечья или профессионального  заболевания;

- пособиям для семей  с детьми;

- пособиям на погребение.

  1. Постановление «Об обеспечении равных прав на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»

В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь.

  1. Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых помещений»

Основная цель данного  решения состоит в том, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии или в России.

  1. Решение Высшего Совета «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»

На основе данного решения Высшего Совета порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Документы, выданные в Белоруссии и России для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

  1. Постановление «О взаимном предоставлении равных прав в получении всесторонней медицинской помощи»

Данное постановление  гарантирует то, что каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи. Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся. [12]

 

2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства»

 

8 декабря 1999 года Российская  Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О создании Союзного государства».

Главы России и Белоруссии были убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств, продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором «Об образовании Сообщества России и Белоруссии» от 2 апреля 1996 года, Договором «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализовать положения Декларации «О дальнейшем единении России и Беларуси» от 25 декабря 1998 года.

Целями Союзного государства  являются:

  1. обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
  2. создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
  3. неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
  5. формирование единой правовой системы демократического государства;
  6. проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  7. обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
  8. укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств. [12]

Союзное государство  базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Также оно основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. Союзное государство России и Белоруссии является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие. [6]

К исключительному ведению Союзного государства относятся:

  1. создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
  2. единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
  3. единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
  4. объединенные транспортная и энергетическая системы;
  5. разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;
  6. единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
  7. единое законодательство об иностранных инвестициях;
  8. разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
  9. управление собственностью Союзного государства;
  10. международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
  11. функционирование региональной группировки войск;
  12. пограничная политика Союзного государства;
  13. стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
  14. статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
  15. установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства. [12]

 

2.3 Органы Союзного государства России и Белоруссии

 

В соответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.

Высший Государственный  Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

К основным задачам Высшего  Государственного Совета относятся:

  1. решение важнейших вопросов развития Союзного государства;
  2. образование в пределах своей компетенции органов Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
  3. назначение выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
  4. утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;
  5. утверждение международных договоров Союзного государства, ратифицированных Парламентом;
  6. утверждение государственной символики Союзного государства;
  7. определение местопребывания органов Союзного государства;
  8. заслушивание ежегодного отчета Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

Парламент Союзного государства  является представительным и законодательным  органом Союзного государства.

К основным вопросам ведения  Парламента относятся:

  1. решение вопросов развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях;
  2. одобрение проекта Конституционного Акта Союзного государства;
  3. принятие законов Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
  4. принятие Основ законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;
  5. внесение предложений по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государства в органы Союзного государства;
  6. содействие унификации законодательства государств-участников и внесение соответствующих предложений в органы государств-участников, обладающих правом законодательной инициативы;
  7. обеспечение взаимодействия парламентов государств-участников;
  8. заслушивание ежегодных посланий Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;
  9. принятие бюджета Союзного государства, заслушивание годовых и полугодовых отчетов о его исполнении;
  10. ратификация международных договоров, заключаемых от имени      Союзного государства;

Информация о работе Союз Беларуси и России перспективы дальнейшего развития