Состояние жилищно-коммунального хозяйства России и реформирование данной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучить состояние жилищно-коммунального хозяйства в современной России и проанализировать ход реформирования данной отрасли.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
Изучить сущность жилищно-коммунальной сферы современной России как одной из частей экономики;
Проанализировать ход современной реформы в системе жилищно- коммунального хозяйства современной России.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Жилищно-коммунальная сфера современной России: теоретический аспект 3
1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как одной из частей экономики России 3
1.2 Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства 4
1.3 Сущность формирования системы управления кондоминиумами 6
ГЛАВА 2. Анализ современной реформы системы жилищно- коммунального хозяйства в современной России 9
2.1 Специфика современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса 9
2.2 Управление ЖКХ и возникающие проблемы в решение вопросов реформирования ЖКХ 11
2.3 Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы 13
Заключение 17
Список источников и использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Введени2.docx

— 69.36 Кб (Скачать документ)

Таким образом, законодатель дифференцировал максимально допустимую долю собственных расходов граждан  на оплату ЖКУ для семей со среднедушевым  доходом ниже прожиточного минимума исходя из того, что максимальная социальная поддержка должна быть предоставлена  наиболее нуждающимся.

 

2.2Управление ЖКХ  и возникающие проблемы в решение  вопросов реформирования ЖКХ

      Принципиальным моментом в подходе к организации управления ЖКХ является создание Управляющей компании. Управляющая компания при этом должна быть субъектом рыночных отношений.

      Основные фонды сферы жилищно-коммунального хозяйства целесообразно подразделять на три группы:

жилищный фонд;

технологические фонды;

производственные фонды;

      Жилищный фонд включает в себя недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах

имущества, включающее: земельные  участки и прочно связанные с  ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, хозяйственные приусадебные постройки, зеленые насаждения с  многолетним циклом развития; жилые  дома, квартиры, иные жилые помещения  в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и  временного проживания; сооружения и  элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

Технологические фонды включают в себя инженерную инфраструктуру (сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения, водозаборы и тому подобное).

      Производственные фонды состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой и второй группы. Сюда входят гаражи, мастерские, административные и производственные здания и тому подобное.

Собственник объектов коммунального  назначения может передавать эти  фонды в хозяйственное ведение  или оперативное управление жилищно-коммунальным организациям. Сферы жилищно-коммунального  комплекса существенно различаются  по подходам к формированию эффективных  экономических методов хозяйствования и механизмам снижения издержек. Их можно условно разделить по признаку возможности создания конкурентной среды на две группы:

жилищное хозяйство;

коммунальное хозяйство.

        За несколько лет экономических реформ государственная и муниципальная собственность на средства производства, по существу, перестала быть объектом отраслевого управления. В ЖКХ особенно интенсивно эти процессы начали происходить в рамках реализации постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности на федеральную, государственную субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". В настоящее время практически вся недвижимость ЖКХ является муниципальной собственностью. Поэтому огромная роль в реформировании этой сферы отводится органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления, как собственники объектов ЖКХ, обязаны сформировать на территории муниципального образования единую социальную и финансовую политику в сфере ЖКХ.

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений  между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного  фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением  населению жилищно-коммунальных услуг  необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику - домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость, и управлять ею.

      Одна из основных социальных проблем, которая была и остается в центре особого внимания при формировании рыночных отношений в Российской Федерации - это осуществление преобразований (реформирования) и построение рыночных механизмов в жилищно-коммунальном секторе.    Сегодня уже можно сделать вывод, что прошедший период подтвердил правильность и эффективность выбранных государством в начале 90-х годов путей реформирования ЖКХ. Поэтому очень важно продолжать работу по наведению порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве. Без этого невозможна эффективная работа отрасли. Смысл проводимых преобразований заключается в снижении затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, создании надежной системы социальной защиты населения и гарантий.

       Сегодня ЖКХ во многих регионах испытывает большие трудности и сильно отстает от современных требований. Одна из основных причин этого является нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением. Да и инвестиционные вложения обходят стороной эту отрасль. И все же наиглавнейшая, "кризисообразующая" проблема--это существующая структура управления ЖКХ. Отсутствие специалистов по менеджменту и маркетингу тормозит развитие конкурентной среды в ЖКХ. Сочетание этих двух факторов - нехватка средств и квалифицированных управленцев - в сочетании с морально и физически устаревшей научно-технической и производственной базой приводит к большим издержкам и, как следствие, высокой стоимости услуг, что, в свою очередь, приводит к неплатежам.

      От лица собственников муниципального жилищного фонда выступает, как правило, администрация муниципального образования. Частные собственники представлены юридическими и физическими лицами, имеющими в собственности жилищный фонд, товариществами собственников жилья или другими организациями, объединяющими собственников жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (кондоминиумах).

      Разграничение функций собственника жилищного фонда от хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию особенно важно для муниципального жилищного фонда. Необходимо прекратить имеющуюся практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют хозяйственные функции по управлению жилищным фондом.

      Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:

соблюдение нормативно-технических  требований к содержанию и использованию  жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;

обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей  ему недвижимости;

заключение договоров  социального найма, найма или  аренды жилых и нежилых помещений  в принадлежащем ему жилищном фонде;

заключение договора с  выбранной (созданной) организацией на управление муниципальным жилищным фондом;

обеспечение систематического контроля за реализацией договоров  по выполнению необходимых работ  по обеспечению сохранности жилищного  фонда, параметров объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

      Управляющая компания должна обеспечить:

поддержание в надлежащем состоянии и развитие принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

финансовые потоки.

       Итак, проблемы управления ЖКХ - в недостатке средств, квалифицированных кадров, постоянном поиске альтернативных источников финансирования, в необходимости привлечения частного бизнеса, который нужно заинтересовать в решении вопросов реформирования системы ЖКХ.

 

2.3 Социальные  последствия и перспективы жилищно-коммунальной  реформы

      В 1997 году была принята Концепция реформирования ЖКХ. Планировалось провести реформы в три этапа и перейти в 2003 году на полную оплату населением коммунальных услуг и внедрение обязательного страхования жилья.

      На основании Концепции Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 2001 г. № 797 утвердило подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", являющуюся частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

      Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25 процентов.

Жилье является важнейшим  элементом семейной собственности, определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент в нашей стране в условиях обесценивания  сбережений, жилье для многих семей  осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана  с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств. По программе  социальной ипотеки Государственным  жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан запланирован ввод 709 тыс. кв. метров, пока введено всего 8,8 тыс. кв. метров жилья по состоянию на 1 мая, что составляет 1,2 % от запланированного. 

 

      Актуальность проблемы обеспечения семей жильем связана, прежде всего:

- со значительным сокращением  ввода нового жилья и его  бесплатным предоставлением;

- низким уровнем доходов  основной массы семей;

- ростом тарифов на  жилье и жилищно-коммунальные  услуги;

- необходимостью капитального  ремонта жилищ и его проведением  в условиях обесценивания накопленных  для этого фондов;

- необходимостью срочного  решения жилищных проблем семей,  оказавшихся в экстремальных  условиях (беженцы, вынужденные переселенцы,  бомжи, военнослужащие и их  семьи).

      Характерной особенностью современного социально-экономического положения в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.

       Жилище - позиция, которая раньше была слабо дифференцирующим фактором. В начале 90-х материальная обеспеченность людей была не так жестко связана с тем, какая у них жилищная ситуация. Исследователи говорили, что специфика бедных в России заключается в том, что они живут в жилище примерно такого же качества, как более благополучные слои населения. Этот период уже закончился. И сейчас, по мнению некоторых исследователей, наступило время, когда российские бедные, как и во всем мире, живут гораздо чаще в жилище плохого качества, имеют гораздо меньший метраж на человека, чем более благополучные слои населения. Причем, под последними надо понимать не только высокообеспеченные слои, которые могут покупать это жилье, но и среднеобеспеченных, которые составляют примерно 45% населения.

      Сокращение жилищного строительства и бесплатного предоставления жилья, падение уровня жизни значительной части семей привели к тому, что часть домохозяйств была вынуждена пойти на ухудшение своих жилищных условий.

      Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его качество.

      Коммунальные удобства потребляются недостаточно эффективно. В среднем по стране только 86% сточных вод проходят через очистные сооружения, это означает, что 14% сбрасывается непосредственно в водоемы без очистки. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.

       Проблема дефицита жилья и недостаточной оснащенности удобствами усугубляется необходимостью переселения людей из ветхого и аварийного жилья.

По расчетам Госкомстата  России, численность малоимущих составляет 27% от общей численности населения, то есть практически третью часть. Переход  на стопроцентную оплату жилья и  коммунальных услуг для населения  с уровнем среднедушевых денежных доходов свыше прожиточного минимума приведет, во-первых, к существенному  падению уровня жизни малообеспеченных и средних слоев населения, составляющих примерно 51 процент. С учетом того, что  меры социальной защиты предполагается распространить только на те домохозяйства, личные доходы в которых не превышают  величины прожиточного минимума, падение  уровня жизни населения, по прогнозам  некоторых экспертов, в целом  составит не менее 30%. Во-вторых, увеличится доля домохозяйств с доходами, не превышающими прожиточного минимума, поскольку после уплаты стоимости жилья и стоимости коммунальных услуг доходы определенной части населения уже не превысят указанного показателя. Высокодоходных домохозяйств, на жизни которых повышение цен в жилищно-коммунальной сфере никак не отразится, всего 7 процентов. В результате реформа, центральным элементом которой является переход на 100% оплату жилья и услуг, энергично отторгается населением при современном уровне жизни населения.

       Преобразование жилищно-коммунальной отрасли - важнейшая составляющая всего комплекса проводимых в стране реформ. Главной особенностью реформы ЖКХ является то, что их технические, экономические, политические и, наконец, социальные аспекты затрагивают интересы каждого человека. Более того, жилищно-коммунальные услуги относятся к разряду важнейших в жизнеобеспечении.

        Анализ остроты широкого круга вопросов реформирования жилищно-коммунального комплекса, а это и обеспечение должного качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них в соответствии с уровнем дохода населения, и экономия тепло-энергоресурсов и сохранение жилищного фонда в нормальном состоянии, и обновление технической базы ЖКХ, показывает, что все они оказываются первоочередными, значит необходим комплексный подход, основанный на финансовом обеспечении и развитой нормативной базе.

Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства России и реформирование данной отрасли