История создания, развития и реформирования УИС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:47, лекция

Описание

Чтобы полнее уяснить нынешнюю ситуацию в сфере реформирования уголовно-исполнительной системы, необходимо обратиться к историческому опыту становления и развития управления судебной системой в России на протяжении трёх последних веков. Управление государственными делами в России к началу XVIII в. осуществлялось через систему Приказов, в основу деятельности которых был положен принцип совмещения функционального управления с территориальным. Среди них функционировал и специальный Судебный приказ, обладавший и территориальной компетенцией.

Работа состоит из  1 файл

История УИС.doc

— 34.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История создания, развития и реформирования УИС России

 

Чтобы полнее уяснить нынешнюю ситуацию в сфере реформирования уголовно-исполнительной системы, необходимо обратиться к историческому  опыту становления и развития управления судебной системой в России на протяжении трёх последних веков. Управление государственными делами в России к началу XVIII в. осуществлялось через систему Приказов, в основу деятельности которых был положен принцип совмещения функционального управления с территориальным. Среди них функционировал и специальный Судебный приказ, обладавший и территориальной компетенцией. Реформа государственного управления, предпринятая Петром I в начале XVIII в., ликвидировала систему Приказов, на базе которых были образованы Коллегии, в том числе и Юстиц-Коллегия, взявшая на себя и судебные функции. В конце XVIII в. в связи с губернской реформой и созданием на местах широкой сети учреждений, Юстиц-Коллегия была ликвидирована, а её функции переданы Сенату. С созданием в России в самом начале XIX в. министерств вместо коллегий Сенат превратился в Высший орган суда и надзора, с этими функциями он просуществовал до 1917 года.

27 февраля 1879 года (12 марта по новому стилю) в  России создано Главное тюремное управление (ГТУ), а в его составе - Тюремная инспекция, - совершенно новый институт, не имеющий аналогов в зарубежной тюремной практике. В 1895 году Главное тюремное управление было передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в нём до 1922 года.

С установления советской власти этот орган управления местами заключения неоднократно преобразовывался : сперва в отдел – тюремное управление; позднее (1918г.) при Наркомате юстиции была образована тюремная коллегия в составе представителей Наркоматов труда, Народного просвещения и общественного презрения, а также совета народных судей, комиссара над главными управлениями мест заключений и другие. В состав Наркомата юстиции в 1918г. были переданы и все военные тюрьмы. Согласно постановлению ВЦИК и Совета народных комиссаров от 31 декабря 1930г. «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомата внутренних дел РСФСР и Наркоматов внутренних дел автономных республик», на Наркомат юстиции РСФСР возлагалось общее руководство исправительно-трудовой политикой и законодательством, организация и руководство местами лишения свободы. В составе Наркомата юстиции вновь было образовано Главное управление исправительно-трудовыми учреждениями. Однако уже в 1934 году постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27 октября исправительно-трудовые учреждения передаются в состав НКВД СССР. В марте 1953 года места заключения (кроме для содержания политических) вновь передаются Министерству юстиции, но спустя год их обратно возвращают в состав МВД.

Такова, вкратце, предистория создания, реформирования уголовно-исполнительной системы России от петровских времён до настоящего времени. Но процесс этот ещё не только далеко не завершён, но на исходе 20-го столетия получил своё новое развитие.

В 80-е годы к реформированию уголовно-исполнительной системы постоянно проявляет  интерес международное сообщество и мировая общественность, которые  достаточно долго и активно добивались не только изменения системы исполнения уголовных наказаний, но и введения мировых стандартов обращения с заключёнными и осуждёнными. Принятие в 1996 году уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации служит основанием для современной правовой базы исполнения наказаний, обращение с осуждёнными должно соответствовать международным стандартам; дело оставалось за реальным воплощением прогрессивных законоположений в жизнь. Однако до последнего времени оставался нерешенным вопрос о передаче исправительных учреждений из ведения МВД в Минюст; теперь и этот вопрос в принципе решён. 8 октября 1997 года  издан Указ Президента Российской Федерации «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации». С принятием 30 октября 1998 года Правительством Российской Федерации Постановления № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» процесс перехода системы исполнения уголовных наказаний из МВД России в Минюст России практически завершился. Система исполнения наказаний перешла в Министерство юстиции без всяких потрясений и катаклизмов, которые ей предрекали. Сегодня процесс реформирования системы получил своё дальнейшее развитие. Наряду с уже принятыми документами подготовлен и ждёт одобрения  Государственной Думы и Совета Федерации «Закон о прохождении службы в органах Министерства юстиции Российской Федерации», ряд других документов, направленных на дальнейшее оздоровление обстановки в уголовно-исполнительной системе.

Что же сегодня представляет собой уголовно-исполнительная система  России? Это 731 исправительная колония, 191 следственный изолятор и 13 тюрем, 63 воспитательные колонии. В них содержится более 900 тысяч человек. Среди них 255 тысяч подозреваемых и обвиняемых, 20 тысяч несовершеннолетних, почти 40 тысяч женщин. На учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 600 тысяч осужденных к исправительным работам. Каждый пятый отбывающий наказание осуждён за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;  каждый четвёртый – за разбой, грабёж или изнасилование; более половины – судимы неоднократно. 255 человек приговорены к пожизненному заключению. Если мораторий на смертную казнь продлится до 2000 года, то число лиц, отбывающих пожизненное заключение, достигнет 5 тысяч человек. Численность сотрудников уголовно-исполнительной системы составляет около 300 тысяч человек.

Как сказал в одном из своих выступлений  Министр юстиции Российской Федерации  П.В. Крашенинников, завершение передачи УИС в ведение Минюста является предпосылкой для проведения широкомасштабной реформы пенитенциарной системы России с целью её гуманизации и приближения к цивилизованным стандартам содержания осуждённых.  

 

 

Дата составления конспекта 10 января 2006 года.

 

Руководитель учебной группы № _____

 

_______________

(Ф.И.О., должность)


Информация о работе История создания, развития и реформирования УИС России