Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:03, реферат
Открытие хорового наследия Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956) также состоялось сравнительно недавно, когда Петербургская хоровая капелла под управлением известного дирижера В.А. Чернушенко спела хоровой цикл “Страстная Седмица”. Справедливости ради отметим, что имя Гречанинова вовсе не было под запретом. Композитор упоминался (правда, вскользь) в книгах и учебниках. Неоднократно переиздавались его детские фортепианные пьески. Однако большинство духовных произведений мастера, а также музыка, написанная Гречаниновым в эмиграции, не были известны даже специалистам. Поэтому для большинства слушателей Гречанинов представлялся композитором малоинтересным, а посему заслуженно забытым.
"Уезжая за границу, - вспоминает он в автобиографии, - я не знал, останусь ли я там навсегда или вернусь обратно в Россию, а потому квартиру свою с роялем, нотной и книжной библиотекой, архивом и многими ценными для меня и дорогими вещами я оставлял все как было. Последний период времени пребывания моего в России был для меня одним из самых счастливых в смысле концертных выступлений; в Петербурге, где так удачно и с таким успехом были исполнены мои новые квартеты, Третья симфония, цикл песен с квартетом "Мертвые листья" и Др., а также несколько удачных концертов в Москве, и среди них с особенным удовлетворением вспоминаю вечер песен и Дуэтов с участием артисток Большого театра Барсовой и Обуховой, которые с незабываемым очарованием пели в этот вечер мои новые и старые песни".
Больше в Россию он не вернулся, хотя сохранял советский паспорт и, заботясь об оставшихся в России близких, старался ни в чем не нарушить лояльности по отношению к советской власти. В многочисленных письмах - к друзьям и официальных, связанных с изданием его сочинений в России, выплатой гонорара и т. д., он объяснял невозможность вернуться, с одной стороны, слабостью здоровья и возрастом - своим и жены, семейными обстоятельствами - все дети Марии Григорьевны от первого брака жили за рубежом, а с другой стороны - своей невостребованностью в России как духовного композитора, автора музыки гонимой церкви. "Я часто жестоко тоскую здесь по всем близким, но как хорошо, что я здесь. В Москве за свои духовные сочинения я, вероятно, был бы лишенцем".
С 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США, где остается до самой смерти 4 января 1956 года. В зарубежном периоде творчества Гречаниновым были написаны: Четвертый квартет, Второе фортепианное трио, две фортепианных сонаты, вокальные циклы "Последние цветы" (по Пушкину), три элегии на стихи Баратынского, "Римские сонеты" на стихи Вячеслава Иванова и др.
В одном из парижских писем, рассказывая о работе над инструментовкой Четвертой симфонии, совсем немолодой уже композитор спрашивает сам себя: "Выберусь ли я на свет Божий со своими инструментальными сочинениями или все это попытки с негодными средствами?" И отвечает: "Работать над большим сочинением такая радость, от которой все равно не откажусь, пускай я буду не признан как инструменталист".
Действительно, симфонии Гречанинова отличает добротность и следование традиции, несколько анахроничные для общего музыкального процесса первой половины XX века. Это вовсе не исключает признания несомненных удач, которые есть у композитора в этом жанре.
Что касается исполнений, то здесь Гречанинов не мог особенно обижаться на судьбу: все его симфонии были сыграны, причем Четвертая и Пятая, созданные за рубежом и наиболее интересные, исполнялись Нью-Йоркским оркестром под управлением Дж. Барбиролли и Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского.
Одно
из своих последних крупных
Гречанинов
Александр Тихонович
Гречанинов Александр Тихонович [13(25).10. 1864, Москва, ≈ 4.1.1956, Нью-Йорк], русский композитор. Родился в купеческой семье. Учился в Московской (1881≈90, у В. И. Сафонова, А. С. Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890≈1893, у Н. А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. Наибольшее значение имеют его хоровые и камерные вокальные произведения, а также обработки народных песен. Существен вклад Г. в детскую музыку. Создал для детей 3 оперы, песни, хоры, фортепианные пьесы. Написал музыку к спектаклям МХАТа ≈ «Царь Федор Иоаннович» (1898), «Смерть Иоанна Грозного» (1899) и др. Среди сочинений Г. ≈ опера-былина «Добрыня Никитич» (1901, пост. 1903), выдержанная в лирическом песенно-романсовом стиле; опера-легенда «Сестра Беатриса» (по М. Метерлинку, 1910, пост. 1912), в которой проявилось некоторое влияние символизма; комическая опера «Женитьба» (по Н. В. Гоголю, 1946, пост. 1948); оркестровые и камерные инструментальные произведения. С 1925 Г. жил за границей (вначале в Париже, с 1939 ≈ в США). В 1943 под впечатлением побед Советской Армии написал симфоническую поэму «К победе» (слова А. С. Пушкина и Г.).