Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:17, доклад
Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.
Сущность законодательного
процесса в Российской
Федерации
Законодательный процесс
в Российской Федерации имеет
свои особенности, он урегулирован непосредственно
Конституцией Российской Федерации. При
этом установлен строго определенный
круг субъектов законодательной
инициативы. В законодательном процессе
участвуют органы всех ветвей власти
при ведущей роли Государственной
Думы Федерального Собрания.
Законодательная инициатива
- это право уполномоченных субъектов
официально поставить вопрос об издании,
изменении или отмене закона. Выступление
с законодательной инициативой
влечет обязательное обсуждение ее в
парламенте. Согласно Конституции РФ
правом законодательной инициативы
обладают Президент России, Совет
Федерации в целом, отдельные
члены Совета Федерации, депутаты Государственной
Думы, Правительство России, законодательные
(представительные) органы субъектов
Российской Федерации, а также Конституционный
Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный
Суд по вопросам их ведения.
Вносимые в Государственную
Думу законопроекты о
Законопроект обсуждается
на заседаниях Государственной Думы
поэтапно в трех чтениях. В процессе
обсуждения в каждом чтении в текст
законопроектов вносятся поправки, изменения,
дополнения. Государственная Дума принимает
закон большинством голосов от общего
числа депутатов и в течение
пяти дней передает его на рассмотрение
в Совет Федерации. Обязательному
рассмотрению в Совете Федерации
подлежат законопроекты по вопросам
федерального бюджета, федеральных
налогов, финансового, валютного, кредитного
права, таможенного регулирования,
денежной эмиссии, ратификации и
денонсации международных договоров,
статуса и защиты государственной
границы, войны и мира. Совет Федерации
одобряет закон большинством голосов
от общего числа членов палаты. Если
в течение четырнадцати дней Совет
Федерации не рассмотрел закон, он считается
одобренным.
Совет Федерации
вправе отклонить закон. В этом случае
создается согласительная комиссия
для преодоления разногласий. После
работы комиссии закон повторно рассматривается
в Государственной Думе. Если при
повторном голосовании за закон
проголосует не менее двух третей
от общего числа депутатов
Федеральный конституционный
закон считается принятым, если он
одобрен большинством не менее трех
четвертей голосов от общего числа
членов Совета Федерации и не менее
двух третей голосов от общего числа
депутатов Государственной
Принятый Государственной
Думой и одобренный Советом Федерации
законопроект в течение пяти дней
направляется Президенту России для
подписания и обнародования. На эту
процедуру ему отводится
В течение семи дней
после подписания Президентом РФ
закон должен быть опубликован в
«Российской газете» и «
Систематизация
Систематизация
Систему права и
систему законодательства не следует
смешивать. Система права - это упорядоченная
совокупность правовых норм, а система
законодательства - это совокупность
источников права, прежде всего нормативно-правовых
актов. Один и тот же источник права может
иметь комплексный характер, включая нормы
различных отраслей. Например, Лесной
кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный
кодекс РФ и многие другие одновременно
содержат нормы административного, гражданского,
природно-ресурсного права.
Наиболее распространены
два вида систематизации.
Первый вид - это
систематизация исключительно нормативно-
Второй вид - это
систематизация всех источников права,
включая помимо нормативных актов
прецеденты, правовые обычаи, нормативные
договоры.
Необходимость систематизации
обусловлена огромным количеством
источников права. Цели систематизации
заключается в устранении противоречий
в правовой системе, отмены или изменении
устаревших нормативно-правовых актов,
повышении эффективности
Виды систематизации:
Учет - это сбор, обработка
и хранение сведений о нормативно-правовых
актах. Выделяют два вида учета:
журнальный или
картотечный - это фиксация реквизитов
и основных положений нормативно-правовых
актов в специальных журналах
по хронологическому (дата, номер) или
тематическому критерию;
автоматизированный
- это разработка специализированных
информационно-поисковых систем типа
«Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс»
и др.
Инкорпорация - это
объединение нормативно-
Инкорпорация допускает
редакционную правку нормативных актов:
исключение положений,
утративших юридическую силу;
исправление различного
рода опечаток, ошибок;
изложение актов
в последней, исправленной редакции.
Такой вид систематизации
известен с незапамятных времен. Всемирно
известные правовые источники - Законы
Хаммурапи, Свод законов Юстиниана,
Варварские Правды и многие другие
- представляют собой разновидности
инкорпорации.
Особый вид инкорпорации
- Свод законов. В царской России
существовал Свод законов Российской
Империи. Сложный пример инкорпорации
представлял Свод законов СССР. В
настоящее время Указами
Различают генеральную
- полную и выборочную - специализированную
инкорпорацию. Широко распространено
издание официальных собраний нормативно-правовых
актов уполномоченными
Консолидация - это
объединение нескольких однородных
по предмету правового регулирования
и юридической силе нормативно-правовых
актов в один, укрупненный акт.
В результате консолидации
появляется новый, объединенный нормативный
акт. При этом вошедшие в него отдельные
нормативно-правовые акты утрачивают
силу.
Примером конолидации
может служить вторая часть Налогового
кодекса РФ, которая заменила собой цедый
ряд федеральных законов, каждый из которых
был посвящён правовому регулированию
порядка сбора, начисления и уплаты отдельных
налогов и сборов.
Консолидация способствует
реализации принципа экономичности
права. Правовые нормы в процессе
консолидации собираются вместе, в
одном нормативном акте, обеспечивая
целостность правового
Кодификация - это
создание единого, систематизированного
нормативно-правового акта, устанавливающего
правовые основы какой-либо отрасли
права (Гражданский, Уголовный, Таможенный,
Земельный кодексы) или правового института
(Кодекс об административных правонарушениях,
Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).
Кодификация представляет
собой особый вид правотворчества.
В процессе кодификации нормативный
материал подвергается коренной переработке
как по форме, так и по содержанию. Цель
кодификации заключается в структурированп
отрасли, подотрасли права или правового
института. Виды кодифицированных актов
могут быть различны - это Основы законодательства,
Кодекс, Устав, Положение.
Кодифицированный акт отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений, стабильностью действия.