Дознание как форма предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно - процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение предварительного расследования как стадии уголовного процесса 5
1.1. Цели предварительного следствия 7
1.2. Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования 9
2. Полномочия следователя и обязанности органов дознания 11
2.1. Полномочия следователя ____________________________________ 11
2.2. Обязанности органов дознания, условия производства предварительного следствия 15
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Дознание как форма предварительного расследования.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

              Различие это вытекает прежде всего из того, что для органов дознания первой обязанностью является исполнение возложенных на них функций  по охране, например, общественного порядка – для милиции, охраны границы – органы пограничной охраны, и т.д.

              Производство дознания для них не основная обязанность.

              Для следователей – проведение  расследований является основной  и единственной обязанностью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2. Полномочия следователя и обязанности органов дознания

2.1. Полномочия следователя

              Закон, предоставляет следователю   широкий круг процессуальных  прав, обеспечивающих его процессуальную  самостоятельность.

              Все решения по делу, следователь  принимает самостоятельно, за исключением  некоторых случаев, когда необходимо получить согласие суда, либо санкцию прокурора.

              Лицо, производящее дознание, все  основные решения по делу принимает  только с согласия начальника  органа дознания.

              Кроме этого, уголовно-процессуальный  закон разделяет компетенцию всех органов расследования и производстве расследования по определенным уголовным делам, то есть определяет подследственности.

              Подследственность – это юридическое свойство уголовного дела, в зависимости от которого оно подлежит, расследованию соответствующим органом дознания или предварительного следствия.

              Уголовно-процессуальный закон различает  три вида подследственности:

  1. предметную (родовую)
  2. территориальную
  3. персональную

              Предметная последовательность – уголовного дела зависит от юридической квалификации преступления и указывает то звено в системе органов предварительного расследования, которое будет вести расследование данного дела.

 Предметная  последовательность указанна в  Уголовном процессуальном кодексе РФ.

              Территориальная последовательность зависит от места совершения преступления и указывает конкретный орган дознания или следствия, который будет расследовать уголовное дело.

              Территориальная последственность  определяется по правилам, указанным в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

              При наличии спора, о подследственности  – подследственность устанавливается  соответствующим прокурором.

              Необходимо отметить, что предметное территориальное подследственность всегда определяется вместе.

              Определения подследственности  иногда бывает очень сложной.

              Многие граждане совсем не  знают этих вопросов и о  преступлениях сообщают чаще  всего в органы дознания.

              Органы предварительного расследования в соответствии с уголовно процессуальным законодательством обязанным принять эти заявления, даже не своей подследственности, и принимать по ним решения, в том числе о возбуждении уголовного дела.

              Среди этих дел имеются дела о преступлениях, по которым расследование проводится в форме дознания и дело о преступлениях, по которым расследование обязательно проводится только в форме предварительного расследования, то есть подследственны следователю.

              Исходя из задачи – быстрого и полного раскрытия преступления, в целях раскрытия преступления « по горячим следам » и по этим делам органы дознания вправе проводить следственные действия.

              В связи с этим Уголовный  процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает два порядка дознания:

  1. дознание по делам, по которым производство предварительного расследования обязательно
  2. дознание по делам, по которым производство предварительного расследования не обязательно.
 

              Порядок деятельности органов дознания по первому порядку дознания установлен Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации. Этот порядок следующий:

  1. при обнаружении поводов и основания орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает его к производству;
  2. об обнаруженном преступлении и начатом дознании сообщает прокурору;
  3. производит неотложные следственные действия.

              Неотложными являются такие, промедление  с производством которых может  затруднить обнаружение и закрепления  следов преступления. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации относит к таким действиям осмотр (все виды), обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос.

              Следует имеет в виду, что этот  перечень не является исчерпывающим.  Органы дознания, так же могут произвести  и другие следственные действия, промедление которых связанно с утерей доказательства.

              Органы дознания не вправе  данному порядку выносить постановления  о привлечении в качестве обвиняемого,  предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого.

  1. сначала производства по делу орган дознания проводит необходимые розыскные мероприятия в целях раскрытия преступлений и изобличение преступника.
  2. В необходимых случаях  орган дознания может решить вопрос об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения.
  3. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания должен передать дело следователю. Эта передача должна быть осуществлена не позднее чем через 10 суток считая с момента возбуждения уголовного дела.
  4. Направление дела после выполнения неотложных следственных действий оформляется постановление о передаче дела по подследственности.

              После передачи дела следователю,  орган дознания по поручению  следователя проводит оперативно- розыскные мероприятия, а так  же выполняет отдельные следственные действия.

              Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то органы дознания  не прекращают проводить по  переданному уголовном делу оперативно-розыскные  мероприятия, до его установления. После его установления такие мероприятия органы дознания проводят по поручению следователя.

              Второй порядок дознания –  по делам, по которым производство  предварительного следствия не  обязательно предусмотрен уголовным  процессуальным законодательством  России.

              По таким делам орган дознания  производит дознание в полном  объеме. А именно:

  1. возбуждает уголовное дело
  2. принимает его к производству
  3. сообщает прокурору о начатом дознании
  4. принимает все предусмотренные Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации меры, для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, то есть полностью расследует дело;
  5. все мероприятия по делу осуществляет в месячный срок
  6. после окончания расследования направляет дело с обвинительным заключением  к прокурору для передачи в суд.

2.2. Обязанности органов дознания, условия производства предварительного следствия

 

              Важнейшей обязанность органов  дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступления.

              Для этого они используют оперативные меры связь с общественностью, а так же свои правомочия для производства расследования.

              Дела, по которым проводится предварительное  расследование в форме дознания  по второму порядку составляет  небольшой процент всех уголовных  дел.

              Большинство уголовных дел, предварительное  расследование проводится в форме  предварительного следствия.

              Предварительное следствие проводится  следователями, которые наделены  для этого полномочиями.

              На основании этого все вопросы по расследуемому делу следователь решает самостоятельно.

              Следователь самостоятельно возбуждает  уголовное, определяет какие действия  и в каком порядке ему нужно  вести. Оценивает по своему  внутреннему убеждению доказательства  привлеченного в качестве обвиняемого.

              Однако, в целях строго соблюдения  законности, некоторые вопросы следователь  должен решать с санкции или  согласия прокурора.

              Требование санкции прокурора  для решения таких случаях  не умоляет самостоятельности следователя, а является дополнительной гарантией законности при разрешении вопросов, которые существенно затрагивают права и интересы граждан.

              Следовать по расследуемому делу  имеет право давать органам  дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действиях.

              Поручение это предложение органу  дознания совершить то или  иного следственное или розыскное  действие.

              Поручение это разъяснение как  провести выполнение поручений  следователя.

              При этом следователь не имеет  права вмешиваться в оперативно  розыскные мероприятия органов  дознания.

              Дела, по которым обязательно  производство дополнительного следствия,  следователь вправе истребовать  от органов дознания и, не ожидая истечения десяти дневного срока на выполнение неотложных следственных действий. Следователь, так же как и лицо, производящее дознание, обязан немедленно приступить к производству следствия по возбужденному уголовному делу или переданному ему.

              Об этом следователь сообщает  прокурору, направляя ему копию  такого постановления в течение  24 часов.

              Затем следователь принимает  все предусмотренные Уголовного  процессуального кодекса Российской  Федерации меры для установления  обстоятельств, подлежащих доказыванию по расследуемому уголовному делу.

              После окончания расследования  следователь направляет дело  с обвинительным заключением  прокурору для передачи в суд.  Как видно, между вторым порядком  дознания и предварительным следствием много общего.

              Однако, предварительное следствие  – деятельность более многообразная.

              Кроме того, имеются и существенные  черты, отличающие эти две формы  предварительного расследования,  а именно:

  1. при производстве дознания защитник может не участвовать
  2. потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик с материалами уголовного дела, по окончанию предварительного расследования, не ознакамливается.

                  Срок предварительного расследования  уголовным процессуальным законодательством России равен 2 месяцам, в этот срок предварительное следствие должно быть законченно. Он исчисляется с момента возбуждения уголовного дела.

                  В случае особой сложности  дела этот срок может быть  продлен прокурором города, района, области военным прокурором до трех месяцев.

                  При возвращении судом дела  для дополнительного расследования.  Возобновление приостановленного  или прекращенного дела срок  предварительного следствия устанавливается  прокурором, осуществляющим надзор за следователем, в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству.

                  Дальнейшее продление срока следствия  осуществляется на общих основаниях.

Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования