Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:37, доклад
Международное уголовное право — самостоятельная отрасль международного публичного права, регулирующая сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями, их выявлению, расследованию и наказанию. Оно существенно отличается от классического международного права тем, что субъектом его регулирования является прежде всего человек, совершивший некое деяние, а не государство в целом.
Международное уголовное право — самостоятельная отрасль международного публичного права, регулирующая сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями, их выявлению, расследованию и наказанию. Оно существенно отличается от классического международного права тем, что субъектом его регулирования является прежде всего человек, совершивший некое деяние, а не государство в целом.
Принципы международного уголовного права.
В теории права под принципами понимаются исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения развития и функционирования права.
Международное
уголовное право базируется на
общих принципах
Специфика
отрасли международного
Представляется,
что принципы международного
уголовного права следует
Система
принципов международного
Первым из которых явлется – нет преступления без указания на то в законе (Nullum crimen sine lege). Данный принцип закреплен в ст. 22 Римского Статута и означает следующее:
— Лицо не подлежит уголовной ответственности по Римскому Статуту, если только соответствующее деяние в момент его совершения не образует преступления, подпадающего под юрисдикцию Международного уголовного суда.
Юрисдикция
Международного уголовного
a) преступление геноцида;
b) преступления против человечности;
c) военные преступления;
d) преступление агрессии».
Таким
образом, указанный принцип
— Определение
преступления должно быть
Данное
положение запрещает
— В
случае двусмысленности
Также
важным аспектом в сфере
В статье 24 Римского Статута предусмотрен принцип отсутствия обратной силы действия Статута. Под обратной силой закона понимается распространение положений принятого нового закона на уже существующие общественные отношение. Общемировой практикой национальных уголовных законодательств является невозможность применения обратной силы уголовного закона.
В соответствии с положениями ст. 24 Римского Статута:
— лицо
не подлежит уголовной
— в
случае внесения изменения в
закон, применимый к данному
делу до вынесения
Данный принцип позволяет, во-первых, оградить лицо от применения к нему закона, который еще не действовал на момент совершения деяния;
— во-вторых, предусмотрено исключение из данного принципа, согласно которому в случае внесения изменений в закон, которые носят благоприятный характер для виновного лица, к нему применима обратная сила.
Римский
Статут не раскрывает какой
закон может быть признан
— устраняющий
преступность деяния, т.е. признающий
совершенное деяние
— смягчающий наказание деяния, т.е. закон предусматривает более мягкое наказание, чем было предусмотрено ранее, либо закон снижающий максимальные и минимальные пределы размера того же вида наказания, либо закон, добавляющий альтернативно в санкцию более мягкий вид наказания.
— иным образом улучшающий положение виновного лица, т.е. в данном случае имеются, в частности, условия отбывания наказания виновным лицом, возможность досрочного освобождения от наказания, возможность применения сроков давности к совершенному преступлению и т.д.
международного уголовного права является принцип неприменения сроков давности в отношении международных уголовных преступлений. Указанное положение закреплено в ст. 29 Римского Статута. Важность принципа неприменения сроков давности в отношении международных уголовных преступлений заключается в том, что под юрисдикцию Международного уголовного суда подпадают наиболее тяжкие уголовные преступления, в отношении которых невозможно применить вследствие данного обстоятельства сроки давности.
Последним
прямо прописанным в Римском
Статуте принципом
— если не предусмотрено иное, лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за преступление, подпадающее под юрисдикцию Международного уголовного суда, только в том случае, если по признакам, характеризующим объективную сторону, оно совершено намеренно и сознательно.
Применение
данного принципа является
Намеренность
означает желание совершение
каких-либо действий или
Во-первых, принцип вины применим лишь в отношении физических лиц, в отношении государств он неприменим, исходя из того, что не представляется возможным, что не представляется возможным установить волевую направленность деятельности государства.
Во-вторых,
фактически Римский Статут
Система
принципов международного
1.Нет преступления без указания на то в законе (Nullum crimen sine lege).
2. Нет наказания без указания на то в законе (Nulla poena sine lege).
3. Принцип
отсутствия обратной силы
4.Принцип
индивидуальной
5.Принцип
неприменения сроков давности
в отношении международных
6. Принцип вины.
Источниками международного уголовного права являются:
Конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (о борьбе с захватом заложников 1979 г., о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.).
Договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам (Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Молдавией 1993 г., Договор между РФ и Латвийской республикой о передаче осужденных для отбывания наказания 1993 г., Договор о выдаче между РФ и КНР 1995 г.).
Договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью (Устав международной организации уголовной полиции 1956 г.).
Дискуссионным
в доктрине международного права
является вопрос об отнесении к источникам
уголовного права международного обычая.
Трудно согласиться с точкой зрения
о том, что обычные нормы
Сказанное не означает, что в международном уголовном праве нет обычных норм. Они есть. В качестве примера можно привести некоторые правила выдачи преступников. Известно, что обязательной выдаче преступник подлежит при наличии между государствами международного договора. При отсутствии такого договора действует обычная норма - «или выдай или суди».
Другое дело, прецеденты, судебные решения, которые отнесены к вспомогательным источникам международного права ст. 38 Статута Международного суда ООН. Они «оказывают влияние на развитие международного права, подтверждая или констатируя отсутствие той или иной международно-правовой нормы» Блищенко И.П. Прецеденты в международном праве. - М.; 1977. С. 11-12.. На примере приговора Нюрнбергского военного трибунала можно увидеть влияние судебного решения на формирование принципов международного уголовного права и его конкретных норм. Благодаря решению ГА ООН мировое сообщество рассматривает эти принципы как общепризнанные; основанные на ранее сложившихся нормах международного права. Нюрнбергские принципы стали правовой основой для принятия международно-правовых актов об ответственности за геноцид, апартеид, экоцид и другие международные преступления, а также норм о нераспространении сроков давности и обязанности государств по выдаче военных преступников и изменников из числа лиц, совершивших преступления, предусмотренные в Уставе Нюрнбергского трибунала.
Как отмечают авторы монографии «Международное уголовное право», роль косвенного источника международного уголовного права играют судебные решения и приговоры внутригосударственных судов по делам рассматриваемой категории. На конкретных примерах этот тезис доказан безоговорочно Международное уголовное право. - М., 1995. С. 25-27.. Так, на процессе над наемниками в Луанде в 1976 г. для расследования преступлений была создана Международная комиссия из представителей 35 стран. Национальный суд Анголы приговори 13 иностранных наемников к строгим мерам уголовного наказания. Приговор признал их деяние преступными по международному уголовному праву. Была осуждена и практика государств по вербовке и использованию наемников в вооруженных конфликтах. Названная Комиссия, проанализировав результаты своего расследования, приговор этого суда, международную практику борьбы с наемничеством, резолюции ГА ООН и региональные конвенции по этому вопросу, разработала проект Конвенции о предотвращении и запрещении наемничества.