Оперативно-розыскные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение особенностей правового статуса и полномочий государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать правовой статус государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
2) рассмотреть особенности правового статуса оперативного подразделения органов внутренних дел как субъекта ОРД;
3) проанализировать комплекс прав и обязанностей оперативно- розыскного органа.
4) дать определение оперативно- розыскной подведомственности

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ОРД.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)


   ВВЕДЕНИЕ.

 

   Последние пятнадцать - двадцать лет в условиях общественно-политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации государство и общество столкнулись с весьма сложной криминальной ситуацией и значительным ростом преступности, превращением ее в организованную и профессиональную силу, активно противодействующую правоохранительным органам. Стали более изощренными способы совершения и сокрытия следов преступлений, значительно увеличилась коррупция, в том числе в правоохранительных органах.

   Особую тревогу вызывает рост числа нераскрытых преступлений. Криминальная ситуация в нашей стране - это качественно новый феномен как по количественному показателю, так и по разрушительному влиянию на общество, на государство, а главное - на права и свободы граждан.

   Сложная криминальная ситуация, неспособность правоохранительных органов активно противостоять росту преступности, разобщенность и отсутствие должного уровня взаимодействия в их работе, постоянно растущий отток профессиональных кадров - все это в комплексе представляет реальную возрастающую угрозу безопасности российского общества, каждого человека и гражданина в отдельности.

Оперативно-розыскная деятельность играет значительную роль как в пресечении, раскрытии, предупреждении, так и в расследовании преступлений, установлении причин и условий им способствующих.

   Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

   Принятый 13 марта 1992 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации1» регламентировал одну из постоянных функций государства -деятельность, с одной стороны, по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений с помощью специальных сил и средств, а с другой - по обеспечению безопасности личности, общества и государства, с использованием негласных возможностей.

Представленная тема актуальна  тем, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют различные государственные  органы. У каждой службы осуществляющей оперативно-розыскную деятельность своя структура, задачи, функции, принципы, а так же способы осуществления данного рода деятельности.

   Перечень субъектов, правомочных осуществлять ОРД, достаточно широк и включает в себя целый ряд органов, полномочия которых в данной сфере зачастую дублируются, пересекаются, что создает определенные проблемы в их повседневной работе. Сложности возникают также в связи с разной компетенцией органов, осуществляющих ОРД, пределами и ограничениями, которые существуют в их деятельности, с подведомственностью и т.д. Кроме того, с принятием новых редакций Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» изменяются перечни и компетенция органов, правомочных осуществлять ОРД. Да и в целом проблемы совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности приобретают в последнее время характер фундаментальных. Это связано с повышенным вниманием и органов власти, и общества к органам, осуществляющим ОРД, в том числе к имеющим место на практике случаям превышения их полномочий, вопросам соблюдения законности. 

   Все это выдвигает в качестве актуальных вопросы компетенции государственных органов, осуществляющих ОРД, определение перечня их прав и обязанностей. В числе этих органов особое место занимают подразделения органов внутренних дел (ОВД).  
Вышесказанное обусловило обращение в данной курсовой работе к теме: Оперативно-розыскные органы. 

   Целью работы является определение особенностей правового статуса и полномочий государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.  
   Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 

1) охарактеризовать правовой статус  государственных органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность; 

2) рассмотреть особенности правового  статуса оперативного подразделения  органов внутренних дел как субъекта ОРД; 

3) проанализировать комплекс прав  и обязанностей оперативно- розыскного  органа.

4) дать определение оперативно- розыскной подведомственности 

   Теоретическую основу данной курсовой работы составляют: действующее законодательство, пособия, учебники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ГЛАВА1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ПОЛНОМОЧНЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ

   ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

   Статья 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности и в общей форме закрепляет их полномочия в сфере ОРД. Из содержания статьи следует, что перечень таких подразделений определяется только применительно к территории Российской Федерации. Соответственно, перечень подразделений, которым предоставлено право осуществления ОРД за пределами территории России, не соответствует указанному в вышеуказанном законе.

   Правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, показано из данной статьи, наделены только оперативные подразделения перечисленных в ней органов. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители органов внутренних дел федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

   Должностные лица, входящие в штат оперативных подразделений, реализуют ОРД. Следовательно, должностные лица других подразделений, входящих в структуру перечисленных государственных органов, не вправе самостоятельно проводить оперативно-розыскные мероприятия, а могут лишь привлекаться для их проведения должностными лицами оперативных подразделений указанных органов.

   Под оперативными подразделениями понимаются структурные подразделения государственных органов, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с ведомственным распределением функций и в пределах установленных полномочий.

   В частности, в МВД России правом проведения ОРМ наделены оперативные подразделения криминальной полиции, в которую входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; оперативно-розыскной информации. В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения2.

   В структуре Федеральной службы исполнения наказаний правом проведения ОРМ наделены: оперативное управление и подчиненные ему подразделения территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, управление следственных изоляторов и тюрем и оперативные подразделения СИЗО и тюрем, оперативно-техническое и поисковое управление и подчиненные им подразделения территориальных органов.

В ФСКН России осуществлять ОРД уполномочены подразделения Оперативно-розыскного департамента, собственной безопасности, Оперативно-технического управления, Оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения и подчиненные им подразделения территориальных органов.

   Законодатель определил, что только оперативные подразделения перечисленных в ч.1 статьи 13 наделены правом на осуществление ОРД. Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом, а именно самим законом об ОРД либо федеральным законом, который вносит в него изменения и дополнения.

   Физические лица, являющиеся объектами ОРД, наделены субъективными правами, предусмотренными ФЗ № 144, являются участниками оперативно-розыскных отношений, но к субъектам ОРД не относятся. Это же можно сказать и о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, как гласно, так и конфиденциально.

   В Федеральном законе  упоминаются такие участники оперативно-розыскных отношений, как специалисты, операторы связи, следователи, дознаватели и др. Указанные категории лиц не входят в штат оперативных подразделений и поэтому не наделены правом осуществления ОРД.

   Под полномочиями органов, осуществляющих ОРД, понимается совокупность их прав и обязанностей, вытекающих из задач и функций этих органов, которые определены соответствующими отраслевыми законами и подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, для определения и разграничения полномочий органов - субъектов ОРД следует руководствоваться: Федеральным законом «О полиции»; Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности»; Федеральным законом «О государственной охране»; Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Федеральным законом «О внешней разведке»; Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральным законом «О борьбе с терроризмом»; Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Таможенным кодексом Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.

   Компетенция органов - субъектов ОРД определяется исходя из подследственности преступлений, определенной ст.151 УПК РФ.

   К исключительной компетенции оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности отнесено проведение оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Законодатель не проводит строгого разграничения в компетенции  органов, отнесенных к числу субъектов  ОРД. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством  Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию не только шпионажа, террористической деятельности, но и организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, обязанностью борьбы с которыми наделены и другие государственные органы, в частности органы внутренних дел, таможенные органы Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это связано с тем, что законодателем определена общая сфера ответственности субъектов ОРД, но разграничивается лишь область деятельности оперативных подразделений. Например, если деятельность незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений направлена на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, то выявление и пресечение таких преступлений относится к компетенции ФСБ; если их деятельность преследует не политические, а корыстные цели, то борьба с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами или деяниями отдельных лиц относится к компетенции органов внутренних дел, таможенных или других органов - субъектов ОРД.

   В ситуации, когда обязанность выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, определенных одними и теми же нормами УК РФ, возложена одновременно на различные органы - субъекты ОРД, их компетенция может определяться исходя из положений законодательных актов, регламентирующих борьбу с этими видами преступлений. Так, субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации. Вместе с тем в этой сфере к компетенции Федеральной службы безопасности Российской Федерации и ее территориальных органов в субъектах Российской Федерации отнесена борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также предупреждение, выявление и пресечение международной террористической деятельности. К компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации отнесено предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов и т.д. (ст.7 Федерального закона «О борьбе с терроризмом»3).

Информация о работе Оперативно-розыскные органы