Государственное
принуждение разнообразно по видам
и охватывает:
а) предупреждения
правонарушений и иных нежелательных
для личности и общества явлений
(проведение различных организационно
правовых мероприятий - осмотр неисправных
механизмов и приостановление их
эксплуатации, эвакуацию из районов
стихийного бедствия и др.
б) пресечение
правонарушения (как правило, законные
насильственные действия по прекращению
противоправного поведения - задержание
правонарушителей, арест преступника,
изъятие у него орудий преступлений
и т.д.); в) правовосстановление, то есть
восстановление ранее нарушенных прав
гражданина (возвращение имущества, восстановление
доброго имени и д.р.); г) юридическую ответственность,
заключающуюся в возложении на правонарушителя
определённых лишений (лишений свободы
штраф и д.р.).
Государственное
принуждение характеризует собой
государственную власть и является
одним из методов её осуществления,
одним из способов регулирования
социального поведения субъектов
общественной жизни. Социальное назначение
принуждения очень широкое, оно
выполняет положительные функции
побуждая членов общества к социальным
необходимым действиям, мотивируя необходимое
поведение субъектов общественной жизни
в интересах всего общества.
3.2 Виды государственного
принуждения
По своему
конкретному содержанию государственное
принуждение делится на физическое
и психическое (психологическое). Оба эти
вида принудительного воздействия различны
по содержанию, но выражают общую сущность.
Тот или иной вид государственного принуждения
определяется сферой воздействия на объект.
Мерой физического воздействия обращены
к физической (личной или материальной)
стороне существования субъекта, в то
время как психическое государственное
принуждение непосредственно обращено
на психику человека. Физическое принуждение
строго индивидуализировано, а психическое
принуждение может быть направлено и на
коллектив лиц, хотя и в этом случае оно
«рассеивается» по индивидам.
Объект психического
государственного принуждения имеет
сложную структуру: в психике
человека взаимодействуют рациональная,
эмоциональная и волевая сферы.
Внешнее поведение людей в
индивидуальных поступках или в
составе определенной группы продиктовано
их внутренней психической деятельностью,
при этом волевые акты психики
порождаются как мыслями, так
и чувствами, взаимовлияющими друг
на друга. Воздействуя на разум и
чувства извне, можно предопределить
волю человека, сформировать её «изнутри»
и пробудить к проявлению в
виде волевого действия. Задача психического
принуждения состоит в возбуждении
такого мотива поведения, который, вступая
в борьбу с иными мотивами, должен
преодолеть их и склонить субъекта
к требуемому поведению. Как правило,
это мотив страха перед неблагоприятными
последствиями неповиновения, желания
избежать их. С внешней стороны
он выражается в воздействии на сознание
и волю лица правовой нормы или
акта ее применения, содержащих государственно-властный
запрет или предписание определенного
поведения. Функция психического государственного
принуждения - предупреждения правонарушений.
Психическое государственное принуждение
тесно связано с убеждением.
Непосредственным
объектом физического принуждения
является физическое бытие субъектов
общественной жизни. Физическое государственное
принуждение выражается в физическом
воздействии на общественное положение,
имущество, денежные средства лиц или
их объединений. Воздействуя на этот
объект, можно повлиять на сознание
лица и таким образом мотивировать
необходимое поведение. Б. Т. Базылев
в диссертации «Государственное
принуждение и правовые формы
его осуществления в советском
обществе» разграничивает понятие
государственное принуждение и
наказание. Наказание осуществляется
путем применения государственного
принуждения, так как иным образом,
добровольно, оно, как правило, не реализуется.
3.3 Юридическая
ответственность как вид государственного
принуждения
Юридическая
ответственность традиционно разрабатывалась
в правовой науке как ответственность
ретроспективная, то есть она напрямую
связывается с противоправным поведением.
По отношению к субъектам права
юридическая ответственность приобретает
государственно-принудительный характер.
Это происходит из-за того, что государство,
закрепляя нормы права, определяет
юридическую ответственность независимо
от воли и желания правонарушителей.
Государственное принуждение в
жизни проявляется через различные
формы, порой не связанные с юридической
ответственностью. Таким образом, юридическую
ответственность отличает не просто
государственное принуждение, а
лишь государственное принуждение
к исполнению норм права. Последнее
выражается в различных видах
деятельности правоохранительных органов.
Во-первых, в контроле за юридически
значимым поведением субъектов права.
Во-вторых, в деятельности компетентных
органов по расследованию и установлению
фактов правонарушений. В-третьих, в
применении к правонарушителям предусмотренных
законом санкций. Государственное
принуждение к исполнению норм права
характеризуется также тем, что
сама эта деятельность строго регламентирована
законом, имеет свои правовые рамки.
Юридическая ответственность проявляется
в процессе осуществления государственного
принуждения, но возникает только после
установления факта правонарушения,
особенно наличия в нем состава
правонарушения. Таким образом, состав
правонарушения есть фактическое основание
юридической ответственности, а
норма права - правовое основание, без
нее юридическая ответственность
не существует. Определенно, правонарушение
и юридическая ответственность
неразрывны, так как правонарушение всегда
и сразу порождает юридическую ответственность.
Реальное содержание и меру юридической
ответственности за совершение правонарушителем
противоправного общественно опасного
деяния выражается в применении к нему
санкции. Главным в правовом положении
правонарушителя является обязанность
ответить за содеянное, возникающая вследствие
совершения им правонарушения, заключающаяся
в неблагоприятных последствиях личного
или имущественного характера, определяемых
санкцией правовой нормы. Причем законом
предусмотрена не только обязанность
отвечать за содеянное, но и обладание
объемом прав. Вернемся к санкции, она
представляет собой: неблагоприятные
последствия правонарушения, указанные
в соответствующей норме права, которые
применяются к правонарушителю компетентными
органами. Применение санкции в правовом
государстве одновременно связано с общественным
осуждением правонарушителя, причиняющего
вред общественным или личным интересам.
Хотя не все санкции носят карательный
характер (ограничивают права и возлагают
обязанности на правонарушителя), но все
они имеют в виду применение государственного
принуждения через исполнение обязанности
под принуждением и содержат в себе неблагоприятные
для него последствия, которые и являются
юридической ответственностью. Юридическая
ответственность тесно связана с санкцией
правовой нормы и реализуется через применение
этой нормы компетентным государственным
органом. Таким образом, юридическая ответственность
представляет собой принудительно исполняемую
обязанность, которая возникла в связи
с правонарушением и реализуется в конкретном
правоотношении.
Суммируя
вышесказанное, можно определить, что
юридическая ответственность - это
установленные законом меры воздействия
на правонарушителя, содержащие неблагоприятные
для него последствия, применяемые
государственными органами в порядке,
также установленном государством.
Юридическая ответственность, являясь
одной из форм социальной ответственности,
в то же время по целому спектру
признаков отличается от всех других
видов. Прежде всего, она всегда оценивает
прошлое: это ответственность за
действие (бездействие), которое уже
имело место, произошло, то есть юридическая
ответственность – ответственность ретроспективная.
Этим юридическая ответственность отличается
от организационной, политической и других
видов ответственности, обращенных в будущее.
Далее, юридическая ответственность устанавливается
за нарушение правовых требований, а не
за их выполнение. Увы, весьма часто можно
встретить штампы , когда «прописывают»
в законопроектах ответственность за
соблюдение правовых положений: за достоверную
информацию ( а надо за недостоверную),
за выполнение договорных обязательств
(а надо за нарушение и т.п.). О связи юридической
ответственности с государством уже упоминалось.
Но здесь важно подчеркнуть, что только
государство устанавливает меры этой
ответственности и только органы государства
их осуществляют в порядке, который также
устанавливается государством. И меры
эти всегда имеют неблагоприятные последствия
для правонарушителя: имущественные, физические,
политические и иные. Важно отметить, что
эти последствия ложатся дополнительным
бременем на его плечи. Если, к примеру,
взявшего деньги в долг принуждают их
отдать или самовольно занявшего жилую
площадь выселяют, то здесь нельзя вести
речь о юридической ответственности. Если
же правонарушитель понесет какой-либо
урон, обременение, а не только принудительно
исполнит свою обязанность, которую он
по каким-либо причинам добровольно не
выполнял, то налицо будет юридическая
ответственность. Например, правонарушитель
возвращает не только похищенную вещь,
но и уплачивает штраф за совершенное
им мелкое хищение. Юридическая ответственность
сочетается с государственным осуждением,
порицанием поведения правонарушителя.
Именно государственное осуждение помогает
вызвать такие чувства, которые могут
оказать существенное воспитательное
воздействие на лиц, допустивших противоправное
деяние. Например, помещение больного
в психиатрическую больницу или таможенный
досмотр лиц, пересекающих границы государств,
или изъятие имущества его собственником
у добросовестного приобретателя не сопровождаются
осуждением, порицанием этих лиц, хотя
и носят не совсем благоприятный для них
характер.
В конце 60-х
годов в советской юридической
науке появилось понятие позитивной
правовой ответственности, чаще всего
толкуемое как синоним правомерности.
С тех пор многие; советские
правоведы стали рассматривать
юридическую ответственность в
двух аспектах : в позитивном и в негативном/ретроспективном/.
Сторонники теории «позитивной правовой
ответственности» понимают под ней обязанность
граждан совершать действия, соответствующие
природе общественного строя, «добросовестно
и точно выполнять установленные законом
правила поведения». Таким образом, границы
понятия «ответственность» были существенно
размыты, потеряв свою правовую однозначность;
позитивную ответственность - «сознание
долга» - стали определять как «юридическую
ответственность в широком смысле слова»,
а ответственность, являющуюся следствием
правонарушений, - как юридическую ответственность
«в узком или в собственном смысле». Ответственность
в узком смысле, по мнению сторонников
теории «двух аспектной правовой ответственности»,
всегда имеет негативный характер и представляет
собой «правоотношение между государством
в лице его специальных органов и правонарушителем,
на которого возлагается обязанность
претерпевать соответствующие лишения
и неблагоприятные последствия за уже
совершенные правонарушения, за попрание
тех требований, которые содержатся в
нарушенных нормах права.». Идея "двух
аспектной правовой ответственности"
неоднократно подвергалась критике, поскольку
в рассуждениях о позитивной ответственности
правовые явления теоретически смешиваются
с такими понятиями правосознания и этики
как "чувство долга", "добросовестное
отношение к своим обязанностям", "ответственность",
"осознание необходимости правомерного
поведения". Указывалось, что в принципе
недопустимо объединять в одном определении
сознательное отношение честного человека
к исполнению своего социального долга
и противоправное поведение правонарушителя.
На наш взгляд, следует согласиться с теми
авторами, которые считают, что признание
юридического характера позитивной ответственности
не только не соответствует природе явления,
но и усложняет решение многих проблем
в юридической науке, ибо означает ликвидацию
юридической ответственности как специфического
правового явления. Между тем, правовым
выражением ответственности граждан всегда
была и остается только юридическая ответственность,
поскольку позитивная ответственность
личности всегда имеет этическое либо
социальное, но не юридическое содержание.
Смешение
понятий юридической ответственности
особенно недопустимо в условиях
построения правового государства,
так как критерии "позитивной
ответственности" абстрактны, недоказуемы,
а их использование лишило бы реального
содержания явления правовой действительности.
Так, например, в советский период
одним из видов правомерного поведения
граждан считалась социальная активность,
понимаемая как поддержка и содействие
политике КПСС и советского правительства.
Сегодня же, в условиях демократии
и возможности открытого политического
противостояния, вряд ли можно утверждать,
что социальная активность, например,
оппозиционных правительству партий и
группировок имеет позитивный с точки
зрения господствующей идеологии характер.
Следовательно, только юридической ответственности
как одной из разновидностей социальной
ответственности присущи такие специфические
свойства, как конкретность, доказуемость,
практическая осуществимость, исполнимость
средствами юридического процесса. Государство,
государственные органы не могут благодушно
взирать на все случаи нарушения установленной
ими законности, попытки отдельных лиц
подменить общеобязательные нормы права
своим «правом» и удовлетворять свои потребности
за счет нарушения прав и законных интересов
других лиц. В этих ситуациях государство
вынуждено принимать адекватные меры
с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения,
восстановить нарушенные права и заставить
правонарушителя действовать в рамках
законности. Действенным способом воздействия
государства на правонарушителя, призванным
обеспечить его правомерное поведение,
отказаться от попыток совершать противоправные
деяния, выступает юридическая ответственность.
Как самостоятельный
и необходимый элемент механизма
правового регулирования юридическая
ответственность характеризуется
тремя специфическими признаками:
1) представляет
собой вид государственного принуждения,
2) единственным
основанием применения ответственности
выступает правонарушение;
3) выражается
в применении негативных, отрицательных
мерк лицу, совершившему правонарушение.
Юридическая
ответственность как вид государственного
принуждения характеризуется тем,
что таким способом приводится в
действие санкция нарушенной нормы
права. Негативные последствия нарушения
нормы права не возникают само
собой, автоматически. Перевод санкции
из сферы долженствования в сферу
практической деятельности осуществляется
государственными органами путем применения
к правонарушителю одной из мер,
предусмотренных санкцией нарушенной
нормы. Государство предписывает правонарушителю
действовать определенным образом
и принуждает его исполнить предписанное
реально. Воля и желание правонарушителя
в данном случае не имеют никакого
значения. В случае отказа правонарушителя
добровольно исполнить предписанное,
требуемое поведение будет обеспечено
соответствующими государственными органами.
Так, лицу, совершившему административное
или гражданское правонарушение,
дастся возможность добровольно
исполнить меру государственного принуждения
– заплатить штраф, возместить ущерб
кредитору, исполнить надлежащим образом
обязательства по договору. Однако,
если такие действия не будут совершены
к определенному сроку, то принудительные
меры будут проведены судебным исполнителем,
или иным органом. Уголовное наказание
чаще всего осуществляется мерами государственного
принуждения с момента вынесения приговора.
Юридическая ответственность является
государственным принуждением, однако,
далеко не всякая принудительная мера
государства является юридической ответственностью.
В механизме правового регулирования
властно- организованная сила государства
проявляется по самому широкому кругу
отношений в целях подавления отрицательных
волевых устремлений отдельных лиц, обеспечения
потребностей общества, государства или
населения в материальных благах при наличии
экстремальных ситуаций и по другим основаниям,
предусмотренным действующим законодательством.
В числе мер
государственного принуждения, не связанных
с реализацией юридической ответственности,
можно назвать следующие:
1) реквизицию
имущества, изымаемого у собственников
по решению государственных органов
в случаях стихийных бедствий,
аварий, эпидемий и иных обстоятельств,
носящих чрезвычайный характер;