Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 02:05, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативных правовых актов и практики их применения исследовать исторический опыт правового регулирования эвтаназии, выявить его общие закономерности и определить возможность использования в современных условиях.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, способы, история и аспекты (этический, правовой, медицинский, религиозный) эвтаназии
1.1 Понятие и способы эвтаназии……………………………………………..…7
1.2 Историческое развитие идей об эвтаназии………………………………...11
1.3 Аспекты эвтаназии…………………………………………………….…….13
Глава 2. Правовое регулирование эвтаназии в России
2.1 Правовое регулирование проблемы эвтаназии в России………………….20
2.2 Путаница в законодательстве………………………………………….……20
2.3 Необходимость выделения эвтаназии в самостоятельный состав менее опасного вида убийства………………………………………………………....23
2.4 Судебная практика и статистика………………………………..…………..27
Заключение……………………………………………………………….…31
Список использованной литературы…………………………..…33
Критерии, при наличии которых деяние может быть отнесено к пассивной эвтаназии:
Те, кто высказываются в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача.2
Об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания больного, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь косвенным образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае у совершающего данное деяние лица нет умысла на лишение жизни, он не ставит перед собой цели «помочь умереть» пациенту, но пытается уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть не провоцируется преднамеренно, но является возможным последствием обезболивающей терапии.
Кроме
того, эвтаназии нет в случае прекращения
реанимации, когда состояние церебральной
смерти является необратимым. Когда
можно с полной уверенность сказать,
что аппарат поддерживает лишь внешнюю
видимость жизни, выраженную дыханием
и кровообращением, в то время
как в действительности человек
мертв, не чувствует боли, ведь источник
его жизнедеятельности — мозг,
уже умер. Этот вид «легкой смерти»
не является убийством, но и не является
эвтаназией. Не усматривается эвтаназия
и в ситуации, если больному неизлечимой
болезнью, которая естественным образом
приводит к смертельному исходу в
краткий срок, в случае, когда
всякая терапия позволила бы лишь
на короткое время продлить жизнь
в невыносимых условиях, «дают
спокойно умереть». Таким образом, понятие
эвтаназии носит крайне противоречивый
характер. С точки зрения права, эвтаназия
– это умышленное причинение смерти
неизлечимому больному, осуществленное
по его просьбе медицинским
1.2
Историческое развитие идей об
эвтаназии
Стоит раскрыть процесс формирования и становления феномена эвтаназии. Эвтаназия, как социально-правовое явление, имеет глубокие исторические корни. Однако только к концу ХIХ века эвтаназию выделили в качестве объекта научного исследования оформив тем самым учение об эвтаназии в самостоятельное научное направление. В развитии идей эвтаназии в истории учений о праве и государстве можно выделить три этапа, каждому из которого характерны свои традиции в вопросе об отношении к такому способу ухода из жизни.
Первый
этап включает политико-правовые учения
Древнего мира (Платон, Аристотель, Сократ
и др.), в которых эвтаназия
рассматривалась как благо и
неизбежность в определенных случаях.
В научной мысли доминировало
воззрение о том, что жизнь
человека принадлежит обществу. А
поскольку человек - не самоценность,
то он не может свободно распоряжаться
собой. Личной свободы в ее экзистенциальном
смысле античность не знала. Обезличивание
индивида, отношение к человеку как
бесправной части целого обусловливало
и отношение к эвтаназии как
к акту, не приносящему вреда обществу.
Господствовала эра «предписываемого»
самоубийства. Второй этап связан с
развитием политико-правовой мысли
в средневековье, в котором господство
христианского религиозного мировоззрения
привело к отрицательному отношению
к идеям эвтаназии большинства
мыслителей (Святой Августин, Фома Аквинский
и др.). С укоренением христианства
отношение к добровольной смерти
начало претерпевать кардинальные изменения
– от нетерпимого и осуждаемого
церковью до отражения ее противоправности
в общегражданских
1.3
Аспекты эвтаназии
Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназия, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический, юридический и религиозный.
Этический аспект:
Защитники
идеи "хорошей смерти", считают,
что жизнь не должна превращаться
в застенок, и терзать неизлечимо
больных людей изнуряющими
Большинство
учёных с ним не согласны, и прежде
всего потому, что это противоречит
принципам гуманизма и
Именно сильные боли и являются обычно причиной просьбы больного ускорить наступление смерти, а потому она является вынужденной и неискренней. Врач должен противостоять им с помощью богатого выбора обезболивающих средств, которыми сегодня располагает медицина, а не идти на поводу у больного. Другое дело, когда, например, человек длительное время находится в состоянии комы и его сознание уже потеряно безвозвратно, а современные медицинские технологии позволяют проводить жизнеподдерживающее лечение сколь угодно долго.
Многие
учёные опасаются, что формальное разрешение
эвтаназии может стать
Юридический аспект:
Еще
в Древнем Риме в случаях согласия
потерпевшего на причинение ему вреда
причинитель такого вреда оставался
безнаказанным в публичном
Девятнадцатое столетие положило начало дискуссии по поводу вопроса об убийстве из сострадания, о влиянии согласия потерпевшего на квалификацию убийства. На диссертационном уровне исследованием влияния согласия потерпевшего на квалификацию убийства впервые занялся Р. Пферсдорф, за ним – К. Иости. Первая монография, посвященная этой проблеме написана – К. Кеслером в 1884 г. В 1895 г. Адольф Йост опубликовал работу «Право на смерть», а в 1908 г. вышла в свет работа Курта Хиллера «Право на самого себя». В начале ХХ столетия в Германии юрист К. Биндинг и психиатр А. Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых "неполноценных" жизней.
Такая чудовищная интерпретация понятия "эвтаназия" получила позже широкое распространение в фашистской Германии и в захваченных ею странах. Начав с одобрения эвтаназии как привилегии для неизличимо больных арийцев, в сентябре 1939 года Гитлер подписал секретный указ, согласно которому эвтаназии следовало подвергуть все "формы жизни, которые недостойны жизни". Вопрос о "недостойности" в каждом случае решался врачебной "тройкой". В результате в течение 2 лет было уничтожено по разным источникам от 100 000 человек до 275 000. Программа была формально закрыта после того, как 3 августа 1941 года епископ Клеменс фон Гален в своей проповеди назвал нацистскую эвтаназийную программу "чистейшим убийством". Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества. Вследствие этого, идея любой эвтаназии была очень серьезно скомпрометирована немецкими национал- социалистами. С тех пор один из главных аргументов противников эвтаназии - возможность злоупотреблений, вплоть до уничтожения всех недееспособных.
Медицинский аспект:
Умерщвление
страдающего человека по его просьбе
эмоционально кажется оправданным.
Как с позиций медицинской
этики, так и по закону человек - хозяин
своего тела. Значит, теперь речь пойдет
только о том, что он обращается к
врачу с последним
Аргументы медиков,
Врач изначально - спаситель жизни. Умерщвление противоречит этой роли. Если мы даже признаем за больным право распоряжаться своей жизнью, то это не значит, что врач обязан выполнить его волю. Вопрос об эвтаназии – один из сложных вопросов врачебной нравственности, профессиональной морали. Поэтому на просьбы родителей, основанные на человеческих чувствах, жалости, желании сократить мучения безнадежно больного врач обязан отвечать отказом, так как подобные просьбы не правомерны и с юридической точки зрения.
Но врачи тоже люди, им тоже не чуждо чувство сострадания. Естественно, и среди врачей есть те, кто оправдывает эвтаназию, как способ избавления от мучений. По мнению заведующего кафедрой фармакологии ММА им. И. И. Сеченова проф. А. Кудрина3, «лишение больного жизни с целью помочь прекратить мучения вполне обосновано и даже необходимо, если: заболевание делает больного недееспособным и причиняет страдания ему и окружающим; консилиум врачей выносит заключение, что данное заболевание смертельно, вылечить его невозможно; в письменном заявлении главному врачу сам больной просит применить эвтаназию; близкие и родственники согласны с его решением».
Информация о работе Эвтаназия как преступление против жизни в российском уголовном законодательстве