Наркотики: легальная сторона проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 02:35, реферат

Описание

В России разрешен оборот только тех НС и ПВ, которые внесены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, кроме Списка I. В соответствии с Федеральным законом №3, их оборот осуществляется только при наличии лицензии на данный вид деятельности. Несколько месяцев назад Правительство РФ утвердило «Положение о ввозе и вывозе из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» и изменения, которые вносятся в правительственные акты, регулирующие вопросы оборота наркотических средств. В каждом случае пересечения таможенной границы с целью ввоза и вывоза НС, ПВ и их прекурсоров предприятие или другое юридическое лицо обязаны получить разовую лицензию Минэкономразвития РФ. Основанием для получения такой лицензии являются разрешение Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, сертификат Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, выдаваемый в установленном данным положением порядке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3

1.МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: ВОПРОСЫ ЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ……………………………………………..……………5
2.МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ….………...…....9
3.ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

ВЕДЕНИЕ.docx

— 44.74 Кб (Скачать документ)

     По  словам начальника отдела по контролю за лицензионной деятельностью, связанной  с оборотом наркотиков, УФСКН России по Москве А.Кочкарева, «на сегодняшний  день в городе не выявлено утечки наркотических  и психотропных препаратов в незаконный оборот». В то же время контролирующие органы обеспокоены новой проблемой, которая может серьезно осложнить  ситуацию с сильнодействующими препаратами: на рынок хлынуло большое количество БАДов, произведенных в Китае. Несмотря на то, что многие из них прошли клинические  исследования и имеют сертификаты  соответствия, значительное количество БАДов содержат сильнодействующие  и психотропные вещества, поражающие жизненно важные органы человека и  вызывающие привыкание.

 

    1. ТРЕБОВАНИЯ  ЗАКОНА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

     Помещения для хранения НС, ВП, ядовитых и сильнодействующих  веществ в обязательном порядке  должны быть оборудованы многорубежными системами охранной сигнализации с  подключением каждого рубежа на отдельные  номера пультов централизованного  наблюдения. Требования и условия  сохранности подконтрольных средств  и веществ подробно прописаны  в приказе Минздравсоцразвития  РФ от 12.11.1997 г. №330 «О мерах по улучшению  учета, хранения, выписывания и использования  наркотических лекарственных средств».

     Одно  из требований лицензирования деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, - получение заключения органов наркоконтроля5. Порядок выдачи заключений на допуск лиц к работе с подконтрольными препаратами и на соответствие объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом НС и ПВ, установленным требованиям регламентирован служебными приказами УФСКН России от 19.06.2005 г. №№231 и 232 соответственно.

     Но  мало получить лицензию, необходимо правильно  вести учет подконтрольных веществ. Предметно-количественному учету, в  соответствии с действующей нормативной  документацией, подлежат наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества, этиловый спирт и др.

     Любые операции с подконтрольными веществами, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах, хранящихся в течение 10 лет после  внесения в них последней записи. Правила ведения и хранения специальных  журналов регистрации операций, связанных  с оборотом НС и ПВ, утверждены постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. №644 и  приказом Департамента здравоохранения  г. Москвы от 22.02.2007 г. №90  
Органы исполнительной власти субъектов РФ могут утверждать общие формы журнала регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ. Например, столичным Департаментом здравоохранения приказом от 25.05.2004 г. №257 «О порядке приобретения, отпуска, учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств» утверждена форма регистрационного журнала для аптеки стационарного ЛПУ. Что касается учета сильнодействующих ЛС, то законодательством не установлены ни форма подобного учета, ни вообще какое-либо специальное требование по учету таких средств.

     Нарушение лицензионных требований и условий  при работе с наркотическими средствами влечет за собой административную и  уголовную ответственность.

     Руководитель  лечебного учреждения или аптеки может быть привлечен к уголовной  ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство» в случае осуществления предпринимательской  деятельности без лицензии. В случае нарушения правил оборота НС и  ПВ, повлекшего их утрату, ответственное  лицо может быть привлечено к уголовной  ответственности по 228 УК РФ6.

     В соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях, за грубые нарушения при  работе с наркотическими веществами предусмотрен административный штраф. Существует также мера наказания в виде приостановления деятельности, т.е. фактическая остановка производства и функционирования организации. Это можно сделать только по решению суда. Приостанавливать действие лицензии вправе лицензирующий орган. После вынесения судом постановления о приостановлении деятельности Росздравнадзор РФ приостанавливает действие лицензии, уведомляя при этом организацию в течение 3 дней. Срок приостановления лицензии не может превышать 6 месяцев. Лицензия аннулируется по окончании срока ее приостановления, если организация не устраняет нарушения. Кроме того, органы наркоконтроля вправе отозвать свое заключение по технической укрепленности объекта, если предприятие не устранило недостатки, выявленные при проверке. Отзыв заключения влечет за собой приостановление действия и отзыв лицензии.

     В 2007 г. перечень нормативно-правовых документов, регулирующих оборот НС и ПВ, дополнился Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон  «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статью №17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон создает условия для производства в специализированных федеральных государственных предприятиях отечественных аналитических образцов НС и ПВ в целях их использования в научной, экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Закон впервые вводит принципиально новое положение, а именно, возможность переработки изъятых из незаконного оборота наркотиков в иные вещества для последующего использования с целью обеспечения потребности РФ в ЛС без закупок необходимого для их производства сырья за рубежом.

     Таким образом, в России создана правовая основа оборота НС и ПВ, вполне гармонизированная  с нормами международного сообщества. Но в этой специфической сфере  мало знать закон, необходимо обладать актуальной и точной информацией  о том, какие средства отнесены к  категориям наркотических, сильнодействующих  и токсических.

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Употребление  наркотиков - одна из наиболее серьезных  молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

       Лечение и освобождение от наркотической  зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

       Исходя  из этого, нельзя рассматривать лечение  на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры7.

       Продолжающееся  ухудшение наркоситуации свидетельствует  о том, что задачи государственной политики в этой "сфере, определенные Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г., остаются невыполненными. Не в полной мере реализованы основополагающие принципы государственной политики борьбы с наркоманией, среди них такие как:

       приоритетность  мер по профилактике наркомании и  правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств; стимулирование работы по антинаркотической пропаганде;

       координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

       Не  достигнуты цели, поставленные соответствующими федеральными программами. Принимаемые меры по противодействию наркомании осуществляются без надлежащей ресурсной поддержки со стороны государства и использования возможностей институтов гражданского общества. Силовые и запретительные способы решения этой сложной социальной проблемы преобладают над профилактикой и предупреждением, а уголовные и административные наказания - над лечением и реабилитацией больных наркоманией. Многочисленные недостатки в правоохранительной деятельности и правоприменительной практике не позволяют вести наступательную борьбу с профессиональными преступниками и их группировками, действующими в сфере наркобизнеса.

       Учитывая  систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании «Зона, свободная от наркотиков». При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.8

       Речь  идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления: средства массовой информации; учебные заведения всех уровней; органы законодательной и исполнительной власти.

       Принципиальная  особенность проведения такой кампании в РФ должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействиегосударственных органов с общественными силами. Практика последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят желательного результата. Не следует надеяться, что можно добиться реального эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных структур.

       При этом для России принципиально важно, чтобы такая кампания не оставалась только лишь на уровне федерального центра, а получила бы реальную поддержку со стороны руководителей субъектов федерации.  При этом необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех уровней.

       Совершенно  очевидно, что борьба с наркотиками  требует активизации и развития международного сотрудничества.

       К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

       С государствами, с которыми не заключены  двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. На сегодняшний день прямые контакты установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков.

       Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.

       В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции» и другие.

       Хотелось  бы закончить словами из речи В.В. Путина, выступившего на заседании Совета Безопасности РФ, 28 сентября 2001 года: "Со сложившейся наркоситуацией в стране надо бороться и юридическими, и административными, и воспитательными методами.

       Здесь значительная нагрузка ложится на законодателей, законодательство в целом, и правоприменительную практику. Изменения должны быть направлены на ужесточение уголовной ответственности за наиболее опасные наркопреступления.

       Следует еще раз подумать о введении практики замены наказания на принудительное лечение для больных наркоманией. Необходимо также обсудить возможность предусмотрения наказания за пропаганду наркотиков.

       Очевидно, что акцент надо делать на профилактике. Не ограничиваться единичными учреждениями, а создавать сеть реабилитационных центров.

       Разрабатывать собственные методики лечения и  возвращения людей к нормальной социальной жизни. К сожалению, наркомания перестала быть "болезнью только богатых", и потому мы должны расширять сеть государственных учреждений для малоимущих. Но в то же время надо развивать и создавать прозрачную правовую базу для работы частных центров.

       Должна, наконец, в полную силу заработать Правительственная  комиссия по  противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их обороту.

       Ситуация  с наркоманией в стране - острая. И отвечать на нее мы должны квалифицированно и предельно оперативно".

 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

     Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 19.05.2010) "О наркотических средствах и психотропных веществах" (принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010)
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (ред. от 30.10.2010) "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ"

                      

     Специальная научная и периодическая  литература:

  1. Александров, Р.А. Об уголовной ответственности за наркобизнес [Текст] / Р.А. Александров //Наркоконтроль.2006.№ 3.
  2. Гасанов, Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты [Текст] / Э.Г. Гасанов, М.: ЮрИнфоР, 2000.
  3. Драган, Г.Н., Калачев, Б.Ф. Наркомания и наркобизнес [Текст] / Г.Н. Драган, Б.Ф. Калачев. М.: Новый Юрист, 2008.
  4. Зайцев, С. Противодействие незаконному обороту наркотиков [Текст]/ С. Зайцев // Законность.2007.№ 12.
  5. Клименко, Т.М., Прохоров, Л.А., Прохорова, М.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков (криминологические и уголовно-правовые аспекты) [Текст]: Учебное пособие / Т.М.Клименко, Л.А.Прохоров, М.Л. Прохорова. Саратов, 1999.
  6. Клочкова, А.В. Проблемы нормативного регулирования пропаганды наркотических средств [Текст]/А.В. Клочкова // Наркоконтроль. 2006. № 1.
  7. Кубов, Р.Х. Некоторые аспекты международного сотрудничества в сфере противодействия распространению наркотиков [Текст] / Р.Х. Кубов // Российский следователь. 2007. № 22.
  8. Уголовное право РФ. Общая часть: учебник (издание исправленное и дополненное) / Под ред. Иногамовой-Хегай Л.В., Рарога А.И., Чучаева А.И. [Текст] / Л.В.Иногамовой-Хегай, А.И. Рарог, А.И.Чучаев - М., Контракт. 2008.
  9. Федоров, А.В. Реализация уголовно-правовой политики по противодействию незаконному обороту наркотиков [Текст] / А.В. Федоров // Наркоконтроль.- 2007.- № 4.- С.13.

Информация о работе Наркотики: легальная сторона проблемы