Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:50, реферат
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Основные черты политической власти:
- наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
первичные — крупные социальные группы со своими интересами
вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита;
Тема 5.
Власть как социально-политический
феномен
I. Политическая власть: принципы организации и функционирования
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Основные черты политической власти:
- наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
первичные — крупные социальные группы со своими интересами
вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита;
- закрепление в законах полномочий субъекта правления;
- чёткий механизм реализации решений политической власти на практике;
- принцип (функционального) разделения власти;
- легитимность власти
легальность (законное основание для власти)
легитимность (поддержка власти обществом).
Функции политической власти:
-управленческая
-интегрирующая (интеграция общественных интересов)
-мотивационная
-мобилизационная
-контролирующая (обеспечение правопорядка)
-культурная
Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.
Политическая власть - особая разновидность общественной власти. Она включает в себя все властные отношения, складывающиеся между государством, партиями, движениями, группами давления и т. д. Посредством этих институтов выражается господствующая воля какого-то класса, слоя или большинства общества.
Ядром политической власти является государственная власть, которая обладает рядом признаков:
- возможностью законного использования силы в решении актуальных проблем;
- ее решения обладают обязательностью для всех и имеют высшую юридическую силу,
- опирается на систему специальных институтов и нормы права.
Политическая власть осуществляется специфическими методами с помощью особых механизмов. В основе функционирования политической власти лежат принцип суверенитета и принцип легитимности.
Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти.
Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).
Верховенство государственной власти проявляется в:
- общеобязательности ее решений для населения;
- возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;
- обладании рядом исключительных прав;
- наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций;. наделении правами и обязанностями граждан.
Независимость госвласти предусматривает ее самостоятельность и равноправие.
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" (legtmte) отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность - это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает из убеждения, что власть законна, сформирована самим народом
и служит его интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, потому что власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества.
Значение принципа легитимности:. позволяет отличать законно установленную власть от узурпированной, то есть насильственно захваченной; определяет границы правомерности использования властью насильственных мер; способствует признанию международным сообществом неправомерности насильственного изменения госграниц и соблюдении режимом страны норм международного права.
Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами. М.Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения:
- традиционный тип легитимности основан на привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия;. харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля;
- рационально-легальная
легитимность основана на вере участников
политической жизни в справедливость
тех правил, на основе которых формируется
власть. Институты власти в своей деятельности
подчиняются закону. Мотивом подчинения
является рационально осознанный интерес
избирателя, который высказывает его на
выборах, голосуя за ту или иную партию,
лидера;
- идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образу, характеру) народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.
В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они дополняют друг друга, поэтому говорят о смешанном типе легитимности.
II. Тесты
Классификация оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности
Сфера жизнедеятельности | Основания | Ресурсы |
Экономическая | Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д. | Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые |
Социальная | Социальные группы и слои, на которые опирается власть | Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика |
Административно-силовые | Совокупность властных учреждений | Оружие, аппарат физического принуждения |
Юридическая | Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности | Конституция, законы,
программные документы |
Культурно-информационная | Система организаций | Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения |
2. Какой из перечисленных методов является демократическим в осуществлении политической власти?
а) демагогия, популистские заявления;
б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции;
в) принуждение, насилие, террор;
г) формирование стереотипов поведения.
3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:
а) политическая власть; | 1) власть, основывающаяся на воздействии средств массовой информации; |
б) государственная власть; | 2) форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения; |
в) власть; | 3) форма правления,
при которой политическая |
г) медиакратия; | 4) социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан; |
д) теократия; | 5) реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах; |
е) анархизм | 6) способность
одних людей оказывать |
а – 5
б – 2
в – 6
г – 1
д – 3
е – 4
4. Какое понятие определяется как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»?
а) бюрократизация;
б) легитимность;
в) партикуляризм;
г) лоббизм.
5. Кто из мыслителей внес существенный вклад в разработку теории разделения властей?
а) Конфуций;
б) Ш. Монтескье;
г) Аристотель;
д) Ж. Боден.
Список
используемой литературы
Информация о работе Власть как социально-политический феномен