Коррупция: понятие, оценка, пути борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:20, реферат

Описание

что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.
Подводя итог, можно утверждать, что влияние коррупции на индикаторы развития социальной сферы может быть как прямым, так и обратным.

Работа состоит из  1 файл

Реферат ИЭ.docx

— 48.10 Кб (Скачать документ)

- несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов, когда избиратели отдают свои голоса за дешевые подачки или поддавшись заведомой демагогии;

- неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров и программ;

- несовершенство  законодательства, чрезмерно защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных кампаний.

Тем самым  последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще  на этапе выборов[10].

Реальная  политическая конкуренция служит противовесом и ограничителем для коррупции  в политической сфере, с одной  стороны, и для политического  экстремизма – с другой. В результате снижаются шансы политической нестабильности.

Фиктивная политическая жизнь, отсутствие возможности  для политической оппозиции ответственно влиять на ситуацию подталкивают оппозиционных  политиков разменивать политический капитал на экономический. При этом, с учетом прочих условий, осуществляется плавный переход от полулегитимного лоббизма к откровенной коррупции.

Коррупция негативно влияет на все сферы  общественной жизни, в частности  на экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание и международные отношения. В  связи с этим последствия влияния  коррупции на общество можно классифицировать в зависимости от сфер возникновения, на: социальные, экономические, властные, политические, правовые, международные  и морально-психологические.

1) Экономические  последствия:

-  расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств;

- нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто  незаконно  смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции;

- замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь  – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников. Последствия те же, что в п.2 данного перечня;

- неэффективно используются бюджетные средства, в частности  – при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;

-  повышаются цены за счет коррупционных  «накладных расходов».  В итоге страдает потребитель;

- у агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;

-  расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

2) Социальные  последствия:

-  отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

-  закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое  перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

-  дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

- коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

- увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

3) Политические  последствия: 

-  происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

-  уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

-  падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

-  профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов.

-  увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией [10].

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее  влияние на  все стороны жизни. Следует подчеркнуть, что экономические  потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная  величина взяток – цены, которую  платят частные лица или фирмы  коррупционерам  – чиновникам и  политикам.

 

  1. КОРРУПЦИЯ В УКРАИНЕ. ПУТИ БОРЬБЫ

 

 

Коррупция в Украине превратилась в одну из угроз национальной безопасности. По сути, в обществе функционируют  две подсистемы - официальная и неофициальная, практически равные по своему влиянию. Общество и государство в целом испытывают негативное влияние коррупции. Она подрывает экономические основы государства, блокирует приход иностранных инвестиций, провоцирует недоверие населения к властным структурам. Коррупция негативно сказывается на международном имидже Украины, приводит к "тенизации" экономики, способствует росту влияния организованных преступных групп.

На сегодняшний день в Украине  зафиксирован чрезвычайно высокий  уровень коррупции, который признан  не только отечественными и зарубежными  аналитиками, экспертами, общественными  и международными организациями, но даже отечественными представителями  высших органов законодательной  и исполнительной власти.

Приведем некоторые цифры. По Индексу  восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index - CPI), разработанному "Transparency International", Украина в 2010 г. занимает 134-е место, которое она поделила между Того и Зимбабве [12].

в 1998 году 2,8 балла (70 место из 85 стран мира);

в 1999 году 2,6 балла (77 место из 99 стран мира);

в 2000 году 1,5 балла (88 место из 90 стран мира);

в 2001 году 2,1 балла (83 место из 91 страны мира);

в 2002 году 2,4 балла (86 место из 102 стран мира);

в 2003 году 2,3 балла (111 место из 133 стран мира);

в 2004 году 2,2 балла (128 место из 146 стран мира);

в 2005 году 2,6 балла (107 место из 158 стран мира);

в 2006 году 2,8 балла (99 место из 163 стран мира);

в 2007 году 2,7 балла (118 место из 180 стран мира);

в 2008 году 2,5 балла (134 место из 180 стран мира);

в 2009 году 2,2 балла (146 место из 180 стран мира);

в 2010 году 2,4 балла (134 место из 178 стран мира).

В концепции преодоления коррупции  в Украине «На пути к добропорядочности»(2006 г.) отмечено, что за годы реформ «коррупция приобрела признаки системного явления через поражения жизненно важных институтов общества и превратилась на функционально важный способ их существования »[2], начала составлять значительную угрозу демократии, реализации принципа верховенства права, социального прогресса, национальной безопасности, становлению гражданского общества. Хотя на протяжении следующих лет со времени одобрения этой концепции государством был осуществлен ряд весомых шагов для выработки на законодательном и практическом уровне процедур противодействия коррупционным явлениям, однако системных реформ, реализация которых бы существенно повлияла на изменение общественных отношений, а затем бы и уменьшила институциональные факторы коррупции, начало таки не было. Об этом свидетельствуют результаты реализации проекта «Противодействие коррупции какодин из приоритетов государственной политики в Украине: расхождения между словами идействиями »[9], который проводили специалисты Центра общественной экспертизы. В рамкахэтого проекта был осуществлен аудит всего массива нормативно-правовых актов, которые определяют государственную политику в сфере преодоления коррупции, а также проанализированы основные статистические показатели по борьбе с коррупцией в Украине в 2009 году. Это позволило определить 5 основных факторов, характеризуют имеющийся в Украине состояние борьбы с коррупцией. Так, в течение года в Украине составляется от 3 до 7,5 тысяч административных протоколов о коррупционных правонарушениях; взяточничество в среднем составляет 0,3-0,5% от общего количества преступлений, зарегистрированных в Украине: несмотря на обычно высокий уровень коррумпированности судебной власти в Украине, за 10 месяцев 2009 г. к административной ответственности было привлечено лишь трех судей; всего протоколов о коррупционных правонарушениях за 10 месяцев 2009 г. было составлено Службой безопасности Украины - 35%; органы прокуратуры за соответствующий период составили 28% протоколов, а органы внутренних дел -27%, средний размер административного штрафа, который взимается в Украине по результатам рассмотрения судьями протоколов о коррупционных правонарушениях, составляет 291,84 грн. [9].

Борьба с коррупцией в Украине  ведется в соответствии с ратифицированными  Верховной Радой Украины международными актами и национальным законодательством. К международных актов, действующих в Украине относятся: "Конвенция ООН против коррупции",  "Криминальная конвенция о борьбе с коррупцией ", "Гражданская конвенция о борьбе с коррупцией.           За время независимости в Украине также принято много нормативных актов, регулирующих сферу деятельности, которая подпадает под коррупцию. Наиболее известными из них являются Законы Украины "О государственной службе" (В частности статьи 5, 12, 13, 16, 30), "О борьбе с коррупцией", "Об основах предотвращения и противодействия коррупции"," Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений "," О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения ".

Активную роль в борьбе с коррупцией осуществляли и президенты Украины. На сегодняшний день действующими актами являются Указы Президента Украины "Об обязательной специальной проверке сведений, которые подают кандидаты  на занятие должностей государственных  служащих "(от 19.11.01 № 1098); "О первоочередных мерах по детенизации экономики и противодействию коррупции " (От 18.11.05 № 1615), "О Концепции преодоления коррупции в Украине " На пути к добропорядочности "" (от 11.09.06 № 742), "О Совете по вопросам обеспечения реализации в Украине Пороговой программы Корпорации

"Вызовы  тысячелетия" по снижению уровня  коррупции "(от 23.12.06 №1121), "О  некоторых мерах по совершенствованию  формирования и реализации государственной  антикоррупционной политики "(от 01.02.08 № 80)," О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 21 апреля 2008 года "О мерах по реализации национальной антикоррупционной стратегии и институционального обеспечения целостной антикоррупционной политики" (от 05.05.08 № 414), "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 31 октября 2008 года "О состоянии противодействия коррупции в Украине" " (От 27.11.08 № 1101), "О создании Национального антикоррупционного комитета "(от 26.02.10 № 275), принято решение об образовании, определены основные задачи НАК) "Вопрос Национального антикоррупционного комитета "(от 26.03.10 № 454, утвержден персональный состав поручено подготовить предложения по внесению комплексных изменений в новых антикоррупционных законов)[7].

На первый взгляд становится понятным, что количество документов, которые должны помогать в борьбе с коррупцией в Украине и снижать ее уровень существенно растет год от года, в отличие от реального положения в этой сфере.

Кардинально изменить ситуацию можно  лишь путем устранения коррупционных  возможностей в законодательстве. Первый шаг на этом пути - административная реформа. Именно с нее начинали страны Восточной Европы после распада  социалистического лагеря [11]. В Украине она в общеевропейском виде до сих пор не проведена. Одной из основных ее составляющих является принятие Административно- процессуального кодекса, который четко определять стандарты работы органов исполнительной власти - требования к заявлениям, права заявителей и заинтересованных лиц, функции исполнительного органа, сроки разрешения дел, порядок обжалования решений органов власти и другое. Не принят и законопроект о добропорядочном поведение государственных служащих, которым чиновникам запрещается использовать в собственных целях государственное имущество, брать родственников на подчиненённые должности, принимать подарки.

Украинские эксперты уверены, что  сверху эти изменения вряд ли состоятся, так как меньше в них заинтересованы именно представители системы управления.[11]

Существенно уменьшить коррупционные  возможности чиновников можно не только с помощью длительного  пути изменений в законодательство. Многие новаций вполне реально ввести и без изменений законов. На это  нужна только воля руководителей  органов государственной власти и местного самоуправления. А условием административной реформы и преодоления  коррупции на местном уровне компетентные и активные государственные служащие и должностные лица местного самоуправления, способные противостоять политической и экономической давления, которые  получают необходимую для этого  общественную и институциональную  поддержку.

Нужно также минимизировать личное общение граждан с чиновниками, которые готовят или принимают  решения. Этого можно достичь посредством использования почтовой связи и электронной почты, создание единых офисов, где граждане могут сдать сразу все документы, порядок очередей, увеличив часы приема чиновников, улучшение информированности граждан через создание справочных служб и электронных ресурсов с подробным перечнем всех услуг и процедуре их предоставления, внедрение механизма уплаты штрафов через банковские учреждения, а не на месте проверки инспекторами.

А пока будут введены все эти  изыски по всей Украине, каждый может существенно уменьшить коррупционные риски для себя, детально изучив процедуру предоставления нужной услуги со стороны государства. Лучшим способом борьбы с коррупцией на персональном уровне являются знания. Чем лучше человек будет знать законодательство, механизмы решения определенного вопрос, тем больше он будет защищен от коррупции. А предлагаемая антикоррупционная реформа будет иметь успех только тогда, когда институты власти смогут сформировать новые нормы правовой, политической и экономической культуры. Когда коррупция станет лишь элементом общества, а не его составляющей. К сожалению, но сегодня коррупция - это яркая, но емкая характеристика украинского общества.

Информация о работе Коррупция: понятие, оценка, пути борьбы