Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:59, контрольная работа
Правовое положение осужденных и законодательные гарантии его обеспечения.
Общая характеристика исполнения наказаний в зарубежных странах.
Составить таблицу условий отбывания наказания в учреждениях различного вида режима.
Понятие уголовно-исполнительной системы, её составные части и их компетенция по исполнению наказания.
Задача.
Число
заключенных в тюрьмах
Заключенные в США содержатся как в собственно тюрьмах (prison), а также в изоляторах временного содержания (jail), где содержатся подследственные, а также отбывают наказание осужденные на небольшие сроки.
Говоря
о необходимости внедрения в
отечественную практику зарубежного
опыта исполнения наказаний, следует
отметить: судя по всему, в наименьшей
степени для этого
В Соединенных Штатах на каждые 100 тыс. жителей приходится примерно то же, что и в России, количество заключенных. Конечно, уровень содержания заключенных здесь неизмеримо выше, однако это обуславливается в первую очередь состоянием экономики всего государства.
В американских тюрьмах, так же, как и в России, имеются камеры на 60-80 человек, принужденных к постоянному и самому тесному общению друг с другом, однако наблюдается и другая крайность. В исправительных учреждениях типа "макси-макси", оборудованных электронными средствами контроля и наблюдения, осуществляется идея полнейшей изоляции узника. Он отбывает наказание в камере-одиночке, оборудованной душем и туалетом, открытой площадкой для прогулок и упражнений; он получает усиленное питание - и при этом находится в полной изоляции от себе подобных. Систему, которая предоставляет заключенному "жизненное пространство" площадью в один метр, мы склонны назвать бесчеловечной. Но с полным правом это определение может быть применено и по отношению к системам, обрекающим человека на многолетнее одиночество. Вся разница лишь в структуре этой бесчеловечности: физические страдания сокращены до минимума, тогда как нравственные доведены до максимума.
Особо стоит рассмотреть проблему применения в США смертной казни.
США – единственная из стран западной демократии, где применяется смертная казнь - в 1999 году в этой стране было казнено 98 человек. В настоящее время 3 тысячи 700 преступников, приговоренных к высшей мере наказания, ожидают приговора в "коридорах смерти" американских тюрем.
Следует отметить, что применение смертной казни в США базируется на уголовном законодательстве штатов (нормы федерального закона, где смертная казнь предусмотрена за ряд наиболее тяжких преступлений, почти не применяются). Так, в 14 штатах этот вид наказания, хотя и предусмотрен в законе, на практике ни разу не применялся (Канзас, Орегон, Колорадо и др.); в других - смертная казнь хотя и назначается судом, но фактически не исполняется (за 20 лет в Вайоминге, Монтане, Пенсильвании и других штатах казнено по одному человеку); в третьих, наоборот, она применяется в весьма широком объеме; наконец, в нескольких штатах эта мера наказания вообще отсутствует в арсенале средств борьбы с преступностью (Мэн, Нью-Гемпшир, Сев. Дакота и др.).
Многие американские исследователи отмечают откровенно расистский характер применения наказания в США: негры составляют более половины всех казненных, хотя среди населения страны их доля составляет 12-15%. Исследования американских ученых указывают далее на определенную связь наказания с уровнем материального положения осужденных, обвиняя юстицию США в том, что она рассматривает человеческую жизнь в стоимостных категориях.
Исполнение уголовных наказаний в Германии находится в компетенции Министерства юстиции ФРГ и регламентируется Федеральным законом, вступившим в силу с 1 января 1977 г. Перед учреждениями, исполняющими наказания, законодатель поставил главную задачу, состоящую в такой организации исполнения наказаний, при которой осужденный после освобождения был бы способен нести социальную ответственность за свое поведение и жить в обществе, не нарушая законов. Наиглавнейшая задача системы исполнения наказаний – помочь осужденному жить в дружбе с законом после освобождения. Иными словами – его ресоциализация. Данной идее посвящены практически все статьи Уголовно-исполнительного кодекса.
Несмотря на то, что закон об исполнении уголовных наказаний един для всех земель ФРГ, условия для его реализации в каждой федеральной земле различны. Одной из земель, добившейся наибольших успехов в деле ресоциализации осужденных к лишению свободы, является земля Северный Рейн-Вестфалия. Здесь проживают около 18% населения всей Германии.
В связи с тем что причины преступного поведения зависят от множества личностных и социальных факторов, для решения задачи ресоциализации преступников необходим к каждому из них дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных форм и методов работы. А для этого требуется изучение личности и истории ее криминального развития, выяснение мотивов и факторов, препятствовавших ее законопослушному поведению, определение ее психологических особенностей. Полученные сведения должны стать исходной базой для реализации основной задачи исполнения наказаний, определенной Уголовно-исполнительным кодексом ФРГ.
С
этой целью в земле Северный Рейн-Вестфалия
создана психологическая
В тюрьме Хаген работает специальная комиссия, в которую входят юрист, советник по трудоустройству, педагоги, психологи, социальные работники, ученые-социологи, сотрудники общей службы исполнения наказаний. Члены комиссии в течение шести недель проводят всестороннюю и тщательную диагностику личности каждого осужденного и определяют, какие ресоциализационные мероприятия являются для него наиболее подходящими. На основании полученных сведений комиссия разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с осужденным. Они содержат характеризующие данные с указанием основных отклонений и главных направлений работы по их устранению, что дает возможность осуществлять долгосрочное планирование работы с осужденным. Рекомендации направляются вместе с осужденным по месту отбывания наказания. Комиссия определяет также и наиболее подходящее для конкретного осужденного учреждение, где он будет отбывать наказание. При этом принимается во внимание специализация учреждения и его месторасположение (как можно ближе к месту жительства осужденного).
Результаты работы с осужденным проявляются только после его освобождения. Лица, отбывшие длительный срок заключения, не всегда могут правильно ориентироваться на свободе. А если учитывать режимные ограничения в тюрьмах закрытого типа, зарегламентированность всей жизни и большие сроки наказания, то нормальное поведение и ориентация осужденного в условиях свободы становятся проблематичными. Именно поэтому Уголовно-исполнительный кодекс ФРГ предусматривает возможность помещения осужденного в учреждения открытого типа, где он имеет возможность проявить больше самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. Тюрьмы открытого типа отличаются от закрытых отсутствием ограждения (либо оно является символическим). Внутри учреждений практически отсутствует постоянный контроль за осужденными. Они проживают в комнатах общежитий по одному-два человека. У них появляется возможность работать на условиях свободного найма, как и у любого свободного гражданина. Они могут также иметь наличные деньги, посещать церковные богослужения, ходить в увольнения в город с приехавшими навестить их друзьями или родственниками.
Особой формой открытого содержания осужденных являются созданные так называемые «переходные дома». Исполнение наказаний в подобных учреждениях имеет целью помочь осужденным к длительным срокам заключения быстрее адаптироваться к жизни на свободе. Туда направляются за 6–12 месяцев до окончания срока такие осужденные, к которым может быть применено условно-досрочное освобождение. Общий срок лишения свободы у них должен быть не менее трех лет. Надзор за осужденными в этих тюрьмах ограничен периодическим контролем. Осужденные, как обычные граждане, могут работать на предприятиях либо учиться в школе или ПТУ. С помощью администрации учреждения работающие осужденные заключают с работодателем трудовой договор и получают заработную плату по полному тарифу. Однако они должны полностью оплачивать свое содержание в тюрьме и по мере возможности восполнять нанесенный пострадавшему ущерб.
Пенитенциарная система Франции является составной частью Министерства юстиции и непосредственно подчиняется административному органу, который называется "Тюремная администрация".
Франция весьма осторожно (впрочем, как и большинство других европейских стран) применяет к своим гражданам такую меру наказания, как лишение свободы, и такую меру пресечения, как содержание под стражей, справедливо полагая, что в большинстве случаев изоляция человека вовсе не способствует его перевоспитанию или исправлению.
Оправданно широко во Франции применяются такие меры, как условное осуждение с испытательным сроком, общественно полезные работы, штрафы. Лица, приговоренные к альтернативным лишению свободы видам наказания, также находятся в ведении тюремной администрации. Их численность (около 122 000 человек) в 3 раза превышает число приговоренных к лишению свободы. Эта цифра наглядно показывает, какое важное значение во Франции придается развитию альтернативных мер наказания, не связанных с изоляцией от общества.
Средняя продолжительность содержания заключенного в местах лишения свободы во Франции составляет 8 месяцев (в России, по разным данным, 3-4 года), а в следственном изоляторе 4,2 месяца (в России - 9 месяцев). Во французских тюрьмах весьма широко используется условно-досрочное освобождение. Так, например, в течение 1997 года условно-досрочно было освобождено 8 100 человек, или 37% от числа осужденных (в России в этот же период условно-досрочно освобождено 63 100 человек, или примерно 7,8% от числа осужденных). В 1996 году 6 267 осужденных во Франции перевели на полусвободный режим, а еще 3 371 человек получили возможность отбывать уголовное наказание вне стен исправительных учреждений.
Что же представляет из себя "полусвободный режим"? Это что-то вроде существовавшего у нас ранее условного освобождения с обязательным привлечением к труду ("химия"). При этом виде режима осужденные являются в пенитенциарное учреждение только на ночевку. Днем же осужденный может работать, учиться или, при необходимости, проходить курс лечения.
Кроме того, если поведение осужденного не вызывает нареканий (примерное), он может воспользоваться льготой сокращения тюремного наказания на 3 месяца ежегодно, а если осужденный судим впервые, то на него распространяется и еще одна дополнительная льгота в виде ежегодного двухмесячного сокращения срока наказания. Таким образом, впервые осужденный, при примерном поведении, из двух назначенных ему лет лишения свободы реально отбывает только 14 месяцев лишения свободы без всякого условно-досрочного освобождения.
Очень широко во французских тюрьмах используются выезды за пределы мест лишения свободы. Так, в 1997 году по семейным обстоятельствам было выдано 30 169 разрешений на выезды, 2 600 - для встречи с возможным работодателем, а всего выехать за пределы исправительного учреждения французские осужденные смогли 35 729 раз.
В 1997 году во французских тюрьмах работало и училось, получая стипендию, 21 641 человек, или 60% от общей численности осужденных. В 1997 году диплом о высшем образовании во Франции получили 50 заключенных. Не меньшее значение во французских тюрьмах уделяется и профессиональной подготовке заключенных. В том же 1997 году на различных курсах прошло обучение 20 530 осужденных. Профессиональная подготовка заключенных на 80% финансируется Министерством труда.
За состоянием здоровья французских заключенных следит общественная (не тюремная) больничная служба, которая организует все медицинское обслуживание, включая соматическое и психиатрическое лечение, профилактику и подготовку врачебного наблюдения после освобождения. Пункты консультаций и амбулаторного лечения созданы в каждом учреждении. Кроме того, все заключенные, находящиеся во французских тюрьмах, социально застрахованы.
Двери
французских тюрем достаточно широко
открыты для различных
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"