Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:11, контрольная работа
Средства ПН — это часть предоставленных прокурору ФЗ «О прокуратуре» или иным федеральным законодательством полномочий для осуществления надзора. Реализуются в результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами ПН.
Правовые средства ПН по содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений. Они имеют важное значение для пресечения правонарушений, их предупреждения и профилактики.
К числу важнейших средств выявления правонарушений, относятся истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству, требование от органов управления проведения проверок и ревизий, проведение прокурорских проверок, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан; и должностных лиц.
24. Основные средства
ПН.
Средства ПН — это часть предоставленных
прокурору ФЗ «О прокуратуре» или иным
федеральным законодательством полномочий
для осуществления надзора. Реализуются
в результате конкретных действий и, актов,
которые именуются средствами ПН.
Правовые средства ПН по содержанию могут
быть разделены на средства выявления
правонарушений и средства устранения
и предупреждения правонарушений. Они
имеют важное значение для пресечения
правонарушений, их предупреждения и профилактики.
К числу важнейших средств выявления правонарушений,
относятся истребование актов управления
для проверки их соответствия законодательству,
требование от органов управления проведения
проверок и ревизий, проведение прокурорских
проверок, рассмотрение предложений, заявлений
и жалоб граждан; и должностных лиц. Кроме
того, выявление нарушений закона зачастую
производится прокурором при его участии
в производстве дознания и предварительного
следствия, а также участии в рассмотрении
дел судами.
Истребование актов управления производится
прокурорами в связи с наличием сведений
о нарушениях законности (устная и письменные
формы, применяется в процессе производства
прокурорских проверок). Выявлению нарушений
законодательства служит требование прокурора
от органов управления проведения проверок
и ревизий в подведомственных им учреждениях.
Оно применяется в тех случаях, когда прокурор
приходит к выводу, что получение данных,
необходимых для правильного решения
по поступившим сведениям о правонарушениях,
находится за пределами его компетенции.
Право прокурора требовать
от руководителей и
других должностных
лиц проведения проверок
и ревизий деятельности подконтрольных
или подведомственных предприятий, учреждений,
организаций и подчиненных им должностных
лиц. Качество проведения проверок и ревизий
во многом зависит от точности и четкости,
сформулированных прокурором вопросов,
которые должны быть выяснены в ходе проверки
или ревизии.
Важнейшим правовым средством выявлений
нарушений законов являются прокурорские
проверки. Они проводятся на основании
имеющихся сведений о нарушении законности,
требующих непосредственного прокурорского
вмешательства. Поводами для проведения
проверок являются прямые обращения граждан,
материалы гражданских, уголовных и арбитражных
дел, контролирующих органов, средств
массовой информации, результаты анализа
статистики, прокурорской и правоприменительной
практики, а также другая информация, содержащая
данные о правонарушениях. В процессе
прокурорской проверки прокурор знакомится
со всеми необходимыми документами и материалами,
истребует дополнительные документы,
вызывает должностных лиц и иных граждан,
требует от них письменных или устных
объяснений по поводу нарушений закона.
Правовые средства реагирования прокурора
на выявленные правонарушения определяются
законодательством для каждой отрасли
ПН. К данной группе правовых средств ПН
относятся:
1) протест прокурора на противоречащий
закону правовой акт - акт реагирования,
приносится на противоречащий закону
правовой акт в орган или должностному
лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий
орган или вышестоящему должностному
лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством РФ.
Срок рассмотрения – 10 дней, а в случае
принесения протеста на решение представительного
(законодательного) органа субъекта РФ
или ОМСУ — на ближайшем заседании. При
исключительных обстоятельствах, требующих
немедленного устранения нарушения закона,
сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста
незамедлительно сообщается прокурору
в письменной форме. При рассмотрении
протеста коллегиальным органом о дне
заседания сообщается прокурору, принесшему
протест. Может быть отозван принесшим
его лицом.
2) представление об устранении допущенных
нарушений закона - акт реагирования
прокурора на выявленные правонарушения,
в котором содержится обоснованное требование
об устранении данных правонарушений.
Внесение представлений направлено на
устранение выявленных правонарушений
и обстоятельств, способствующих им, и
их предупреждение в будущем. Представление
прокурора об устранении нарушений закона
вносится прокурором или его заместителем
в орган или должностному лицу, которые
полномочны, устранить допущенные нарушения.
Оно подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления
должны быть приняты конкретные меры по
устранению допущенных нарушений закона,
их причин и условий, им способствующих.
О результатах принятых мер должно быть
сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным
органом прокурору сообщается о дне заседания
данного органа.
3) постановление прокурора о возбуждении
уголовного дела либо производства об
административном правонарушении - акт
реагирования прокурора на общественно
опасное деяние или административный
проступок, в котором содержится юридически
обоснованное мотивированное постановление
о возбуждении уголовного дела или производства
об административном правонарушении.
Решение о возбуждении уголовного дела
или производства, об административном
правонарушении исходя из характера нарушения
закона должностным лицом. Постановление
о возбуждении производства об административном
правонарушении прокурор направляет в
тот орган или тому должностному лицу,
которые вправе принимать решение о применении
соответствующего взыскания. О результатах
рассмотрения сообщается прокурору в
письменной форме. Постановление о возбуждении
уголовного дела выносится в порядке,
установленном уголовно-процессуальным
законодательством.
4) предостережение о недопустимости
нарушений закона - акт реагирования
прокурора, выносится в целях предупреждения
правонарушений и при наличии сведений
о готовящихся противоправных деяниях.
Объявляется в письменной форме должностным
лицам, в отношении которых оно вынесено.
В случае неисполнения требований, изложенных
в указанном предостережении, должностное
лицо, которому оно было объявлено, может
быть привлечено к ответственности в установленном
законом порядке.
Предостережение может быть сделано правонарушителю
наряду с постановкой вопроса о его материальной,
дисциплинарной или административной
ответственности. Может быть обжаловано
лицом, которому объявлено предостережение,
вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения
прокурор вправе сообщить администрации
по месту работы, учебы, по месту жительства
лица, которому оно объявлено.
Вопрос 25. Акты
ПН.
Среди актов ПН выделяют:
Протест
Представление
Постановление
Предостережение о недопустимости нарушения
закона
Протест прокурора (статья
23)
Прокурор или его заместитель приносит
протест на противоречащий закону правовой
акт в орган или должностному лицу, которые
издали этот акт, либо в вышестоящий орган
или вышестоящему должностному лицу, либо
обращается в суд и содержит требование
устранения нарушения закона.
Протест указывается, в чем выражено
-нарушения закона, какого закона…
-требовать отмены акта или приведения
его в соответствие с законом, и/или восстановить
нарушенные права и свободы.
Протест подлежит обязательному рассмотрению
не позднее чем в десятидневный срок с
момента его поступления, а в случае принесения
протеста на решение представительного
(законодательного) органа субъекта РФ
или органа местного самоуправления -
на ближайшем заседании. При исключительных
обстоятельствах, требующих немедленного
устранения нарушения закона, прокурор
вправе установить сокращенный срок рассмотрения
протеста. О результатах рассмотрения
протеста незамедлительно сообщается
прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным
органом о дне заседания сообщается прокурору,
принесшему протест.
Протест до его рассмотрения может быть
отозван принесшим его лицом.
Представление
прокурора (статья 24)
Представление – это обращение прокурора
к органу или должностному лицу в связи
с допущенными нарушениями законов.
Представление об устранении нарушений
закона вносится прокурором или его заместителем
в орган или должностному лицу, которые
полномочны устранить допущенные нарушения,
и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления
должны быть приняты конкретные меры по
устранению допущенных нарушений закона,
их причин и условий, им способствующих;
о результатах принятых мер должно быть
сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным
органом прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений
Правительства Конституции и иным законам
Генеральный прокурор информирует об
этом Президента.
Как правила представлению предшествует
проверка.
Отличие от протеста: роль представления
– превентивная, устранить условия, способствующие
правонарушающему поведению.
Постановление
прокурора (статья 25)
Постановление выносится при необходимости
возбуждения производства об административном
правонарушении или возбуждении уголовного
дела.
Постановление о возбуждении производства
об административном правонарушении направляется
в орган, правомочный привлекать к административной
ответственности.
Прокурор, осуществляя надзор за законностью
в административной деятельности полиции,
при обнаружении фактов незаконного ареста
обязан вынести постановление об освобождении
из-под стражи (то же самое в отношении
гауптвахты).
Предостережение
о недопустимости нарушения закона (статья
25.1)
В целях предупреждения правонарушений
и при наличии сведений о готовящихся
противоправных деяниях прокурор или
его заместитель направляет в письменной
форме должностным лицам, а при наличии
сведений о готовящихся противоправных
деяниях, содержащих признаки экстремистской
деятельности, руководителям общественных
(религиозных) объединений и иным лицам
предостережение о недопустимости нарушения
закона.
В случае неисполнения требований, изложенных
в указанном предостережении, должностное
лицо, которому оно было объявлено, может
быть привлечено к ответственности в установленном
законом порядке.