Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание

Целью исследования является характеристика норм УК РФ, содержащих составы преступлений, посягающих на данные политические права граждан РФ, обоснование потребности в их усовершенствовании и предложение собственного варианта улучшения их строения и содержания.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• исследовать средства уголовно-правовой защиты демократического института выборов и референдумов в зарубежных государствах;
• провести юридический анализ объекта и предмета преступлений против избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на основе УК РФ 1996 г.;
• изучить содержание объективных и субъективных критериев составов исследуемых преступлений с учетом внесенных изменений в статьи 141 - 142.1 УК РФ и пояснить спорные вопросы квалификации;
• разработать предложения по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за посягательства на рассматриваемую группу конституционных прав граждан;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1.Правовые основы избирательного процесса в РФ…………………………….5
1.1.Развитие избирательного права в РФ………………………………………...5
1.2.Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан…………………………………………………………………………………...17
2. Объективные и субъективные признаки посягательств на избирательные права граждан Российской Федерации…………………………………………………25
2.1. Объект и предмет преступлений против избирательных прав граждан Российской Федерации………………………………………………………………….25
2.2. Объективная сторона посягательств на избирательные права граждан и права на участие в референдуме……………………………………………………….28
2.3. Субъективные признаки преступлений, связанных с нарушением избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ………………..31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Корбут 9.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

      Содержание

      Введение……………………………………………………………………………4

      1.Правовые основы избирательного процесса в РФ…………………………….5

      1.1.Развитие  избирательного права в РФ………………………………………...5

      1.2.Уголовная  ответственность за нарушение  избирательных прав граждан…………………………………………………………………………………...17

      2. Объективные и субъективные признаки посягательств на избирательные права граждан Российской Федерации…………………………………………………25

      2.1. Объект и предмет преступлений против избирательных прав граждан Российской Федерации………………………………………………………………….25

      2.2. Объективная сторона посягательств на избирательные права граждан и права на участие в референдуме……………………………………………………….28

      2.3. Субъективные признаки преступлений, связанных с нарушением избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ………………..31

      Заключение……………………………………………………………………….35

      Список  используемых источников……………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Демократический способ воспроизводства и ротации  власти должен иметь легитимное, эффективное  обеспечение. Свободные, периодические, обязательные выборы и голосование граждан на референдумах, став конституционным элементом современной российской государственности, потребовали совершенствования юридических гарантий их реализации. Уголовно-правовым способом защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является закрепление в статьях 141 - 142.1 УК РФ составов преступлений, устанавливающих ответственность за совершение таких деяний, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141); нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1); фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142); фальсификация итогов голосования (ст. 142.1).

      Следует констатировать, что избирательное  законодательство России подвержено частым изменениям, в связи с чем периодически вносятся новые объективные и субъективные признаки в перечисленные составы преступлений. Таким образом, развитие норм права об уголовной ответственности за нарушение запретов в ходе проведения выборов и референдумов, обусловлено не столько потребностями судебной и следственной практики, сколько обновлением законодательства, регламентирующего избирательные процедуры, процедуры голосований на референдумах. Реформирование норм избирательного права, а также норм, являющихся- правовым механизмом защиты избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, продолжающееся до настоящего времени, свидетельствует о хрупкой стабильности в политической жизни общества. В свою очередь, столь частые ревизии законодательства не всегда являются удачными и качественными. Редактирование законодателем норм уголовного права об ответственности за общественно-опасные посягательства на избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ, произведенное Федеральным законом РФ от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1 и Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»2, имеет и позитивный и негативный аспекты. С одной стороны, подверглись корректировке уже имевшиеся в УК РФ 1996 г. составы преступлений (ст. 141, 142 УК РФ), были криминализированы новые виды деяний (ст. 141.1, 142.1 УК РФ), что явилось еще одним важным шагом на пути укрепления законности в сфере выборных процедур. С другой стороны, составы преступлений против избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ не всегда отвечают принципам юридической техники. Излишняя конкретизация законодателем данных норм, все же не позволившая избежать их бланкетности, создала лексическую избыточность, сделав текст закона сложным для восприятия и толкования адресатом. Тем не менее, правоохранительные органы испытывают потребность в нормах уголовного закона, которые сконструированы с учетом требований ясности, логичности, точности, простоты. Соответствие составов преступлений, посягающих на избирательные права и права участия в референдуме граждан Российской Федерации, данным требования повысят эффективность их применения.

      Целью исследования является характеристика норм УК РФ, содержащих составы преступлений, посягающих на данные политические права  граждан РФ, обоснование потребности в их усовершенствовании и предложение собственного варианта улучшения их строения и содержания.

      Для достижения этой цели поставлены следующие  задачи:

      • исследовать средства уголовно-правовой защиты демократического института  выборов и референдумов в зарубежных государствах;

      • провести юридический анализ объекта  и предмета преступлений против избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации на основе УК РФ 1996 г.;

      • изучить содержание объективных  и субъективных критериев составов исследуемых преступлений с учетом внесенных изменений в статьи 141 - 142.1 УК РФ и пояснить спорные вопросы квалификации;

      • разработать предложения по совершенствованию  уголовного законодательства об ответственности  за посягательства на рассматриваемую группу конституционных прав граждан;

      Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с регулированием ответственности за виновно совершенные  общественно опасные деяния против избирательных прав граждан.

      Предметом исследования выступают правовые нормы, являющиеся объективизацией элементов составов преступлений против конституционных политических прав граждан избирать, быть избранными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Правовые  основы избирательного процесса в РФ

    1.1. Развитие  избирательного права в РФ

     Избирательная система РФ сложилась в результате, крупномасштабной избирательной реформы 1993—1995 гг., начавшийся всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. новой  конституций - Конституции Российской Федерации и нашедшей дальнейшее выражение в федеральных законах:

     «Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации» в этом документе устанавливаются  основные гарантии избирательных прав граждан при выборах Президента, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

     Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным. Гражданин, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении установленного законом возраста - быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ, проживающий за пределами РФ, обладает всей полнотой избирательных прав.

     Определен статус и порядок формирования Центральной избирательной комиссии РФ и других избирательных комиссий, порядок выдвижения и регистрации кандидатов, правила проведения предвыборной агитации.3

     «О  выборах Президента Российской Федерации». В новом Законе учтены положения Законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О политических партиях”4.

     В Законе сохранена действующая мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой выборы Президента РФ могут проводиться в два тура.

     Однако  в связи с созданием законодательной  базы, обеспечивающей участие в выборах  политических партий, в Законе нашли  отражение некоторые нововведения. В частности, установлены требования для избирательных блоков, участвующих в выборах. В составе избирательного блока в обязательном порядке должна быть хотя бы одна политическая партия, наряду с которой в него могут входить и иные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации и общественного движения. Самостоятельно участвовать в выборах Президента РФ указанные общественные объединения не вправе.

     Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, а также политическая партия или  избирательный блок, выдвинувшие  кандидата, обязаны собрать в  поддержку выдвижения не менее двух миллионов подписей избирателей, что вдвое превышает количество подписей, требуемое в соответствии с ранее действующим Законом. При этом с 70 тысяч до 50 тысяч сокращается количество подписей избирателей, приходящихся на один субъект РФ.

     «О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Согласно новому порядку  формирования Государственной Думы депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально  числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые имеют право участвовать в выборах. При проведении выборов депутатов Государственной Думы создание избирательных блоков не предусматривается.

     В федеральный список кандидатов включается не более 500 кандидатов. Федеральный  список кандидатов может содержать  общефедеральную часть, состоящую  не более чем из 3 кандидатов, и  в обязательном порядке разбивается  на региональные группы кандидатов, число которых не может составлять менее 100. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать собой все субъекты РФ.

     Определяются  процедура сбора подписей, проверки подписных листов, регистрации федеральных  списков кандидатов, а также требования, касающиеся избирательного залога.

     Порядок информационного обеспечения выборов  депутатов Государственной Думы, в том числе проведения политическими  партиями предвыборной агитации, не претерпел  существенных изменений по сравнению  с прежним порядком.

     Финансирование  мероприятий, связанных с подготовкой  и проведением выборов, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Политические партии, выдвинувшие федеральные  списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны  создавать избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 млн. руб. Кроме того, избирательные фонды могут создаваться региональными отделениями политических партий. Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий расходуются в основном на проведение предвыборной агитации.

     По  результатам выборов депутатов  Государственной Думы к распределению  депутатских мандатов допускаются  федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Также предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер. Если ни один из федеральных списков кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей либо все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися. Устанавливается новая методика пропорционального распределения депутатских мандатов.

     Согласно  новому порядку формирования Государственной Думы депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые имеют право участвовать в выборах. При проведении выборов депутатов Государственной Думы создание избирательных блоков не предусматривается.

Информация о работе Избирательный процесс