Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:11, реферат
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики» - так закрепляет статья 126 Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики» - так закрепляет статья 126 Конституции Российской Федерации.
В Российской Федерации Верховный Суд впервые был учрежден в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 г. и введенным в действие 1 января 1923 г.
На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора всех дел, разрешенных любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции.
Правом дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд СССР, созданный в 1924 г., и лишь после принятия в 1958 г. Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик. В ст. 58 Закона РСФСР от 8 июня 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"[2] [2] было указано, что пленум Верховного Суда республики " рассматривает материалы изучения судебной практики и судебной статистики... и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР".
Итак, впервые такое право закреплено и в Конституции Российской Федерации 1993 г., в ее ст. 126, за исключением положения, что эти разъяснения являются руководящими.
Таким образом, рассмотрение правового положения Верховного суда Российской Федерации актуально и важно для изучения судебной системы России.
Правовое положение Верховного суда Российской Федерации, его структура
Состав Верховного суда РФ, его полномочия и правовой статус
Итак, деятельность Верховного суда в РФ, его статус, правовое положение, устанавливается Конституцией Российской Федерации и Конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации"[3] [3].
В настоящее время
штатная численность судей
Говоря о правовом
статусе Верховного суда, нужно отметить,
что придание Верховному Суду Российской
Федерации статуса высшего
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов
федерации, и выносить
по ним окончательные
Верховный Суд России действует в составе:
а) Пленума Верховного Суда;
б) Судебной коллегии по гражданским делам;
в) Судебной коллегии по уголовным делам;
г) Военной коллегии
В составе Верховного Суда действует также Президиум.
Пленум Верховного Суда является коллегиальным органом, направляющим судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Основное полномочие Пленума Верховного Суда - давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных подсудных этим судам дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом делам.
Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики. Президиум также рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда, тем самым осуществляя судебный надзор за деятельностью Верховного Суда при осуществлении им правосудия.
В качестве суда первой
инстанции действуют
Судебные коллегии по гражданским, уголовным делам, а также Военная коллегия рассматривают:
а) в качестве суда
первой инстанции гражданские и
уголовные дела, отнесенные законом
к их ведению; Верховному Суду Российской
Федерации подсудны любые дела особой
сложности и особого
б) в качестве суда кассационной (второй) инстанции - дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения, вынесенные нижестоящими судами и не вступившие в законную силу;
в) в порядке надзора
дела по протестам на вступившие в
законную силу решения, приговоры и
определения, вынесенные всеми судами.
Судебные коллегии Верховного Суда в
установленном законом порядке
рассматривают вопросы о
Акты Верховного Суда, являющегося высшим судебным органом, окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованию) в кассационном порядке не подлежат.
Юрисдикционно-разъяснительная деятельность Верховного суда РФ
По традиции на Верховный
Суд Российской Федерации возлагается
еще одна функция - обеспечение единообразия
в судебной практике. Это достигается
путем вынесения принципиальных
решений по наиболее сложным делам,
требующим авторитетного
Так, например, постановления
Пленума Верховного Суда публикуются
в Бюллетене Верховного Суда (БВС)
и доводятся до сведения нижестоящих
судов. В настоящее время такие
постановления имеют как
Некоторые из таких постановлений имеют значение субсидиарных правоположений. Например, таковым является Постановление N 8 Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"[7] [7], в котором, в частности, зафиксированы следующие положения:
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело,
применяет непосредственно
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон
либо иной нормативный правовой акт,
принятый субъектом Российской Федерации
по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, противоречит Конституции
Российской Федерации, а федеральный
закон, который должен регулировать
рассматриваемые судом
В случаях, когда
статья Конституции Российской Федерации
является отсылочной, суды при рассмотрении
дел должны применять закон, регулирующий
возникшие правоотношения. Наличие
решения Конституционного Суда Российской
Федерации о признании
Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации" (БВС, 1996, N 1).
Юрисдикционно-контрольная деятельность Верховного суда РФ
Особое место в
деятельности Верховного Суда и возглавляемых
им нижестоящих судов общей
"Если при рассмотрении
конкретного дела суд
Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
При применении закона вместо не соответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить".
Длительное время
считалось бесспорным, что Пленум
Верховного Суда на основе изучения и
обобщения судебной практики и статистики
дает руководящие указания, обязательные
для судов (ст. 56 Закона «О судоустройстве
РСФСР»[9] [9]). При этом игнорировался
тот факт, что обязательность руководящих
разъяснений подрывает принцип
независимости судей и
Заключение
В заключение, подведем итоги по проделанной работе:
Во-первых, можно говорить о значительном расширении перечня дел, рассматриваемых по первой инстанции Верховным Судом РФ. Так, например, сравнивая полномочия Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, нужно отметить, что согласно ст.3 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"[10] [10], принятого 24 июня 1994 г., Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Акты же ненормативного, то есть индивидуального характера Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства оспариваются заинтересованными лицами в Верховном Суде РФ. Как правило, это акты, касающиеся освобождения от должности тех или иных государственных служащих и иных работников[11] [11].