Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа
Эти нормы позволяют улучшить уголовное законодательство, делая его менее репрессивным, и давая больше шансов на реабилитацию лиц, совершивших преступления, с учётом самого преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного, стремления самореабилитироваться. Таким образом институты амнистии, помиловании и судимости, являясь составной частью законодательства правового государства, его плодом, также в свою очередь оказывают на него обратное воздействие, стимулируя его становление не только на бумаге, но и на практике.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Амнистия-------------------------------------------------------------------------5
Глава 2. Помилование--------------------------------------------------------------------12
Глава 3. Судимость-----------------------------------------------------------------------22
Заключение---------------------------------------------------------------------------------29
Список литературы-----------------------------------------------------------------------30
Оглавление
Введение----------------------
Глава 1. Амнистия----------------------
Глава 2. Помилование-------------------
Глава 3. Судимость---------------------
Заключение--------------------
Список литературы-------------
Введение
Темой данной курсовой работы я избрал одну из самых противоречивых сфер теории уголовного права – институты амнистии, помилования и судимости. Они представляют собой особый интерес, поскольку являются по своему характеру уникальным законодательным закреплением возможности освобождения от наказания лиц, осуждённых за совершения преступлений, предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации, с одной стороны, и определения правоспособности лиц, совершивших такие преступления, всех связанных с этим ограничений и способов их аннулирования – с другой. Вышеперечисленные институты интересны и тем, что содержат в себе своеобразные элементы проявления гуманизма законодателя, поэтому данные институты открыты для осмысления не только сугубо с юридической, но и не в меньшей мере с моральной точки зрения. Институты амнистии, помилования и судимости обладают своей немалой историей развития в законодательстве нашей страны, в ходе которой всё больше усиливалась их значимость в уголовно-правовом регулировании, что послужило в последствии выделению норм, касающихся амнистии, помилования и судимости в специальную главу 13 Уголовного кодекса РФ 1993г. Их актуальность в наше время особенна, поскольку они являются неотъемлемой частью законодательства молодого Российского государства, строящегося в соответствии с международными и конституционными принципами демократизма, гуманности и справедливости. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является правовым государством, что подразумевает под собой максимальное обеспечение прав и свобод человека, прежде всего с помощью разработанной системы законодательства. В этом плане нормы об амнистии, помиловании и судимости вполне отвечают данной характеристике функциональной роли законодательства в наиполном обеспечении прав и свобод человека. Эти нормы позволяют улучшить уголовное законодательство, делая его менее репрессивным, и давая больше шансов на реабилитацию лиц, совершивших преступления, с учётом самого преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного, стремления самореабилитироваться. Таким образом институты амнистии, помиловании и судимости, являясь составной частью законодательства правового государства, его плодом, также в свою очередь оказывают на него обратное воздействие, стимулируя его становление не только на бумаге, но и на практике.
Таким образом, выбранная тема курсовой является довольно актуальной, и её целями я считаю отдельное изучение институтов амнистии, помилования и судимости вместе с мнениями учёных уголовного права по данным вопросам.
Глава 1. Амнистия.
Слово амнистия происходит от греческого amnestia, т.е. забвение, прощение. История данного явления уходит далеко в прошлое. Существуют свидетельства о применения «дрюстагм» – дословно «актов человеколюбия» в Древнем Египте II-I вв. до н.э., провозглашающих своеобразную амнистию участников междоусобных войн, прощение недоимок, в Древней Греции ещё раньше, в 405/404 гг. до н.э. – «Постановление афинских Совета и народа об амнистии», распространявшейся на не выполнивших поручительства или имеющих должностные отчёты, признанные неудовлетворительными до принятия данного постановления. Факты применение амнистии известны и в Римской Империи. Везде акты амнистии понимались как проявление милосердия со стороны власти, хотя подчас они имели социальные и политические цели, повышения собственного авторитета.
История амнистии в России начинается с 1913 года, когда была впервые объявлена амнистия в честь 300-летия дома Романовых. В 1917 году амнистия была объявлена Керенским, возглавлявшим Временное правительство. Выпущенных из тюрем прозвали «птенцами Керенского». 26 марта 1953 года министр внутренних дел Лаврентий Берия подготовил и подал докладную записку с проектом указа об амнистии в Президиум ЦК КПСС. Проектом предусматривалось освобождение около 100 тысяч человек, из числа лиц, осуждённых на срок до 5 лет. Проект предполагал освобождение женщин, имеющих детей до 10 лет, и беременных женщин, несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, пожилых и тяжело больных людей. Берия указывал, что из 2,5 миллионов заключённых ГУЛАГа лишь 220 тысяч человек являются особо опасными государственными преступниками. Предлагалось не распространять амнистию на особо опасных государственных преступников — осуждённых за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. Кроме того, Берия предлагал вдвое сократить срок наказания осуждённым на срок более 5 лет. В первую очередь из лагерей освобождались несовершеннолетние, беременные женщины и имеющие малолетних детей, заключённые преклонного возраста и инвалиды. К иностранным гражданам амнистия применялась на общих основаниях. Из общего числа заключённых «особо опасных государственных преступников (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры, националисты и другие)» в особых лагерях МВД СССР находилось 221 435 человека. На них действие указа не распространялось.1
Также известны амнистии советского периода, посвящённые торжественным событиям – годовщинам победы в Великой Отечественной войне, Октябрьской революции.
Законодательное закрепление институт амнистии получал в конституциях и уголовном законодательстве СССР. В октябре 1924 г. были изданы Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, другие общесоюзные акты - Положение о воинских преступлениях, "Об амнистии лицам, совершившим побег из Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота".2 Ст. 14 Конституции СССР 1936 года предусматривала издание общественных актов об амнистии Верховным Советом СССР. В УК СССР 1960 года об амнистии упоминается в ст.24 и 56, хотя и без раскрытия содержания данных понятий. Конституция СССР 1977 года предусматривает издание общесоюзных актов амнистии Президиумом Верховного совета СССР.
В наше время возможность принятия акта об амнистии, упомянута в ст. 103 Конституции РФ, по которой данную функцию осуществляет Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации путём принятия постановлений об амнистии.
Как уже говорилось выше, амнистия объявляется в основном в связи с каким-либо значимым или торжественным событием: 100-летием учреждения Государственной Думы (19.04.2006г.), 50-летием, 55-летием и 60-летием Победы в Великой Отечественной войне (19.04.1995г., 26.03.2000г. и 20.04.2005г.), в связи с принятием Конституции РФ (23.02.1994г.) и Конституции Чеченской республики (06.06.2003г.). Также она принимается по политическим мотивам, как в случае с «Объявлением политической и экономической амнистии» от 23.02.1994 года. Принимается также в отношении конкретных категорий населения: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» от 30.11.2001 года.
Впервые институту амнистии
была выделена отдельная статья 84 в
главе 13 УК РФ. Как и в конституции
здесь говорится о роли Государственной
Думы в принятии амнистии. Амнистия
объявляется в отношении
В актах об амнистии также указывается перечень лиц, на которых не распространяется их действие, несмотря на то, что формально за совершённые преступления они подлежат амнистии. Как правило, этот перечень включает в себя 3 категории лиц: а) совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления по перечню (убийство, бандитизм, похищение человека, получение взятки и т.п.), хотя по размеру назначенного судом наказания они могли бы быть амнистированы; б) ранее осуждавшиеся за тяжкие преступления, при установлении рецедива; в) злостно нарушавшие режим исполнения наказания. Такими злостными нарушителями режима считаются осуждённые, имеющие неснятые взыскания во время отбывания наказания или во время испытательного срока при условном осуждении.4
В п.2 ст. 84 УК
РФ определены уголовно-
Акт амнистии имеет нормативный характер, поэтому в отношении лиц, подпадающих под его действие, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения акта амнистии в отношении конкретных лиц.5
Акт амнистии распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершённые до его принятия, т.е. он не действует в отношении лиц, совершивших преступление после вступления в силу акта амнистии, а также в отношении совершивших длящиеся (побег, дезертирство) или продолжаемые преступления, если они не явились с повинной или не были задержаны соответствующими органами до дня вступления в силу акта об амнистии.6
В соответствии с ч.1 ст.27 УПК основанием прекращения уголовного преследования является акт об амнистии, т.е. уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если акт амнистии устраняет применение наказания за совершённое деяние. Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает или если уголовное дело находится в стадии судебного разбирательства. В таких случаях производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч.2 ст.27 УПК), а в последнем случае суд принимает обвинительный приговор об освобождении от наказания как основного, так и дополнительного, если иное не предусмотрено актом амнистии (замена наказания на более мягкое). В отношении лиц, отбывающих наказание, актом об амнистии его срок может быть сокращён либо лицо вообще освобождается от дальнейшего отбывания наказания. В некоторых случаях акт об амнистии может предусматривать и снятие судимости с лица, отбывшего наказание за совершение преступления. Так было при принятии постановления «Об объявлении политической и экономической амнистии» (23.02.1994г.).
Следует иметь ввиду, что освобождение от уголовной ответственности по акту амнистии не является реабилитацией этих лиц. Т.е. вина лица в совершённом преступлении не отменяется. Не освобождается лицо и от исполнения обязательств по гражданскому иску.
И так мы подошли к вопросам о целесообразности, актуальности и неоднозначности института амнистии. Одна из целей объявления амнистии – в профилактике преступности и исправлении лиц, совершивших преступление, путём неприменения к ним репрессии, но предоставлении им прощения и шанса сойти с пути преступления. П.И. Люблинский, исследуя амнистию, писал: «…Преступность, коренясь в тайниках общественной жизни, требует для своего искоренения более глубокой и приспособленной социальной реакции, нежели та, которую может доставить репрессия, понимаемая в смысле применения к виновному мер, специально предназначенных причинять ему страдания или ущерб. …На смену страха привлекаются иные мотивы человеческой психики, с помощью которых желательное для общества поведение достигается с большею легкостью. Даже в области исполнения наказания с большим успехом начинает применяться воздействие на моральное сознание виновных с целью привлечь к возрождению их внутренние силы самого преступника, явившееся на смену подавляющего действия возмездия».7 Данный подход представляет собой сочетание проявления гуманности и целесообразной уголовной политики. Но не всегда амнистии объявляются из столь благородных и сообразных побуждений. Малоприглядным поводом является принятие амнистии из целей «разгрузки» мест лишения свободы. В данном случае должны более деликатно работать законодатель и суды, но решение данного вопроса изданием акта об амнистии является абсолютно не корректным. Говоря об отрицательной стороне амнистии, нельзя не привести точку зрения С.Н. Собакина. Он предлагает отказаться от амнистии. Свой вывод автор основывает на фактах нарушения принципа справедливости при издании актов об амнистии, которые заключаются в невозможности амнистирования осужденных, совершивших преступления сопоставимой тяжести или менее тяжкие, по сравнению с лицами, на которых распространяется действие амнистий. По его мнению, единственным основанием для применения досрочного освобождения любого вида должна быть степень исправления осужденного или снижение его общественной опасности. Амнистии не позволяют тщательно изучать личность каждого лица, поскольку распространяются на целые категории осуждённых.8 К тому же освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии не даёт никаких гарантий, что лицо исправится и не совершит преступление вновь. Акт амнистии – акт доверия.
Информация о работе Институты амнистии, помилования и судимости