Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 16:26, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть субъекты применения норм права.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения норм права 5
1.1. Применение права как особая форма его реализации 5
1.2. Специфика субъектов правоприменительной деятельности 15
Глава 2. Деятельность правоприменительных органов 20
2.1. Органы внутренних дел как субъекты правоприменительной деятельности 20
2.2. Проблемы субъектов правоприменения и пути их преодоления 22
Заключение 28
Список литературы 30
Субъект
применения права не является адресатом
той нормы, в реализации которой
он содействует третьим лицом. Но
он сам в других правоотношениях
может оказаться в положении
нуждающегося в содействии со стороны
вышестоящих органов. Например, следователь,
вынося постановление об аресте обвиняемого,
вынужден обращаться за санкцией к
прокурору. Разветвлённая и
Государственные
органы, занимающиеся применением права,
не всегда собственно являются правоприменительными
органами. К таким относятся суд
или арбитраж, за исключением их
высших инстанции, которые являются
одновременно и правотворческими, и
исполнительно - распорядительными, и
правоприменительными (например, правительство).
Отсюда вытекает необходимость различения
в деятельности одного и того же
органа, отличающихся по своим целям
и характеру действий. Они могут
обуславливать одновременно и тем,
и другим, но не терять при этом своей
специфики. Например, любое нормативное
постановление правительства
Исследуя
содержание и сущность применения права
как особой формы его реализации,
следует учитывать комплексное
сочетание в
Применение права является особой формой реализации права (сочетая в себе черты других её форм и проявляющейся в деятельности полномочных органов), которая имеет цель содействия претворению в жизнь норм, обращённых к другим субъектам права. Применение права вызывает или обеспечивает движение правовых отношений на основе изданных ранее нормативных актов.
В юридической литературе проблема правовых норм наиболее полно рассмотрена в работах профессора П. Е. Недбайло. Анализируя различные точки зрения, он приходит к выводу, что применением правовых норм является лишь такая правоприменительная деятельность, которая «сопряжена с организацией осуществления правовых норм в правоотношениях и воздействием на обязанных лиц в этих отношениях». Недбайло возражает далее против сведения правоприменительной деятельности к действиям государственных органов, относя к субъектам правоприменения и граждан6.
Позиция Недбайло может быть подвергнута критике не только за то, что он видит её в любом случае реализации субъективных прав и не отличает, таким образом, применение от осуществления права. Если даже принять формулу о том, что применение сопряжено «с организацией осуществления правовых норм в правоотношениях и воздействием на обязанных лиц», то тем самым уже нужно признать и властность действия субъекта и специальную их направленность; обеспечение нормального хода процесса реализации права. Властными же в юридическом смысле слова могут быть действия прежде всего государственных органов.
Всё
это позволяет согласиться с
С. С. Алексеевым, считающим, что «крайне
важно выделить такую деятельность,
которая не просто сопряжена с
организацией осуществления юридических
норм, а выражает именно государственно
- властные функций компетентных органов,
когда в механизм правового регулирования
включаются качественно новые
По своему характеру правоприменительная деятельность является таковой, что государство придаёт ей особое значение и потому уполномочивает на её совершение вполне определённый круг субъектов применительно к определённому кругу обстоятельств. По общему правилу такими субъектами являются государственные органы.
Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определённых функций государства и наделённое в этой связи властными полномочиями. Для органа государства характерны следующие признаки:
-
представляет собой
-
образован и действует на
-
выполняет свойственные только
ему задачи и функции,
-
наделён в этой связи
-
состоит из государственных
-
имеет соответствующую
Субъект правоприменения - это орган государства, наделённый соответствующей компетенцией, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.
Органы государства классифицируются по разным основаниям, в том числе и по форме реализации государственной деятельности. По указанному признаку государственные органы можно подразделить на три основные группы; представительные органы; исполнительные органы; судебные органы, в том числе органы конституционного надзора.
Таким образом субъектами правоприменения - правоприменителями - являются органы исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (при делигировании им полномочий), но не граждане.
Одним
из субъектов правоприменительной
деятельности являются органы внутренних
дел. Органы внутренних дел, являющиеся
наряду с прокуратурой и судом
одним из субъектов процессуальной
правоприменительной
Правоприменительная деятельность органов внутренних дел характеризуется следующими признаками:
а) носит государственно-властный характер (например, деятельность следователя по расследованию уголовного дела);
б)
содержание правоприменительной
в) индивидуальные правовые предписания (акты) органов внутренних дел относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено преступление и следователем выносится постановление о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности);
г) применение норм права органами внутренних дел осуществляется в строго установленном законом порядке.
Другими
словами существует определенная процедура
правоприменительной
Итогом
правоприменительной
Судебный тип правоприменения. Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и иными федеральными законами. Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально;
Управленческий
тип правоприменения. Субъект правоприменения
находится в служебном или
организационном отношении с
адресатом решения. Субъект правоприменения
лично заинтересован в
Административный
тип правоприменения. Субъект правоприменения
не находится в служебных или
организационных отношениях с адресатом
решения. В качестве адресата может
выступать как гражданин, так
и организация. Рассмотрение дел
регулируется законодательными и подзаконными
актами (ведомственными инструкциями).
Решение принимается в случае
конфликтов, жалоб, споров, правонарушений,
заявлений и т. п. Свобода может
быть различной в зависимости
от характера дела. Решение служит
средством осуществления
В
российской правоприменительной практике
в последнее время можно
Исследователи выделяют следующие причины возникающих проблем в правоприменительном секторе.
1.
Первая группа таких факторов
представлена внутренними
2.
Вторая группа факторов