Виды административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: показать сущность административного принуждения и особенности его правового регулирования.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
дать определение административному принуждению;
рассмотреть основную классификацию мер административного принуждения;
изучить разновидности мер административного принуждения, а именно мер административно-принудительных, административного пресечения, административной ответственности, административно-процессуального обеспечения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

1. Понятие мер административного принуждения, их классификация.......... 6
1.1 Понятие мер административного принуждения.....…………………... 6
1.2 Классификация мер административного принуждения……………..
11

2. Административно-предупредительные меры…………………………….. 14

3. Меры административного пресечения................................……………….. 16

4. Меры административной ответственности................................................... 23

5. Мера процессуального обеспечения.............................................................. 26

Заключение…………………………………………………………………….. 29

Список использованной литературы…………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

самый важный документ.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

     Меры  административного принуждения  имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

    Особенности административного принуждения:

  1. основывается на нормах административного права;
  2. применяется как физическими, так и юридическими лицами; применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права; закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах; применяется широким кругом уполномоченных субъектов; система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  3. применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  4. порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  5. применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  6. законность применения обеспечивается системой гарантий; применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

     Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.

     Цели  административного принуждения:

  1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий; пресечение правонарушений;
      1. восстановление нарушенного состояния;
      1. процессуальное обеспечение;
      2. наказание (ответственность) правонарушителя.

     Виды  мер административного принуждения

     1. По характеру и специфике правонарушения:

     - меры психического воздействия;

     - меры физического воздействия;

     - меры материального (имущественного) воздействия;

     - меры организационного воздействия.

     2. По субъекту применения:

     - применяемые индивидуальными субъектами;

     - применяемые коллективными субъектами.

     3. По нормативным основаниям:

     - основанные на законах;

     - основанные на подзаконных актах.

     4. По порядку применения:

     - применяемые в административном (внесудебном) порядке;

     - применяемые в судебном порядке.

     5. По фактическим основаниям:

     - основанные на правонарушениях;

     - основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

     6. По сфере воздействия:

     - внутриорганизационные меры;

     - внешневластные меры.

     7. По способу обеспечения общественного  порядка и целевому предназначению:

     - меры административного предупреждения;

     - меры административного пресечения;

     - меры административно-процессуального обеспечения;

     - административные правовосстановительные меры (меры защиты);

     - меры административного наказания. 
 
 

1.2. Классификации мер административного принуждения. 

       Большое теоретическое и практическое  значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения, который до  настоящего времени не получил единого решения ни в теории, ни на практике. По мнению Севрюгина В.Е., четкая классификация мер административного принуждения необходима, во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели и взаимодействия друг с другом. Во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей. Что немало важно, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности - административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности4.

     В целом по вопросу о классификации  мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения).

     Первая - сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения (Студеникин С.С., Ямпольская Ц.А. и др.). В основу данной классификации положен формальный признак - наличие административных санкций.

     Вторая - предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения:

- меры пресечения; 

- меры  взыскания;

- меры предупреждения.

     Далее рассмотрим частные точки зрения по вопросу классификации мер  административного принуждения.

     Так Д.Н. Бахрах различает среди них: меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры и наказания. Он отмечает, что меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий, восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.

     И.И. Веремеенко считает, что предложенная Д.Н. Бахрах классификация «не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например: приостановление работы предприятия)».

     Он  также утверждает, что  критерием  классификации мер административного  принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить «непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции». Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:

    1) административно-процессуальные меры;

   2) административно-предупредительные меры;

    3) административно-правовые санкции.

      Наиболее  часто встречающейся в современной литературе, посвященной вопросам административного права, является следующая классификация мер административного принуждения:

  1. административно-предупредительные меры;
  2. меры административного пресечения;
  3. меры административной ответственности;
  4. меры административно-процессуального обеспечения.

   Данная  классификация будет рассмотрена  более подробно в следующих главах настоящей работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Административно-предупредительные меры 

     Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и  обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

К административно-предупредительным  мерам относят:

-административный  надзор за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы;

- таможенный  досмотр;

- спецконтроль  пассажиров и судов гражданской авиации;

- привод, регистрация и официальное предостережение  о недопустимости антиобщественного  поведения;

- изъятие  огнестрельного оружия у лиц  страдающих психическими заболеваниями;

- проверка  документов (при обеспечении паспортного  режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);

- предрейсовое  освидетельствование водителей  автомототранспорта;

- закрытие  границы на участке, сопряженном  с территорией, пораженной эпидемией  (эпизоотией);

- прекращение  движения транспорта при ремонте  дорог, электрокабелей;

- ограничение движения транспорта при авариях, овалах, обрывах линий электропередач;

- убой  животных в случаях заболевания  их заразными болезнями;

- уничтожение  недоброкачественных продуктов  питания;

- ограничение права водопользования и т.д.

     Административно-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).

     Особую  группу составляют так называемые лечебно-предупредительные  меры принуждения, назначение которых  состоит не только в обеспечении  общественной безопасности, но и в  лечении опасных для общества душевнобольных, алкоголиков, инфекционных больных и т.д.

     Меры административного предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Меры административного пресечения 

     Меры  административного пресечения используются как средство принудительного прекращения  правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. “По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

Информация о работе Виды административного принуждения