Курсовая работа по уголовному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание

Выделение самостоятельного раздела V и главы 14 УКРФ, посвященных особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, обусловлена актуальностью проблемы преступности подростков, спецификой уголовной ответственности лиц, которым к моменту совершения преступления не исполнилось восемнадцати лет, и значением уголовных мер противодействия правонарушениям этой социальной группы.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 42.62 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Борьба  с правонарушениями несовершеннолетних – одна из наиболее важных сторон всего  процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место  в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны  подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть решены лишь при условии строжайшего  соблюдения уголовного законодательства.

Современный уровень преступности несовершеннолетних настоятельно требует изучения всего  комплекса проблем, обусловливающих  это негативное социальное явление.

Объектом  исследования выделяется механизм уголовной  ответственности несовершеннолетних, а целью – анализ эффективности  законодательной базы и программ взаимодействия следственных органов  с органами профилактики преступления в борьбе с этим видом преступности. В соответствии с этим в курсовой работе ставятся следующие задачи:

  • Выявить особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, особенности наказаний, а также основные процессуальные особенности, расследования подобных дел, основания прекращения дела, освобождение от уголовной ответственности;
  • Определить место, функции, цели и задачи научного обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних и наметить пути активизации работы на данном направлении.

В качестве предмета выступают нормативные  акты, регламентирующие особенности  уголовной ответственности несовершеннолетних, другие документы, научные статьи, а  также материалы статистики, отражающие тенденции преступлений несовершеннолетних и показывающие эффективность (неэффективность) решения проблем подобного рода.

Методологической  основой исследования курсовой работы является диалектический метод познания.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, поделенных на пункты, заключения и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Уголовная ответственность  несовершеннолетних по российскому  уголовному праву

Выделение самостоятельного раздела V и главы 14 УКРФ, посвященных особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, обусловлена актуальностью проблемы преступности подростков, спецификой уголовной ответственности лиц, которым к моменту совершения преступления не исполнилось восемнадцати лет, и значением уголовных мер противодействия правонарушениям этой социальной группы. В значительной мере глава 14 (ст. 87-96 УК РФ) является сводом норм, содержащих исключение из общих правил уголовной ответственности, предусмотренных общей частью УК. Необходимость этого диктуется как распространенностью преступности несовершеннолетних, значительным удельным весом ее в общей массе преступности, так и особенностями социально-психологического, нравственного и правового воспитания этой категории населения.

Глава 14 раздела V УКРФ соответствует минимальным стандартным правилам ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 года, другим документам ООН и общепризнанным международным принципам1, учитывает опыт регламентации этих вопросов в дореволюционном российском уголовном законодательстве (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Уголовное уложение 1903 года) и в современном зарубежном законодательстве.

При ответственности  несовершеннолетних очень важно  точное установление возраста лица, совершившего преступление. Порядок установления возраста лица, совершившего преступление. Порядок установления возраста и  правила, которыми руководствуются  российские суды, органы следствия  и дознания, содержатся в постановлении  Пленума Верховного Суда СССР №16 от 3 декабря 1976 года «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную или иную антиобщественную деятельность» (с последующими изменениями)2.

В соответствии с п.6 указанного постановления необходимо принимать меры к точному установлению возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения). При этом лицо считается достигшим определенного  возраста не в день рождения, а начиная  со следующих суток.

При установлении возраста судебно-медицинской экспертизой  днем рождения подсудимого надлежит считать последний год того года, который назван экспертами, а при  определении возраста минимальным  и максимальным количеством лет  следует исходить предполагаемого  экспертизой минимального возраста такого лица.

 

1.1. Общая характеристика преступности  несовершеннолетних

 

Преступления  несовершеннолетних характеризуются  следующими основными чертами:

  1. специфичностью предмета преступного посягательства (например, типично «подростковый» ассортимент похищенного);
  2. спецификой времени и места совершения преступления, так как, с одной стороны, за временем пребывания вне дома и место нахождением несовершеннолетних в подавляющем большинстве случаев ведется контроль со стороны взрослых и поэтому они менее, чем взрослые, свободны в передвижении, а с другой – существуют места (дворы, подъезды и подвалы домов, парки, дискотеки и т.д.), где чаще всего в определенное время проводят досуг несовершеннолетние;
  3. спецификой способа совершения преступления (групповой характер большинства преступлений несовершеннолетних; отсутствие последовательности и логики в их действиях, например, попытка проникнуть в помещение сначала одним, а потом другим путем; использование так называемых книжных способов совершения преступления, т.е. способов, основанных на подражании действиям героев детективных романов и кинофильмов; совершение преступлений «сериями», если первое не было своевременно раскрыто; совершение на месте происшествия озорных или циничных действий, например, бессмысленная порча товаров, разгром помещений, нецензурные надписи и т.д.; непринятие на месте происшествия тщательных мер к сокрытию следов преступления);
  4. спецификой сокрытия и использования результатов преступления, обусловленной во многом тем, что несовершеннолетний менее, чем взрослые свободны не только в передвижении, но в реализации и хранении имущества (например, создание несовершеннолетними хранилищ похищенного в близлежащих от места жительства сараях, на чердаках и т.д.), а также возрастными особенностями личности (например, создание хранилищ похищенного в лесу и других «таинственных» местах и, наоборот, нарочитое хвастанье похищенным);
  5. спецификой личности преступника и мотивации преступного поведения;
  6. спецификой личности потерпевшего.

Пункты  «e» и «f» требуют более подробного анализа. Для несовершеннолетних первостепенное значение имеют проблемы самоутверждения (в первую очередь в группе сверстников) и показ своей «взрослости», что при еще неполной сформированности психики часто проявляется на фоне группового давления, подражания и внушения. Поэтому кража чужого имущества, совершенная подростками и юношами, часто не отличаются заведомо корыстными целями и устойчивостью корыстных мотивов. Мотивация таких преступлений во многих случаях связана с ложной романтикой, желанием завладеть престижной вещью, неправильны пониманием дружбы и товарищества, стремлением показать свою «взрослость», «смелость».

Несмотря  на принимаемые меры по предупреждению правонарушений подростков, динамика совершенных ими преступлений дает основание сделать вывод о  продолжающихся негативных процессах, протекающих в среде несовершеннолетних.

«Преступления несовершеннолетних – это ответ  на все те негативные процессы, которые  происходят в нашем обществе3» и с этим трудно не согласиться. Число противоправных деяний, зарегистрированных в расчете на каждые 100 тысяч несовершеннолетних, достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, в 1999 году составила 2183,1. Сравним: аналогичный показатель по отношению к взрослому населению гораздо ниже – 1751 преступлений. Характерно, что рост подростковой преступности опережает рост юношеской популяции: преступность за 10 лет возросла на 30%, а подростковое население уменьшилось на 21%. Более 80% раскрытых преступлений в 2002 году совершенных подростками, относится к группе тяжких и особо тяжких. Каждый шестой подросток ранее уже нарушал закон, 18,8% - на момент совершения преступного посягательства находились в состоянии алкогольного опьянения. Во всех федеральных округах более половины подростков – участников преступлений совершили их в группе по предварительному сговору.

За последние  пять лет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними  совместно со взрослыми, увеличилось  на 13,7% (с 64,1 до 72,9 тыс.), а их удельный вес – с 30,6 до 35%. Из общего числа  расследованных в 2000 году преступлений 8,9% совершены подростками и при  их соучастии.

Анализ  структуры преступности несовершеннолетних показывает, что подростковой преступности свойственен групповой характер. Именно в группе несовершеннолетние, как правило, совершают наиболее тяжкие деяния насильственного характера. Несмотря на то, что насильственные преступления не занимают в преступности несовершеннолетних ведущего места по количественным показателям, сам характер насильственных преступлений имеет повышенную общественную опасность: они причиняют непоправимый вред жизни и здоровью граждан, значительный материальный ущерб, вселяют чувства беспокойства и страха, причем растет дерзость таких преступлений и вооруженность лиц, их совершающих. Групповой способ совершения преступлений не только усугубляет насилие по отношении к потерпевшему, но и качественно изменяет это насилие, сущность которого состоит в том, что групповое насилие намного превышает пределы проявления насилия каждым из членов группы в отдельности.

К числу  факторов, влияющих на увеличение насильственных преступлений несовершеннолетними, следует  также отнести бродяжничества и  безнадзорности подростков. За последнее  пятилетие число несовершеннолетних участников преступлений, не имеющих  постоянного источника дохода, увеличилось  на 52%. Таким образом, среди причин, влияющих на рост насильственной преступности несовершеннолетних принципиальное значение имеют увеличение числа несовершеннолетних, оказавшихся без надлежащего  родительского попечения либо под  криминальным влиянием семьи или  ближайшего бытового окружения; обострение вопросов, связанных с общественно  полезной занятостью несовершеннолетних; недоступность для них многих форм досуга и самых необходимых  потребительских товаров; резкое сокращение количества клубов, спортивных секций, оздоровительных лагерей; снижение роли школы в воспитании подрастающего  поколения; распространение культа насилия на телевидении, видеофильмах, радиопередачах, литературе; межнациональные  конфликты и миграция населения; безнаказанность подростков, совершающих  правонарушения, в том числе преступления; недостатки и просчет в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.

 

1.2. Системы и виды наказаний несовершеннолетних

 

Согласно  постановлению Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях  несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность от 03 декабря 1976 г.»… наказание  несовершеннолетних в особой степени  должно быть подчинено цели исправления  и перевоспитания виновных и предупреждения совершения новых преступлений (в  редакции постановления Пленума  №17 от 05.12.1986 г.).

Особенности психики несовершеннолетнего и  его социального статуса предполагают особенности применяемых к нему мер уголовного наказания: меры эти  более мягкие, в большей степени  ориентированы на воспитательное воздействие  и отражают условия жизни несовершеннолетнего  в обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые  меры уголовного наказания (смертельная  казнь и пожизненное лишение  свободы), уголовный закон не предусматривает  применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или  нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим).

Видами  наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются в соответствии со статьей 88 УКРФ:

  1. штраф (часть 2, ст.88 УКРФ);
  2. лишение права заниматься определенной деятельностью (часть 1, ст.88 УКРФ);
  3. обязательные работы (часть 3, ст.88 УКРФ);
  4. исправительные работы (часть 4, ст.88 УКРФ);
  5. арест (часть 5, ст.88 УКРФ);
  6. лишение свободы на определенный срок (часть 6, ст.88 УКРФ).

В статье содержится исчерпывающий перечень наказаний, которые с определенными  в ней ограничениями могут  назначаться несовершеннолетним.

В этом перечне  указана почти половина всех видов  наказаний, предусмотренных статьей 44 УКРФ (6 из 14). В него не вошли наказания:

    1. которые нецелесообразно назначать несовершеннолетним в силу их социального, правового и фактического положения (лишение права занимать определенные должности, а также наказания, предусмотренные пунктами «в», «е», «ж», «з», «к» ст.44);
    2. обусловленные положениями пункта «а» конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, в соответствии с которой ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видом обращения или наказания.

Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение не предусматривающие возможности  освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

Вместе  с тем из шести видов наказаний, которые могут назначаться несовершеннолетним, только одно не соединено с привлечением их к труду (штраф). Таким образом, труд остается наиболее эффективным  показателем становления виновного  на путь исправления. Поэтому рекомендации, которые суд может в соответствии с пунктом 7 дать органу, исполняющему наказания, должны касаться главным  образом организации процесса трудовой деятельности несовершеннолетних. Эти  рекомендации могут быть связаны  с методами и приемами воспитательного  характера, обусловленными личностью  несовершеннолетних и выявленными  судом.

Судом следует  назначать наказание в виде штрафа несовершеннолетним, объявленным полностью  дееспособными, в соответствии со статьей 27 ГК РФ. Объявление несовершеннолетнего  полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо – при отсутствии такого согласия – по решению суда (часть 1 ст.27 ГКРФ). Это наказание  может назначаться несовершеннолетним по смыслу закона, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного.

Информация о работе Курсовая работа по уголовному праву