Конституционные основы судебной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание

Конституция РФ, исходя из принципа разделения власти, относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Как и другие ветви государственной власти, судебная власть обладает рядом специфических черт, в частности именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

правоведение.docx

— 125.64 Кб (Скачать документ)

   • Доступность  языка судопроизводства. Общим правилом является ведение судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном языке Российской Федерации или республики в составе Российской Федерации, однако в любом случае участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

   • Состязательность  и равноправие сторон: стороны  в судебном процессе – истец  и ответчик, обвинитель и обвиняемый  – обладают абсолютно равными  процессуальными правами и возможностями  обосновывать свою позицию и  опровергать позицию другой стороны.  Преодоление обвинительного уклона  в уголовном процессе – одна  из задач осуществляемой судебной  реформы в России.

   • Сочетание коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия: от имени государства может осуществлять правосудие как судья единолично (наиболее широко это применяется в гражданском судопроизводстве, а в конституционном судопроизводстве, например, единоличное рассмотрение дел недопустимо вообще), так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу (только профессиональные судьи, профессиональный судья (председательствующий в заседании) и народные, арбитражные заседатели, профессиональный судья и присяжные заседатели).

   • Участие граждан  в отправлении правосудия. Такое участие возможно в качестве народных заседателей (этот институт постепенно уходит в историю), арбитражных заседателей и присяжных заседателей (сфера применения суда присяжных, напротив, все более расширяется: в настоящее время эти суды должны быть созданы во всех субъектах РФ, кроме Чеченской Республики, (в которой суд присяжных должен быть создан к 2007 году) появляются предложения о введении этих судов в гражданском и арбитражном процессе. Различия в статусе народных, арбитражных и присяжных заседателей заключаются в том, что народные и арбитражные заседатели обладают равными процессуальными правами с председательствующим профессиональным судьей (совместно решают вопросы и факта, и права), а присяжные заседатели решают исключительно вопрос факта, причем в отсутствие председательствующего в совещательной комнате при обсуждении и принятии решения).

   Помимо общих принципов правосудия имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства: например, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве), возможность обжалования и пересмотра судебных решений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещение вреда, причиненного при отправлении правосудия (реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допущенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности.

Конституционные суды. Конституционный  Суд России и конституционные  суды в республиках, а также уставные суды в краях и областях составляют первую ветвь судебной власти. Их основная задача состоит в проверке на соответствие Конституции РФ актов органов государственной власти.

Состав Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда РФ регулируется ст. 125 Конституции  и Законом о Конституционном  Суде (1994 г.). Конституционный Суд  состоит из 19 судей, назначаемых  Советом Федерации по представлению  Президента России. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Полномочия же конкретного судьи такое ограничение  имеют: он не может занимать должность  более 12 лет. Ограничен и предельный возраст для пребывания в должности  судьи — 70 лет. Назначение на должность  судьи на второй срок не допускается.

Структура Конституционного Суда. В его составе выделяются две палаты, включающие соответственно десять и девять судей. Персональный состав определяется путем жеребьевки, проводимой в соответствии с Регламентом Конституционного Суда. Состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Полномочия председательствующего на заседаниях палаты выполняются судьями палаты по очереди. Судом проводятся пленарные заседания, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы.

Возглавляет Конституционный  Суд Председатель, который руководит  подготовкой пленарных заседаний, созывает их, председательствует на них; представляет Конституционный Суд  в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, осуществляет общее руководство  аппаратом Суда и др. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда выполняет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также  выполняет другие обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Институты мировых судей  пока созданы не во всех субъектах Федерации.

Судья-секретарь осуществляет непосредственное руководство работой  аппарата, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний  Суда, доводит до сведения соответствующих  органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом; организует информационное обеспечение судей и др.

Избираются указанные  должностные лица сроком на три года на пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей.

Конституционный Суд в  своей деятельности руководствуется  следующими принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Компетенция Конституционного Суда весьма широка. Ею суд наделяется для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.

      1. Конституционный  Суд решает дела о соответствии Конституции РФ:

      а) федеральных  законов, актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

      б) конституций  республик, уставов, краев и  областей, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской  Федерации и совместному ведению  федеральных органов и органов власти субъектов Федерации;

      в) договоров  между органами государственной  власти России и органами власти  субъектов Федерации, договоров  между органами власти субъектов Федерации;

      г) не  вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

     2. Разрешает споры о компетенции:

      а) между  федеральными органами государственной власти;

      б) между  органами власти Федерации и субъектов Федерации;

      в) между  высшими государственными органами субъектов РФ.

      3. Проверяет  конституционность закона, примененного  в конкретном деле, по жалобам  на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и по запросам судов.

      4. Дает толкование Конституции РФ.

      5. Дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении тяжкого преступления.

      6. Выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения.

 

Внутренняя деятельность Конституционного Суда регулируется его  Регламентом. Решения Конституционного Суда обязательны для всех и обжалованию  не подлежат. см Приложение 1

Виды преступлений по Российскому уголовному праву

 

 

      УК РФ  предусматривает систему  норм,  посвященных  решению  вопроса   о видах  преступления.  Эта  система  по  месту  расположения  связывается   с понятием  преступления  и,   подразделяет   все   преступления   на   четыре категории, именуемыми преступлениями: небольшой  тяжести,  средней  тяжести, тяжкими и особо тяжкими. Так же она выделяет  неоднократность  преступлений, совокупность преступлений и рецидив. Всякая квалификация  лишь  тогда  является  состоятельной,  когда  она основана на четко фиксируемым и едином основании деления.  В  данном  случае законодатель  прямо  закрепляет,  что  выделение  категорий  особо   тяжких, тяжких, средней тяжести и небольшой тяжести преступлений производится им  “в зависимости  от  характера  и   степени   общественной   опасности   деяний, предусмотренных настоящим Кодексом”. Исходя  из  этого,  следует  констатировать,  что  отнесение   каждого преступления к какой-либо из названных в УК категорий должно  осуществляться с учетом общественной опасности  посягательства,  ее  характера  и  степени.

Важно  при  таком  понимании  квалификации   определить,   что   влияет   на общественную  опасность  отдельного  преступления.   Законодатель,   признав целесообразным  не   ограничиваться   лишь   указанием   на   количество   и наименование категорий преступлений,  установил  также  и  их  отличительные признаки:  “Преступлениями  небольшой  тяжести   признаются   умышленные   и неосторожные  деяния,  за   совершение   которых   максимальное   наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения  свободы”, “Преступлениями  средней  тяжести  признаются  умышленные   и   неосторожные деяния,  за  совершение  которых  максимальное  наказание,   предусмотренное настоящим  Кодексом,  не  превышает  пяти  лет  лишения  свободы”,  “Тяжкими преступлениями  признаются умышленные и неосторожные деяния,  за  совершение которых  максимальное  наказание,  предусмотренное  настоящим  Кодексом,  не превышает  десяти  лет  лишения  свободы”.  “Особо  тяжкими   преступлениями признаются  умышленные  и  неосторожные  деяния,   за   совершение   которых Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы  на  срок  свыше  10 лет или более суровое наказание”.

      Если  не  считать   умышленность   или   неосторожность   деяния,   то единственным   отличительным    признакам    каждой    категории    является предусмотренное  Кодексом  наказание.  Тогда  вполне  закономерно  возникает вопрос о том, можно ли считать его  тождественным  указанному  законодателем основанию деления: характеру и степени общественной опасности  преступления.

Ответ можно дать в трех отношениях:

       1. характер  и степень общественной опасности  преступления  никак  не зависит от воли и сознания законодателя, т.е.  лишь  им  познается.  В  тоже время  предусмотренное  Кодексом  наказание  за   совершенное   преступление обусловлено объективными и субъективными факторами  –  в  частности  целями, которые законодатель хочет достигнуть применением наказания;

      2. общественная  опасность совершенного преступления  ни в коей мере  не зависит  от  тяжести  предусматриваемого  Кодексом   наказания,   при   этом наказание не может не учитывать первое;

      3.  какое   бы  большое  значение  не  имела   общественная   опасность совершенного  преступления,   она   не   является   единственным   критерием наказания,  предусматриваемого  законом.   Отсюда   можно   заключить   “что общественная  опасность  преступления  и  предусмотренное  за  него  законом наказание  могут   рассматриваться   как   два   самостоятельных   основания классификации:  первое  позволяет  выделить  разные  по  тяжести  виды  (или категории)  преступлений;  второе  –  разные  по  тяжести  уголовно-правовые санкции,  зависящие  не  только  от  общественной   опасности   совершенного преступления.[13]

      Такое   деление  по-разному  воспринималось  представителями  уголовно- правовой теории. Так в наиболее  резко  отрицательной  форме  высказал  свое отношение французский криминалист Росси. По свидетельству Н.С. Таганцева он утверждал “что ввести в закон такое деление – значит, сказать  обществу:  не трудитесь исследовать  внутреннюю  суть  человеческих  деяний,  смотрите  на власть: если она рубит голову  кому-либо,  вы  должны  заключить,  что  этот человек – великий злодей”. Сам Н.С.  Таганцев  хотя  и считал  деление преступлений в зависимости от предусмотренного за них наказания  формальным, тем не менее, признавал суждения Росси не совсем  справедливыми,   поскольку “ законодатель устанавливает наказание не произвольно, а с  учетом  существа деяния”, и, кроме того,  отмечал  практическую  выгоду  использования  этого деления в законотворческой деятельности.

Разумеется, классификация  преступлений не может быть  раз  и  навсегда данной.  Границы  между   различными   категориями   преступлений   условны: конъюнктура преступности меняется быстро, как меняются  характер  и  степень общественной   опасности   различных   деликтов.    Поэтому    классификация преступлений  должна  периодически  уточняться,   поскольку   имеет   важное значение для решения проблем уголовно-процессуального (о подследственности, подсудности, сроках и порядке производства по делам о  преступлениях  разных категорий), уголовно-исполнительного (о содержании и объеме  исправительного воздействия) и криминологического (о классификации преступников)  характера, проблем уголовной статистики.

      Категория  преступления учитывается при  установлении опасного  и  особо опасного рецидива; смертная казнь и пожизненное лишение свободы  назначаются только за особо тяжкие преступления, посягающие  на  жизнь;  при  назначении наказания по совокупности преступлений в зависимости от  их  категорий  либо допускается, либо исключается применение принципа поглощения менее  строгого наказания   более   строгим;   уголовная   ответственность   наступает    за приготовление только к тяжкому  или  особо  тяжкому  преступлению;  значение обстоятельства, смягчающего наказание,  может  иметь  место  при  совершении впервые вследствие случайного  стечения  обстоятельств  только  преступления небольшой тяжести. При осуждении к лишению свободы вид исправительного учреждения и режим исправительной колонии  назначаются  с  учетом  категории  преступления,  за совершение которого назначено наказание. Преступным сообществом (преступной организацией) может быть  признано сплоченное  организованное  объединение,  созданное  для  совершения  именно тяжких, или особо тяжких преступлений. Освобождение  от  уголовной  ответственности  в  связи  с   деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим может применяться только  к лицам, впервые совершившим преступления небольшой тяжести. Замена неотбытой части наказания более мягким  видом наказания может применяться к лицам, отбывающим  лишение  свободы,  только  за  преступления небольшой или средней тяжести. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и  женщинам,  имеющим малолетних детей, не применяется к осужденным  к  лишению  свободы  на  срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Освобождение несовершеннолетних от уголовной  ответственности  или  от наказания может применяться только  при  совершении  преступления  небольшой или средней тяжести.

Информация о работе Конституционные основы судебной власти РФ