Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 09:35, курсовая работа
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает Верховный суд Российской Федерации.
Предмет исследования - изучение места Верховного суда Российской Федерации в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный суд является высшим судебным органом по отношению к судам общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции являются самыми многочисленными судами в судебной системе Российской Федерации. Таким образом, актуальность изучения темы данной курсовой работы заключается в том, что в ходе ее изучения мы сможем изучить специфические средства, специальный аппарат Верховного суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции, с помощью которых осуществляется защита прав и свобод людей, утверждается законность и справедливость.
I.Введение
II.Основная часть
Глава I. Общая характеристика судебной власти в Российской Федерации
1.1. Понятие судебная власть
1.2. Структура судебной системы Российской Федерации
Глава II. Верховный суд Российской Федерации Введение
2.1. Состав и структура Верховного суда Российской Федерации
2.2. Верховный суд Российской Федерации как высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства
2.3. Проблемные вопросы в законодательном регулировании деятельности Верховного суда российской федерации
III. Заключение
Список литературы
«Верховный
Суд Российской Федерации является
высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам общей
юрисдикции, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом
Верховный Суд Российской Федерации, согласно нормам статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", выступает в трех самостоятельных процессуальных качествах, два из которых раскрывают содержание конституционного понятия "надзор за деятельностью судов общей юрисдикции".
Во-первых, Верховный Суд осуществляет рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции в отношении решений, вынесенных судами субъектного уровня либо им самим по первой инстанции и не вступивших в юридическую силу.
Во-вторых,
Верховный Суд осуществляет рассмотрение
дел в отношении решений любых
федеральных судов общей
Наряду
с двумя рассмотренными выше прямыми
формами осуществления
-16-
основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики и статистики, выявлении так называемых мертвых или не востребованных судебной практикой норм, пробелов в правовом регулировании, характере судебных ошибок и способов их устранения представляют собой важный ориентир для судебной системы и подлежат учету при вынесении судебных актов по гражданским делам. Огромную роль в деле обеспечения единства применения законодательства судами страны имеет его официальный орган - "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации".
Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации в качестве высшего органа в подсистеме судов общей юрисдикции подтверждается также и частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, в которой только этот суд из всех судов общей юрисдикции наделен полномочием законодательной инициативы по вопросам его ведения.
Еще одним проявлением качества высшего судебного органа выступают полномочия Верховного Суда в части рассмотрения им дел по первой инстанции.
«Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
1)
об оспаривании ненормативных
правовых актов Президента
2)
об оспаривании нормативных
3)
об оспаривании постановлений
о приостановлении или
4)
о приостановлении
5)
об оспаривании решений (
-17-
6)
по разрешению споров между
федеральными органами
7)
о расформировании Центральной
избирательной комиссии
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела «в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства»14.
Последним
признаком, раскрывающим понятие "высший
судебный орган", выступает юридическая
сила его решений. Решения Верховного
Суда, вынесенные им в качестве суда
надзорной инстанции, являются окончательными
и не подлежат дальнейшему обжалованию
или опротестованию. Решения, постановленные
Верховным Судом по первой инстанции,
могут быть пересмотрены им самим (но
иным подразделением - специальной
Кассационной коллегией) в кассационном
порядке. Решения, принятые Судом в
кассационном порядке, могут быть им
же пересмотрены в порядке надзора
(опять-таки иным подразделением - Президиумом).
Решения же, вынесенные в порядке
надзора как в отношении
Так
же Верховный Суд Российской Федерации
наделен еще одним
-18-
Необходимо
отметить, что юридическая сила решений
Верховного Суда, равно как и любого
иного суда в Российской Федерации,
имеет универсальный
Перечисленные выше полномочия не исчерпывают компетенцию Верховного Суда. В процессе осуществления правосудия (на любой процессуальной стадии) в соответствии частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации он вправе обращаться с запросом о конституционности примененного или подлежащего применению закона в конкретном деле в Конституционный Суд Российской Федерации.
Наглядно
положение и полномочия Верховного
суда Российской Федерации в общей
системе судов общей
-19-
2.3.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом. В настоящее время этот акт еще не появился, и продолжают действовать соответствующие нормы Закона РСФСР от 8 июля 1981г. "О судоустройстве РСФСР", если они не противоречат позднейшему законодательству.
Вопрос
о том, должен ли это быть самостоятельный
акт, посвященный только правовому
статусу Верховного Суда, или комплексный
акт типа законов об арбитражных
или военных судах - ФКЗ "О судах
общей юрисдикции в Российской Федерации",
до сих пор остается дискуссионным.
Ряд авторов, в том числе судьи
и сотрудники Верховного Суда, внесшего
в порядке реализации ч. 1 ст. 104 Конституции
в 2000г. в Государственную Думу проект
ФКЗ "О Верховном Суде Российской
Федерации", полагают, что это
должен быть отдельный акт. Иные считают,
что принятие отдельных актов
о каждом из звеньев подсистемы судов
общей юрисдикции неизбежно приведет
к разбалансировке
На
мой взгляд, законодателю необходимо
издать отдельный Федеральный
-20-
судейского
сообщества и т.п.). Все это требует
детального законодательного регулирования,
не вписываясь в рамки акта об общей
судебной системе.
-21-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
Российской Федерации судебная власть
еще не заняла подобающего ей места
в общественной жизни. Граждане, воспитанные
в своей массе в тоталитарный
период, не имеют доверия к судебной
власти с точки зрения ее приверженности
законности и справедливости, не рассматривают
суд как нелицеприятного
Судебная власть есть предоставленные специальным органами государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Центром
всей системы судов общей юрисдикции
выступает Верховный Суд