Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание

Одно из центральных мест в деятельности государства и его органов занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Содержание

Введение
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России.
Глава 1. Таможенные преступления. Применение уголовного законодательства. Теория и практика.
2.1. Контрабанда
2.2. Незаконный экспорт технологий
2.3. Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей
2.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей
Глава 2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации
Заключение
Библиографический материал

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по УПР-Риб Андрей Александрович-2GJ000950.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ Е. П. ЧЕРНОВА   

Юридический факультет   
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Уголовное право»

по теме «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела»    
 
 

Студента 5 курса Риба Андрея Александровича, регистрационный номер: 2GJ000950    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Москва

2010

 

Содержание 

     Введение

     Роль  таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России.

     Глава 1. Таможенные преступления. Применение уголовного законодательства. Теория и практика.

     2.1. Контрабанда

     2.2. Незаконный экспорт технологий

     2.3. Невозвращение на территорию  РФ  культурных ценностей 

     2.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

     2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей

     Глава 2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации

     Заключение

     Библиографический материал

 

Введение 

     Одно  из центральных мест в деятельности государства и его органов  занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых  институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

     В новых рыночных условиях,  когда  российская  экономика  стала          открытой,  а  государственные  границы «прозрачными» или во многих местах  «размытыми»,  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

     В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

     За  прошедшие несколько лет удалось  многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие  основополагающие документы,  как  Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о  Таможенном тарифе.

     Среди них наиболее опасным преступлением  выступает контрабанда. Контрабандные  операции в последнее время стали  совершаться преимущественно организованными  преступными группами. Государству наносится колоссальный ущерб крупномасштабными незаконными экспортными операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и опасный характер приобретает контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации. Большой экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

     Контрабанда - (от ит. contrabando от contra - против и bando - правительственный указ) - преступление в сфере таможенного дела, заключающееся в перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ)1. Контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния РФ из зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ путем ее прорыва. Контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством РФ.

     В большинстве стран мира контрабанда  признана одним из самых опасных  видов преступной деятельности. Как  и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех  пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.

     Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе. Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные рынки, связанные с контрабандой этих товаров. Особую проблему представляет контрабанда для постсоциалистических стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. В некоторых из них контрабандные операции достигли размеров, которые создают угрозу экономической безопасности этих стран.

 

      Глава 1. Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства. 
 

     Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:

  1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ)2.
  2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ).
  3. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).
  4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).
  5. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
 
 

     2.1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ) 

     В соответствии с современным уголовным  законодательством РФ, контрабандой признается:

     1. Перемещение через таможенную  границу Российской Федерации,  совершенное помимо или с сокрытием  от таможенного контроля, либо  с обманным использованием документов  или средств таможенной идентификации,  либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

     а) товаров или иных предметов;

     б) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации3;

     2. Деяния, предусмотренные частями  первой или второй статьи 188 УК РФ, совершенные неоднократно либо должностным лицом с использованием  своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

     3. Деяния, предусмотренные частями  первой, второй или третьей статьи 188 УК РФ, совершенные организованной группой.   

     При незаконном перемещении через таможенную границу РФ  товаров и предметов  нарушается порядок государственного регулирования ВЭД, который в  себя включает общий, а в отношении  отдельной группы товаров и предметов - специальный порядок перемещения их за границу. Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется вред, либо создается угроза его причинения:

     - экономической безопасности (при  незаконном вывозе стратегически  важных сырьевых товаров);

     - общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных и других веществ, огнестрельного оружия и т. д.);

     - национальной безопасности России, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или  ввозе оружия массового поражения,  а также материалов и оборудования, используемых при его создании);

     - интересам культуры (при контрабанде  культурных ценностей).

     Важное  правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

     В качестве предмета контрабанды первого  вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном  обороте: промышленные и продовольственные  товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

     В качестве предмета второго вида контрабанды  дан исчерпывающий перечень товаров  и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения4), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества5, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

     Объективная сторона контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации, то есть в вывозе с территории России (экспорте) или ввозе на ее территорию (импорте), указанных в ч. 1 или 2 ст. 188 УК РФ, товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Как правило, контрабанда совершается в форме активных действий, но не исключены случаи совершения ее и путем преступного бездействия. Такие ситуации возникают, когда преступление выполняется усилиями нескольких соучастников, в том числе в составе организованной группы, где роль отдельных соучастников может быть не связана с совершением действий по непосредственному перемещению товаров через таможенную границу.

     Оконченным  преступлением контрабанду надлежит считать с того момента, когда  товары или иные предметы были фактически перемещены через таможенную границу России, то есть были ввезены на ее таможенную территорию либо вывезены с нее на территорию другого государства, свободной таможенной зоны или на свободный склад.

Информация о работе Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела