Судейское сообщество в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 08:39, контрольная работа

Описание

Единого закона, регламентирующего порядок образования и деятельности органов судейского сообщества в Российской Федерации пока нет.
Статья 29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вместе с тем, предусматривает, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти, в установленном федеральным законом порядке формируются органы судейского сообщества и определяется их компетенция.

Содержание

1. Судейское сообщество как орган выражения интересов судей..........................................................................................................................3-4
2. Съезды судей………………………………………………………………..4-9
3. Совет судей………………………………………………………………...9-11
4. Квалификационные коллегии судей……………………………………11-17

Работа состоит из  1 файл

правоохранительные органы.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с этими свойствами она располагает  полномочиями устанавливать не только правомерность поведения участников общественных отношений, но и правомерность  самих законов. Это является принципиально  новым аспектом судебной власти, характеризуя ее как самостоятельный и независимый вид государственной власти. Указанные полномочия реализуются единственными носителями судебной власти - судьями, независимость и неприкосновенность которых гарантированы Конституцией РФ.

     3. Совет судей

     Совет судей Российской Федерации между  Всероссийскими съездами судей осуществляет полномочия высшего органа судейского сообщества. Практически Совет занимается всеми вопросами, которыми должны заниматься органы судейского сообщества, кроме  отнесенных к ведению квалификационных коллегий судей.

     Совет избирает из своего состава Председателя Совета, трех заместителей председателя, являющихся одновременно председателями секций, и Президиум.

     Всего в Совете действуют 6 постоянных секций: финансовая; по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов; по вопросам организационно-кадровой работы; по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства; по информатизации и автоматизации работы судов; по связям с органами судейского сообщества регионов, государственными органами и должностными лицами, общественными организациями, международными юридическими организациями. Главная функция Совета - это объединение судейского сообщества и координация его действий, направленных на нормализацию работы органов судебной власти по выполнению задач, очерченных Конституцией РФ.

     Финансовое, ресурсное и кадровое обеспечение  судов весьма взаимосвязаны. Из-за постоянного  недофинансирования судов, которое  продолжается уже много лет, отрицательно сказывается на оперативности работы (Нет денег на отправление повесток, обвинительных заключений - происходит срыв и перенос рассмотрения дела), на подборе профессиональных кадров, на качестве работы суда в целом.

     Среди вопросов, относящихся к компетенции органов судейского сообщества, выделяется общественная экспертиза законопроектов, которая касается деятельности судов и статуса судей, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства. Практически ни один из законопроектов, проходящих через Государственную Думу или Совет Федерации, не остается без внимания Совета Судей. На специальной комиссии Совета идет подготовка, рассмотрение вопросов по законопроектам или их разработка. Совет судей озабочен не только единством судейского сообщества, вопросами социальной защиты судей, но состоянием судейского корпуса, их дисциплиной, нравственным обликом, о чем говорит принятый Советом «Кодекс чести судьи». В совете имеются секции от судов общей юрисдикции, военных судов, арбитражных судов. Совет работает по секциям и на Пленарных заседаниях. Пленарные заседания проводятся два раза в год, и большинство вопросов разрешается на них.

     Президиум Совета собирается для весьма срочного рассмотрения важных проблем в коллегиальном составе.

     Следующими  задачами, поставленными перед Советом  судей были:

  • сохранение целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей;
  • отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному, кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Министерства юстиции к Судебному департаменту, органу, полностью подотчетному судейскому сообществу.

     … обе эти задачи Совет выполнил …

     31 декабря 1996 года Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» был принят в концепции, которую отстаивал Совет судей и Верховный Суд РФ. Главное, что отстаивал Совет судей в этом законе:

  • сохранение всех действующих на тот момент судов (кроме уставных) как федеральных, входящих в единую судебную систему;
  • образование Судебного департамента не в недрах исполнительной власти (Министерство юстиции, Администрация Президента и т.п.), а внутри судебной системы;
  • полномочия Высших судов и Совета судей при формировании бюджета судебной власти и полномочия по контролю над исполнением бюджета;
  • введение института мировых судей.

     Все это удалось отстоять. Совет не дал растащить судебную систему  по местным квартирам, сохранив тем  самым единое правовое пространство, которое обеспечивает гражданам правовую защиту на территории всей страны и является одной из гарантий целостности государства, а судьям обеспечивает гарантии единого правового статуса.

     Совету  предстоит еще много работы по повышению авторитета судебной власти, совершенствованию судопроизводства, нормализации нагрузки судей и другим направлениям.

     4. Квалификационные  коллегии судей

     Квалификационные  коллегии судей, согласно ст.18 Закона о  статусе судей в Российской Федерации  создаются для рассмотрения вопросов:

  • по отбору кандидатов на должность судьи;
  • по приостановлению или прекращению полномочий судьи;
  • по прекращению отставки судьи;
  • по обеспечению неприкосновенности судьи;
  • по проведению аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.

     В настоящее время действуют: Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационная коллегия судей Верховного Суда Российской федерации, квалификационные коллегии судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, групп войск и флотов, квалификационная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, квалификационные коллегии федеральных арбитражных судов округов, Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов, краевых, областных, арбитражных судов, арбитражных судов городов Москвы и Санкт-Петербурга.

     Постановлением  Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 года за №4960-1 утверждено Положение о квалификационных коллегия судей.

     В соответствии с положением квалификационные коллегии судей избираются органами судейского сообщества, тайным голосованием, при участии в собрании не менее  двух третей судей, образующих съезд (конференцию) собрание.

     Высшая квалификационная коллегия судей России избирается Всероссийским съездом также, если присутствует не менее двух третей делегатов, избранных на съезд. Количественный состав Высшей квалификационной коллегии Российской Федерации устанавливает Всероссийский Съезд судей. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации образуется из числа судей общих, арбитражных и военных судов всех уровней. Иные собрания и съезды (конференции) вправе сами определить количественный состав своих квалификационных коллегий.

     Судья считается избранным в квалификационную коллегию судей, если по результатам  тайного голосования он получил  более половины голосов судей, принявших  участие в голосовании. Этот принцип применяется собраниями, съездами (конференциями) судей всех уровней судов. Вопрос порядка избрания председателя и заместителей председателя соответствующей квалификационной коллегии решается Всероссийским съездом судей, собранием, съездом (конференцией) судей, которые могут сами избрать указанных должностных лиц, а могут разрешить членам самой квалификационной коллегии избрать председателя и заместителя (заместителей).

     Избираются  квалификационные коллегии судей сроком на три года.

     Прекращаются  полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации после избрания нового состава коллегии на очередном Всероссийском съезде судей.

     В случае выбытия члена квалификационной коллегии до истечения трехлетнего  срока кандидатура взамен выбывшего  производится избранием в состав Высшей Квалификационной коллегии судей РФ - Всероссийским съездом судей, а в период между съездами - Советом судей Российской Федерации. На других уровнях судов - избрание членов квалификационных коллегий вместо выбывших производится собранием, съездом (конференцией) судей.

     Полномочия  квалификационных коллегий судей.

     Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 года №4960-1, предусматривает  следующие полномочия квалификационных коллегий (п.12):

     утверждает  персональный состав экзаменационной комиссии для сдачи квалификационного экзамена лицами, претендующими на должность судьи.

     Указанная комиссия создается для принятия экзаменов от лиц, впервые поступающих  на должность судьи, т.е. от кандидатов, претендующих на должность судьи.

     Кандидат, претендующий на должность судьи, при сдаче экзамена должен проявить свободную ориентацию во всех отраслях права, разбираться в процессуальном законодательстве, быть знакомым с Постановлениями Пленума Верховного Суда, со структурой и организацией судебной системы.

     При даче своего заключения, конечно, коллегия учитывает непосредственную экзаменационную  оценку, приоритет будет отдаваться лицам с более высокими оценками, но при этом квалификационная коллегия в своем заключении придает значение и другим качествам судьи, отвечающим требованиям ст.3 Закона о статусе судей в РФ и Кодекса чести судьи. При несоответствии требуемым характеристикам квалификационная коллегия отказывает в рекомендации данному лицу на должность судьи;

     направляет  председателю соответствующего суда заключения.

     Квалификационная  коллегия дает заключения, без которых  невозможно провести процедуру избрания судьей, утверждения на должность  председателя или заместителя председателя районного суда, военного суда армии, флотилии, соединения и гарнизона. Направляет также заключения об освобождении от перечисленных должностей;

     проводит  квалификационную аттестацию судей  и принимает решение о присвоении им квалификационных классов с пятого по второй включительно.

     Регламентация квалификационной аттестации судей предусматривается Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.1993года №4960-1.

     принимает решение по вопросам, связанным с  возбуждением в отношении судьи  уголовного дела, привлечением его к уголовной ответственности. Заключением под стражу или приводом судьи (ст.16 Закона о статусе судей в РФ).

     предупреждает судью о необходимости прекращения  деятельности, несовместимой с его  должностью, принимает решение о  приостановлении или прекращении полномочий судьи, прекращении отставки судьи по основаниям, предусмотренным статьями 13-15 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Эти статьи регламентируют соответственно основания и порядок приостановления полномочий судьи, прекращение его полномочий и отставку.

     рассматривает жалобы и представления на действия либо бездействия судьи, умаляющие  авторитет судебной власти.

     дает  заключения по вопросам представления  судей к награждению государственными наградами и присвоению им почетных званий Российской Федерации.

     выполняет иные полномочия в соответствии с  Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и настоящим Положением.

     Квалификационные  коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации представляют заключения судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

     утверждения на должность заместителей председателей  Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего арбитражного суда Российской Федерации и председателей судебных коллегий этих судов (ч.2 п.3 ст.12 Положения о квалификационных коллегиях судей).

     В пункт 13 Положения, регламентирующий полномочия Высшей квалификационной коллегии судей  Российской Федерации, внесены изменения, дополнения Федеральным законом от 16 ноября 1997 года №144-ФЗ, и в настоящее время Высшая квалификационная коллегия полномочна:

  • представлять заключение Председателю Верховного Суда Российской Федерации о возможности избрания парламентом РФ соответствующих кандидатов на должности председателей, заместителей председателей и председателей судебных коллегий краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил.
  • представлять заключение председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для назначения Президента Российской Федерации соответствующих кандидатов на должности председателей и заместителей председателей федеральных арбитражных судов субъектов Российской Федерации;
  • проводить квалификационную аттестацию председателей и заместителей председателей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а также военных судов округов, групп войск, флотов, видов Вооруженных Сил и принимать решение о присвоении им квалификационных классов; присваивать квалификационный класс Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего арбитражного суда Российской Федерации;
  • проводить квалификационную аттестацию судей, представленных к присвоению первого и высшего квалификационных классов;
  • принимать решение о приостановлении либо о прекращении полномочий председателей и заместителей председателей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил;
  • принимать к своему производству решение вопросов, связанных с приостановлением или прекращением полномочий судьи - члена квалификационной коллегии судей, а также дачей согласия на возбуждение в отношении его уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности, заключение под стражу или привод;
  • рассматривать жалобы на решения квалификационных коллегий о приостановлении полномочий судов;
  • рассматривать обращения Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, в случае отказа квалификационных коллегий дать согласие на возбуждение в отношении судьи уголовного дела, а также на привлечение судьи к уголовной ответственности, заключение под стражу или привод судьи;
  • рассматривать представления Председателя Верховного суда Российской Федерации. Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации, министра юстиции российской Федерации о пересмотре решений квалификационных коллегий судей, отказавших в прекращении полномочий судьи;
  • выполнять иные полномочия в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в российской Федерации» и Положением о квалификационных коллегиях судей.

Информация о работе Судейское сообщество в РФ