Деяние связано с
другими признаками объективной
стороны и, прежде всего, с
последствиями деяния и причинной
связью между деянием и последствиями.
Далеко не всякий состав административного
правонарушения содержит указание
на последствия деяния, как на
квалифицирующий признак деяния.
В этом случае состав правонарушения
является формальным, и для привлечения
к ответственности не обязательно
устанавливать наличие причиненного
ущерба и причинную связь между
действиями субъекта и данным
ущербом. Примером формального
состава можно считать состав,
сформулированный в ст. 17.3 КоАП
РФ: неисполнение законного распоряжения
судьи о прекращении действий,
нарушающих установленные в суде
правила. Таким образом, само
по себе неисполнение, независимо
от его последствий, является
административно наказуемым деянием.
Однако существует
и ряд материальных составов,
обязательным признаком объективной
стороны которых являются последствия
и причинная связь. Так, ст.
19.16 КоАП РФ установлена наказуемость
умышленного уничтожения или
порчи удостоверения личности
гражданина (паспорта) либо небрежного
хранения удостоверения личности
гражданина (паспорта), повлекшего утрату
удостоверения личности гражданина
(паспорта).7 В данном случае для привлечения
субъекта к ответственности за указанное
правонарушение следует доказать наличие
последствия в виде утраты удостоверения,
а также причинную связь между утратой
и поведением субъекта административного
правонарушения.
Дополнительными признаками
объективной стороны административных
проступков могут служить признаки
места, времени, обстоятельств
совершения правонарушения, орудия,
средства, способа его совершения
и т.д.
Таким образом, выяснение
общего состава административного
право- нарушения имеет весьма важное
практическое значение. Во-первых, оно
ориентирует органы, устанавливающие
административную ответственность, на
то, чтобы формулируемые ими конкретные
составы административных правонарушений
соответствовали его общим признакам.
Во-вторых, общий состав не позволяет
правоохранительным органам при
оценке деяний, которые квалифицируются
как административные правонарушения,
отнести к разряду преступлений.
Виды административных правонарушений
Ввиду огромного разнообразия
и значительной распространенности
административных правонарушений единого
критерия их классификации не существует.
Поэтому применяется комплексный
критерий классификации видов административных
правонарушений, который включает родовой
объект посягательства (например, общественный
порядок, собственность) и отраслевую
направленность проступка, т.е. конкретную
область государственного управления
(строительство, транспорт и т.д.).
На основе данного критерия
все виды административных правонарушений
объединены в следующие классификационные
группы:
1. Административные правонарушения,
посягающие на права граждан.
К ним, в частности, относятся:
нарушение права гражданина на
ознакомление со списком избирателей,
участников референдума; подкуп
избирателей; нарушение законодательства
о свободе совести, свободе
вероисповедания; нарушение законодательства
о труде и об охране труда;
неисполнение родителями несовершеннолетних
обязанностей по содержанию и
воспитанию несовершеннолетнего
и т.д.
2. Административные правонарушения,
посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения и общественную
нравственность. Это, например, сокрытие
источника заражения ВИЧ-инфекцией;
незаконное занятие частной медицинской
практикой; нарушение санитарно-эпидемиологических
требований к питьевой воде; незаконный
оборот либо хранение наркотических
средств и т.д.
3. Административные правонарушения
в области охраны собственности.
Они включают: самовольное занятие
земельного участка; самовольную
добычу янтаря; пользование недрами
без разрешения; самовольное занятие
участка лесного фонда; уничтожение
или повреждение чужого имущества;
мелкое хищение и т.д.
4. Административные правонарушения
в области охраны окружающей
природной среды и природопользования.
Это - сокрытие или искажение
экологической информации; порча земель;
нарушение требований по охране недр и
гидроминеральных ресурсов; нарушение
правил водопользования; нарушение правил
охраны атмосферного воздуха; нарушение
правил лесопользования и т.д.
5. Административные правонарушения
в промышленности, строительстве
и энергетике. К ним относятся:
нарушение требований промышленной
безопасности; нарушение требований
нормативных документов в области
строительства; нарушение правил
использования атомной энергии
и учета ядерных и радиоактивных
веществ; повреждение электрических
сетей; повреждение тепловых сетей
и т.д.
6. Административные правонарушения
в сельском хозяйстве, ветеринарии
и мелиорации земель.8 Это, например, нарушение правил
борьбы с карантинными, особо опасными
и опасными вредителями растений, возбудителями
болезней растений, растениями-сорняками;
сокрытие сведений о внезапном падеже
или об одновременных массовых заболеваниях
животных и т.д.
7. Административные правонарушения
на транспорте. Они включают: действия,
угрожающие безопасности движения
на железнодорожном транспорте;
действия, угрожающие безопасности
полетов; действия, угрожающие безопасности
движения на водном транспорте;
безбилетный проезд и т.д.
8. Административные правонарушения
в области дорожного движения.
К ним, в частности, относятся:
управление транспортным средством,
не зарегистрированным в установленном
порядке; управление транспортным
средством водителем, не имеющим
при себе документов, предусмотренных
Правилами дорожного движения; управление
транспортным средством водителем,
находящимся в состоянии опьянения;
нарушение Правил дорожного движения
пешеходом и т.д.
9. Административные правонарушения
в области связи и информации.
Это, например, самовольное проектирование,
строительство, изготовление или
эксплуатация радиоэлектронных
средств или высокочастотных
устройств; изготовление в целях
сбыта либо сбыт заведомо поддельных
государственных знаков почтовой
оплаты; разглашение информации
с ограниченным доступом; нарушение
правил защиты информации; повреждение
телефонов-автоматов и т.д.
10. Административные правонарушения
в области предпринимательской
деятельности. Они включают: осуществление
предпринимательской деятельности
без государственной регистрации
или без специального разрешения;
незаконную продажу товаров, свободная
реализация которых запрещена;
нарушение законодательства о
рекламе; нарушение порядка ценообразования;
обман потребителей и т.д.
11. Административные правонарушения
в области финансов, налогов и
сборов, рынка ценных бумаг. К
ним, в частности, относятся:
нарушение срока постановки на
учет в налоговом органе; нарушение
сроков представления налоговой
декларации; непредставление сведений,
необходимых для осуществления
налогового контроля; незаконные
сделки с ценными бумагами
и т.д.
12. Административные правонарушения
в области таможенного дела. К
ним, в частности, относятся:
незаконное перемещение товаров
и транспортных средств через
таможенную границу РФ; недекларирование
либо недостоверное декларирование
товаров и транспортных средств;
нарушение режима зоны таможенного
контроля и т.д.
13. Административные правонарушения,
посягающие на институты государственной
власти. Это невыполнение законных
требований члена Совета Федерации;
воспрепятствование деятельности
Уполномоченного по правам человека
в РФ; неисполнение распоряжения
судьи или судебного пристава;
незаконное ношение государственных
наград и т.д.
14. Административные правонарушения
в области защиты Государственной
границы РФ и обеспечения режима
пребывания иностранных граждан
и лиц без гражданства на
территории Российской Федерации.
К ним относятся: нарушение
режима Государственной границы
РФ; нарушение пограничного режима
в пограничной зоне; нарушение
режима в пунктах пропуска
через Государственную границу
РФ; нарушение иностранным гражданином
или лицом без гражданства
режима пребывания в Российской
Федерации; нарушение иммиграционных
правил и т.д.
15. Административные правонарушения
против порядка управления. Они
включают: самоуправство; неповиновение
законному распоряжению сотрудника
милиции, либо сотрудника органов
уголовно-исполнительной системы;
неповиновение законному распоряжению
должностного лица органа, осуществляющего
государственный надзор; заведомо
ложный вызов специализированных
служб; проживание гражданина
РФ без удостоверения личности
гражданина (паспорта) или без регистрации
и т.д.
16. Административные правонарушения,
посягающие на общественный порядок
и общественную безопасность. Это
мелкое хулиганство; демонстрирование
фашистской атрибутики; нарушение
требований пожарной безопасности;
стрельба из оружия в неотведенных
для этого местах; появление в
общественных местах в состоянии
опьянения и т.д.
17. Административные правонарушения
в области воинского учета.9 К ним относятся: непредставление
в военный комиссариат списков граждан,
подлежащих первоначальной постановке
на воинский учет; неоповещение граждан
о вызове их по повестке военного комиссариата
или иного органа, осуществляющего воинский
учет и т.д.
Приведенная классификация
видов административных правонарушений
позволяет органам исполнительной
власти, должностным лицам и гражданам
четко и предметно ориентироваться
во всем многообразии правовых запретов
и обязанностей в сфере реализации исполнительной
власти, нарушение или неисполнение которых
влечет административную ответственность.
На этой основе обеспечивается дальнейшее
улучшение работы по охране правопорядка,
усиление борьбы с административными
правонарушениями и укрепление законности
в стране.
Отграничение административного правонарушения от преступления и от дисциплинарного проступка
Российская правовая система
охраняется тремя видами карательных
санкций: уголовными, административными,
дисциплинарными. Так, за нарушение
избирательного права, права собственности,
правил охраны труда в зависимости
от конкретных обстоятельств, могут
применяться уголовные и административные
наказания, а также дисциплинарные
взыскания.
Первое сходство этих санкций
в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными
законами. В-третьих, они применяются
за виновные противоправные действия.
В-четвертых, законодательством закреплены
процедуры применения карательных
санкций и полномочия субъектов,
которые вправе делать это. В-пятых,
их применение к виновному влечет
для него неблагоприятные последствия,
а также состояние наказанности
в течение установленных федеральными
законами сроков.
В условиях режима законности
очень важно различать виды правонарушений,
чтобы правильно квалифицировать
конкретные правонарушения, законно
и обоснованно наказывать виновных.
Преступления от проступков
(административных, дисциплинарных) отличает
ряд свойств. Первичные отличия -
это общественная опасность и
вид противоправности. Конечно, прежде
всего учитывается материальный
критерий - уровень причиненного обществу
вреда. А на основе такой оценки решают
вопросы о виде противоправности:
уголовной, административной, дисциплинарной.
Вторичные критерии различий
действуют после того, как решен
вопрос о виде противоправности. Речь
идет о разных процессуальных нормах,
различии между уголовными, административными
и дисциплинарными санкциями, состоянии
судимости или административной
(дисциплинарной) наказанности и других
вторичных признаках.
Общественная опасность
- это системный признак правонарушения.
Он возникает из взаимодействия простых,
первичных признаков состава
правонарушения, названных в нормах
УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер
ущерба, способ, время, место совершения
деяния, признаков его субъекта и
др. Поэтому для квалификации деяния
как преступления по соответствующей
статье УК РФ или как проступка
по статье КоАП РФ нужно анализировать
признаки конкретных составов.10 Так, административно наказуемое
хищение отличается от соответствующего
преступления такими признаками, как стоимость
похищенного, способ хищения (грабеж и
разбой независимо от причиненного вреда
являются преступлением), совершенное
группой, неоднократно, лицом, ранее два
и более раз судимым за хищение.
Ряд критериев, позволяющий
определить, общественно опасными или
нет, являются хулиганские действия,
можно выявить при сравнении
текстов ст. 213 УК РФ и 20.1 КоАП РФ.