СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Административно-правовые
отношения, как и все остальные виды правоотношений
в различных отраслях права, являются
важнейшим базисом. В общей характеристике
административно-правовых отношений следует
отметить некоторые стороны, которые могут
быть основой для отграничения административно-правовых
отношений от других видов правоотношений.
Они весьма существенны, потому что на
природу административно-правовых отношений
оказывают определяющее влияние: сфера
их появления (механизм функционирования
исполнительной власти); специфика административно-правового
регулирования (императивность и односторонность
действий субъектов управления); содержание
административно-правовых норм, т.е. их
юридической базы. Приоритетными являются
предмет и метод административного права,
которые определяют необходимую основу
для проведения видовых отличий между
правовыми отношениями.
Исходя
из всего вышеуказанного, целью данной
работы является изучение вопроса об административно-правовых
отношениях, выделение их особенностей,
отличий от других правовых отношений,
и, наконец, необходимо обозначить роль
административно-правовых отношений в
социальной жизни и в функционировании
государства как звена в механизме правового
регулирования. Важно также проанализировать
критерии классификации и виды административно-правовых
отношений.
Административное
право - это свободная область правовой
системы Российской Федерации. Области
права различаются между собой по предмету
и методу правового регулирования. Именно
предмет административного права составляют
те отношения, о которых далее пойдет речь.
Моя курсовая работа
состоит из введения, основной части, заключения.
1 глава- теоритические основы административно-правовых
отношений.В ней рассматривается: понятие
и особенности, структура, виды административно-правовых
отношений
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ
1.1
Понятие и особенности
административно-правовых
отношений
Административно-правовые
отношения представляют собой разновидность
правовых отношений, отличающихся по характеру,
юридическому содержанию, по их участникам.
Они обладают всеми основными признаками
любого правового отношения:
- первичность
правовых норм, вследствие чего правоотношение
есть результат регулирующего воздействия
на данное общественное отношение данной
правовой нормы, придающего ему юридическую
форму;
- регламентация
правовой нормой действий (поведения)
сторон этого отношения; корреспонденция
взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения,
определяемая правовой нормой;
- установление
их юридической ответственности за несоответствующее
требованиям правовой нормы поведение.
Соответственно,
административно-правовое отношение -
урегулированное административно-правовой
нормой управленческое общественное отношение,
в котором стороны выступают
как носители взаимных обязанностей
и прав, установленных и гарантированных
административно-правовой нормой.1
Существуют две концепции признаков административно-правовых
отношений. Согласно одной из концепций
административно-правовые отношения:
- возникают
в процессе государственного управления;
- имеют в качестве
обязательного субъекта орган государственного
управления (органа исполнительной власти);
- являются
отношениями власти-подчинения и характеризуются
юридическим неравенством сторон.
Вторая
концепция административно-правовых
отношений:
- возникают
в сфере государственного управления;
- могут иметь
место между всеми субъектами административного
права в любом их сочетании;
- делятся по
соотношению прав и обязанностей участников
на две группы: отношения власти-подчинения
и отношения равноправия.
Несмотря
на некоторые различия в понимании
сущности административно-правовых отношений,
можно отметить общий недостаток, свойственный
обеим концепциям: в них ничего не говорится
о таком фундаментальном признаке этих
отношений, как важность установления
гарантии судебной защиты прав и интересов
граждан по отношению к управлению. Этот
недостаток вытекает в отсутствие правового
режима административно-правовых отношений,
отсутствие режима обеспечения правовой
защиты граждан по отношению к управлению
(исполнительной власти).
2
Особенности
административно-правовых отношений состоят
в следующем:
1.
Широко распространено мнение, что
административно-правовые отношения
в отличие от всех других (особенно
- гражданско-правовых) являются властеотношениями,
построенными на началах «власть
– подчинение». Именно этот
их признак является главным, поскольку
предопределен важнейшими приоритетами
государственно-управленческой деятельности;
2.
Сущность государственно-управленческой
деятельности, как и любого другого
вида социального управления, определяет
необходимость выделения субъекта
управления, т. е. той стороны регулируемых
административным правом управленческих
отношений, в руках которой концентрируется
власть. В силу этого определенный приоритет
воли такого субъекта (единая управляющая
воля) всегда налицо. Поэтому его сознательно-волевые
проявления (волеизъявления) направлены
на упорядочение поведения объекта управления.
Практическое выражение такой направленности
обычно характеризуется как «команда»;
это – переходный мостик к формуле «власть
– подчинение»;
3.
Административные правоотношения,
как и все другие правоотношения, имеют
свой объект. Его понимание связано с сущностными
чертами государственно-управленческой
деятельности, всегда предполагающими
соподчиненность воль. Воля всех участников
регулируемых управленческих отношений
подчинена единой управляющей воле. Так
образуется властный характер этих отношений,
а власть (авторитет) является средством
волевого регулирования управленческих
процессов. Но в этих процессах принимают
участие люди, наделенные волей и сознанием;
они совершают определенные, предписанные
административно-правовыми нормами действия
или воздерживаются от них. Соответственно
объектом административно-правового отношения
являются воля, сознание и опосредованное
ими поведение (действия) управляемых
в сфере реализации исполнительной власти;
4.
Административно-правовые отношения
(по своей сути управленческие)
имеют широкую сферу для своего
возникновения, изменения или
прекращения. Это - сфера государственного
управления - понятие, границы которого
в течение всей истории определялись
объемом и направленностью практической
деятельности по реализации исполнительной
власти. Сфера государственного управления
охватывает все основные направления
экономической, социально-культурной
и административно-политической работы,
в которой задействованы огромное количество
различного рода производственных и непроизводственных,
государственных и негосударственных
коллективов, тысячи граждан;
5.
Сфера государственного управления
- поле практической деятельности
исполнительных органов и должностных
лиц, действующих от имени этих органов.
Из этого утверждения можно сделать вывод,
что в границах названной сферы нередко
возникают правоотношения иного рода
(например, финансово-правовые, земельно-правовые,
природоохранные, предпринимательские
и даже гражданско-правовые). Это давно
подтвердила практика.
Итак,
административным правоотношениям
свойственна предусматриваемая
действующим правом возможность
выступать в роли одного из элементов
общего механизма правового регулирования
или юридического (административно-правового)
опосредования общественных отношений,
относящихся к предмету других отраслей
российского права;
6.
Сфера государственного управления
является той областью деятельности
государства, в которой действуют
особого рода субъекты. Обобщенно
их называют или органами государственного
управления, или органами исполнительной
власти. Таким образом, в административно-правовых
отношениях опосредуется само государственное
управление, т.е. компетенция соответствующих
субъектов этого вида государственной
деятельности. Она не ограничивается только
взаимодействием разноуровневых субъектов
такого рода (например, отношениями между
вышестоящими и нижестоящими исполнительными
органами). Управленческая компетенция
реализуется в отношениях со всеми возможными
сторонами, чья практическая деятельность
или же чьи конкретные интересы связываются
с механизмом исполнительной власти, т.е.
с процессом реализации компетенции ее
субъектов; 3
7.
Для возникновения административно-правовых
отношений необходимы особые условия,
которые:
- возникают
непосредственно в связи с практической
деятельностью исполнительных органов
по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных
функций. Например, заключение имущественных
сделок не является проявлением исполнительной
власти, а потому, совершая подобного рода
действия, исполнительный орган не выступает
в роли субъекта управления. Механизм
реализации исполнительной власти не
находит своего выражения в этих действиях;
- возникают
также непосредственно по поводу осуществления
исполнительными органами не любых функций,
а только управленческих. Имеется в виду
практическая реализация принадлежащих
им юридически властных полномочий. Без
них исполнительный орган не может выступать
в роли субъекта исполнительной власти;
8.
Административно-правовые отношения по
своей сути являются организационными.
Они имеют прямую связь с реализацией
функций исполнительной власти, которые
по своему содержанию направлены на организацию
процесса правоисполнения. Административно-правовые
отношения несут на себе организационную
нагрузку в двух основных аспектах:
- «самоорганизация»
- организация собственной работы всего
исполнительного аппарата, осуществляемая
в рамках административно-правовых отношений
между разными звеньями системы исполнительных
органов;
- организация,
выходящая за рамки ее первого варианта
и реализуемая в административно-правовых
отношениях с участием иных коллективов
и людей, соприкасающихся со сферой государственного
управления.
По
этим основным направлениям через административно-правовые
отношения исполнительная власть может
оказывать повседневное регулирующее
и организующее воздействие на поведение
управляемых;
9.
Административно-правовые отношения
«не закрыты» для кого-либо
из возможных участников правовых
отношений.. Наличие правомочий, представляемых
административно-правовой нормой, либо
возложение ею определенных обязанностей
- единственное условие, при соблюдении
которого каждый, кто функционирует в
сфере государственного управления или
заинтересован в ее нормальном функционировании,
может быть инициатором их возникновения
либо прекращения. Таким образом, административно-правовые
отношения могут возникать по инициативе
любой из сторон: исполнительных органов
и их должностных лиц, государственных
коллективов, граждан.
Все
же согласие или желание второй стороны
не является во всех случаях обязательным
условием их возникновения. Административно-правовые
отношения могут возникать и вопреки желанию
второй стороны или ее согласию. Этот признак
в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых
отношений;
10.
Между сторонами административно-правовых
отношений возможны споры. Так,
гражданин может быть не согласен
с правомерностью принятых в
его адрес действий исполнительного
органа (должностного лица).
Это
его несогласие, хоть и не влияет
на возникновение правоотношения, вызывает
определенные юридические последствия:
гражданин вправе оспаривать указанные
действия. Так возникает конкретный административно-правовой
спор. Для разрешения гражданско-правовых
споров установлен специальный процессуальный
порядок (исковое производство). Он установлен
и для разрешения возможных административно-правовых
споров. Обычно такого рода споры разрешаются
во внесудебном порядке. Но нередко законодательство
предусматривает судебный порядок разрешения
административно-правовых споров либо
в качестве самостоятельного, либо альтернативного.
В настоящее время наблюдается тенденция
расширения круга административно-правовых
споров, разрешаемых судом;