Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:12, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение понятия административного процесса и его стадий, а также характеристика и выявление особенностей каждой стадии административного процесса и ее этапов на примере производства по делам об административных правонарушениях как наиболее значимого производства в структуре административного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Административный процесс. Общие положения 4
§1. Понятие административного процесса 4
§2. Виды административных производств 5
§3. Производство по делам об административных правонарушениях 6
ГЛАВА II. Стадии административного процесса 8
§1.Понятие стадии административного процесса 8
§2. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях 10
§3. Рассмотрение дела об административном правонарушении 12
§3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях 14
§3. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра
государственно-правового обеспечения
управления
СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
реферат
по дисциплине «Административное право
РФ»
Выполнила: студентка группы 8201 Тарасова Валентина
Проверил:
Дергачев А.Ю.
Новосибирск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Административный процесс. Общие положения 4
§1. Понятие административного процесса 4
§2. Виды административных производств 5
§3. Производство по делам об административных правонарушениях 6
ГЛАВА II. Стадии административного процесса 8
§1.Понятие стадии административного процесса 8
§2. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях 10
§3. Рассмотрение дела об административном правонарушении 12
§3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях 14
§3. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Административный процесс — понятие сравнительно новое для российского правоведения. Теоретические разработки его важнейших аспектов начались в 60-х годах ХХ века, хотя некоторые принципиальные положения были высказаны значительно раньше.
В
узком смысле, под административным
процессом понимают урегулированную
административно-
Целью данного реферата является рассмотрение понятия административного процесса и его стадий, а также характеристика и выявление особенностей каждой стадии административного процесса и ее этапов на примере производства по делам об административных правонарушениях как наиболее значимого производства в структуре административного процесса.
В юридической литературе сложилось в основном два подхода к определению и пониманию административного процесса.
Согласно
первому подходу, под административным
процессом предлагается понимать только
деятельность по применению мер административного
принуждения. Исходя из этой позиции, даётся
следующее определение административного
процесса: административный процесс (в
узком смысле) – урегулированная административно-
При втором подходе административный процесс включает в себя всевозможные управленческие действия, реализуемые для осуществления функций и целей управления, решения его задач. Такой процесс иногда называют организационно-процедурным или позитивным административным процессом, т.е. процессом в широком смысле, который охватывает все случаи применения норм материального административного права. Таким образом, административный процесс (в широком смысле) – это процесс самой исполнительной деятельности органов государственного управления, т.е. процессуальные формы её осуществления.
Большая
часть ученых, рассматривая эти два
подхода к пониманию административного
процесса, признают право на существование
каждого из них. С фактической стороны,
действительно, отождествление управленческой
деятельности с процессуальной деятельностью
оправданно. Однако действующее российское
законодательство и подзаконные административно-правовые
нормы не содержат юридической основы
для того, чтобы можно было руководствоваться
широким пониманием административного
процесса. Речь может идти лишь о частичных
вариантах регламентации тех или иных
сторон повседневно осуществляемых управленческих
действий, разнообразных по своему назначению,
юридическому содержанию и последствиям.
К тому же существующий нормативно-правовой
материал крайне разрознен. В большинстве
случаев отсутствуют единые правила совершения
таких действий, а если они есть, то формулируются
применительно к конкретным действиям
конкретных органов, содержатся в разрозненных,
нескоординированных правовых актах различного
назначения и различной юридической силы.
Господствующим является ведомственный
подход к формированию такого рода правил.
Все это свидетельствует о том, что прочных
оснований для широкого понимания административного
процесса не имеется, а административно-процессуальное
законодательство в совершенном и универсальном
виде отсутствует1.
Административный
процесс имеет сложную
Каждое административное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел. Следовательно, оно является относительно самостоятельным административно-процессуальным правовым институтом.
Критерием
деления административного
— по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;
— по делам о поощрении;
— по делам о дисциплинарных проступках;
— по делам об административных правонарушениях.
Также выделяют производства по делам об изобретениях, открытиях и патентах; по исполнению постановлений о наложении административных наказаний и др.
Несмотря
на имеющиеся различия, указанные виды
административных производств осуществляются
в сфере государственного управления,
как правило, соответствующими органами
исполнительной власти и их должностными
лицами. И лишь рассмотрением и разрешением
некоторых дел в установленном законодательством
случаях ведают помимо исполнительных
органов, иные органы государства, их должностные
лица, а также общественные организации
и их представители. Отношения, возникающие
в ходе осуществления того или иного вида
производства, регулируются административно
процессуальными нормами. Именно эти факторы
объединяют отдельные производства в
единый административный процесс.
Самое значительное место в структуре административного процесса занимает производство по делам об административных правонарушениях (административно-деликтный процесс).
Административно-
Задачами
производства по делам об административных
правонарушениях являются всестороннее,
полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом надо учитывать, что административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ).
В разделе IV Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации ("Производство по делам об административных правонарушениях") закреплены правовые основы, которыми руководствуются уполномоченные органы государственной власти и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Многие положения, закрепленные в нем, имеют общее сходство с другими видами процессов - гражданским, арбитражным, уголовным, а именно: наказуемость за дачу ложных показаний, заявление ходатайств, презумпция невиновности, гласность, издержки по делу, прокурорский надзор и т.д.
Статья 24.5 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события, состава административного правонарушения, действия в состоянии крайней необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть правонарушителя и некоторые другие (всего восемь обстоятельств).
В гл. 25 КоАП РФ (ст. 25.1-25.14) определен административно-процессуальный статус всех возможных участников производства по делам об административных правонарушениях: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник (помощь правонарушителю) и представитель (помощь потерпевшему); свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор.
Отдельная специальная глава 26 КоАП РФ посвящена вопросам о предмете доказывания, видах доказательств и их оценке. При этом особо подчеркивается, что оценка доказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всей их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Деятельность участников административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития, или стадий.
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с общими задачами, имеет свойственные только ей задачи.
Одна стадия отличается от другой кругом участников процесса, совершением разного рода действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог на данном этапе. В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса и тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.
В связи с существованием наряду с общим ускоренного и упрощенного производства по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных случаях недостаточно четко выражены, а иногда даже сливаются.