Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:47, лекция
Чтобы полнее уяснить нынешнюю ситуацию в сфере реформирования уголовно-исполнительной системы, необходимо обратиться к историческому опыту становления и развития управления судебной системой в России на протяжении трёх последних веков. Управление государственными делами в России к началу XVIII в. осуществлялось через систему Приказов, в основу деятельности которых был положен принцип совмещения функционального управления с территориальным. Среди них функционировал и специальный Судебный приказ, обладавший и территориальной компетенцией.
История создания, развития и реформирования УИС России
Чтобы полнее уяснить нынешнюю ситуацию в сфере реформирования уголовно-исполнительной системы, необходимо обратиться к историческому опыту становления и развития управления судебной системой в России на протяжении трёх последних веков. Управление государственными делами в России к началу XVIII в. осуществлялось через систему Приказов, в основу деятельности которых был положен принцип совмещения функционального управления с территориальным. Среди них функционировал и специальный Судебный приказ, обладавший и территориальной компетенцией. Реформа государственного управления, предпринятая Петром I в начале XVIII в., ликвидировала систему Приказов, на базе которых были образованы Коллегии, в том числе и Юстиц-Коллегия, взявшая на себя и судебные функции. В конце XVIII в. в связи с губернской реформой и созданием на местах широкой сети учреждений, Юстиц-Коллегия была ликвидирована, а её функции переданы Сенату. С созданием в России в самом начале XIX в. министерств вместо коллегий Сенат превратился в Высший орган суда и надзора, с этими функциями он просуществовал до 1917 года.
27 февраля 1879 года (12 марта по новому стилю) в России создано Главное тюремное управление (ГТУ), а в его составе - Тюремная инспекция, - совершенно новый институт, не имеющий аналогов в зарубежной тюремной практике. В 1895 году Главное тюремное управление было передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в нём до 1922 года.
С установления советской власти этот орган управления местами заключения неоднократно преобразовывался : сперва в отдел – тюремное управление; позднее (1918г.) при Наркомате юстиции была образована тюремная коллегия в составе представителей Наркоматов труда, Народного просвещения и общественного презрения, а также совета народных судей, комиссара над главными управлениями мест заключений и другие. В состав Наркомата юстиции в 1918г. были переданы и все военные тюрьмы. Согласно постановлению ВЦИК и Совета народных комиссаров от 31 декабря 1930г. «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомата внутренних дел РСФСР и Наркоматов внутренних дел автономных республик», на Наркомат юстиции РСФСР возлагалось общее руководство исправительно-трудовой политикой и законодательством, организация и руководство местами лишения свободы. В составе Наркомата юстиции вновь было образовано Главное управление исправительно-трудовыми учреждениями. Однако уже в 1934 году постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27 октября исправительно-трудовые учреждения передаются в состав НКВД СССР. В марте 1953 года места заключения (кроме для содержания политических) вновь передаются Министерству юстиции, но спустя год их обратно возвращают в состав МВД.
Такова, вкратце, предистория создания, реформирования уголовно-исполнительной системы России от петровских времён до настоящего времени. Но процесс этот ещё не только далеко не завершён, но на исходе 20-го столетия получил своё новое развитие.
В 80-е годы к реформированию уголовно-исполнительной
системы постоянно проявляет
интерес международное
Что же сегодня представляет собой уголовно-исполнительная система России? Это 731 исправительная колония, 191 следственный изолятор и 13 тюрем, 63 воспитательные колонии. В них содержится более 900 тысяч человек. Среди них 255 тысяч подозреваемых и обвиняемых, 20 тысяч несовершеннолетних, почти 40 тысяч женщин. На учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 600 тысяч осужденных к исправительным работам. Каждый пятый отбывающий наказание осуждён за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; каждый четвёртый – за разбой, грабёж или изнасилование; более половины – судимы неоднократно. 255 человек приговорены к пожизненному заключению. Если мораторий на смертную казнь продлится до 2000 года, то число лиц, отбывающих пожизненное заключение, достигнет 5 тысяч человек. Численность сотрудников уголовно-исполнительной системы составляет около 300 тысяч человек.
Как сказал в одном из своих выступлений Министр юстиции Российской Федерации П.В. Крашенинников, завершение передачи УИС в ведение Минюста является предпосылкой для проведения широкомасштабной реформы пенитенциарной системы России с целью её гуманизации и приближения к цивилизованным стандартам содержания осуждённых.
Дата составления конспекта 10 января 2006 года.
Руководитель учебной группы № _____
_______________
(Ф.И.О., должность)
Информация о работе История создания, развития и реформирования УИС России