Органы дознания как объект прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание

В данной работе рассматриваются особенности надзора со стороны Прокуратуры за дознанием, права и обязанности прокуроров при осуществлении этой деятельности.

Содержание

Введение.___________________________________________ 2

1. Предмет и задачи прокурорского надзора за
органами дознания._________________________________3

2. Органы дознания как объект прокурорского надзора._____ 6

3. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за дознанием.___________________________________________8

4. Особенности надзора прокурора за дознанием.__________12

Заключение.__________________________________________15

Список использованной литературы._____________________16

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор на печать.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

 

10) разрешать  отводы, заявленные дознавателю,  а также его самоотводы;

 

11) отстранять  дознавателя от дальнейшего производства  расследования, если им допущено  нарушение требований настоящего  уголовно-процессуального законодательства;

 

12) изымать  любое уголовное дело у органа  дознания и передавать его  следователю с обязательным указанием  оснований такой передачи;

 

13) передавать  уголовное дело или материалы  проверки сообщения о преступлении  от одного органа предварительного  расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 125 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

 

14) утверждать  постановление дознавателя о  прекращении производства по  уголовному делу;

 

15) утверждать  обвинительное заключение или  обвинительный акт по уголовному делу;

 

16) возвращать  уголовное дело дознавателю, следователю  со своими письменными указаниями  о производстве дополнительного  расследования, об изменении объема  обвинения либо квалификации  действий обвиняемых или для  пересоставления обвинительного  заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять  иные полномочия, предоставленные прокурору уголовно-процессуальным кодексом.

   Прокурор должен в полной мере использовать предусмотренные статьей 37 УПК Российской Федерации полномочия для надзора за законностью деятельности органов дознания, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений.

  Для  устранения выявленных в ходе  осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания у прокурора есть следующие средства правового реагирования4:

   - Представление  – адресуется руководителю органа дознания, чьи подчиненные допустили нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок.

  - Указание – наиболее распространенное средство прокурорского реагирования, носящее профилактический характер и способствующее недопущению совершения дознавателем нарушения требований уголовно-процессуального законода-тельства. Дается прокурором в письменном виде.

  - Постановление – В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести мотивированное постановление о направ-лении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. 

  - Согласие прокурора – в России действует судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т.д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т. д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.

   Принятие некоторых процессуальных  решений также требует непосредственного  согласия прокурора. Например, прокурор  утверждает постановление дознавателя  о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Особенности надзора  прокурора за дознанием.

  Прокурор  может выявить нарушения закона, допущенные дознавателем при  производстве уголовного дела, путем  ознакомления с материалами предварительного расследования, рассмотрения жалоб граждан на действия государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс,  обобщения практики расследования преступлений.

  Ознакомление  с материалами уголовного дела, находящимися в производстве у следователя или дознавателя, происходит в целях проверки обеспечения допустимости доказательств, защиты прав участников уголовного процесса, и в первую очередь потерпев-шего, подозреваемого и обвиняемого.

  Изучая  уголовное дело, прокурор в первую очередь должен обратить внимание на законность и обоснованность задержания лица по подозрению в совершении преступления. Прокурор должен следить за тем, чтобы задержание лица происходило в точном соответствии с требованиями ст. 91 и 92 УПК и процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее трех часов после фактического доставления подозреваемого в орган дознания или следователю.

   Прокурор должен решительно пресекать  случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Он должен безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также находящихся под стражей без продления сроков.

   Велика роль прокурорского надзора  и за соблюдением законности  при избрании в отношении подозреваемого  или обвиняемого меры пресечения  в виде заключения под стражу. Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из оснований, указанных в ст. 97 УПК, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства. При отсутствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом конкретных обстоятельств отбирать у подозреваемого или обвиняемого обязательство о явке.

  При  рассмотрении вопросов о даче  дознавателю согласия на возбуждение  перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу иметь в виду, что в ст. 108 УПК содержится исчерпывающий перечень условий для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого. Прокурор должен тщательно проверять доводы подозреваемого и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и др.

  Осуществляя  надзор за исполнением законов,  связанных с пресечением и  раскрытием преступлений, прокурор  проверяет соблюдение требований  ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости  использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут  быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу.

  Прокурор  обеспечивает надзор за соблюдением  положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного. При необходимости надзирающий прокурор вправе предложить руководителям следственных органов представить ему уголовные дела для изучения.

  Прокурор  систематически проверяет законность  и обоснованность решений о  приостановлении производства по  уголовным делам на основании  п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК, а также своевременность и эффективность мер по розыску либо установлению лица, совершившего преступление. Прокурор дает согласие дознавателю на прекращение уголовного дела, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения мер принудительного воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК.

  В  отдельных случаях прокурор проверяет,  не является ли заявление потерпевшего  о прекращении дела или уголовного  преследования результатом незаконного  воздействия на него со стороны  каких-либо лиц или участников уголовного судопроизводства.

   По окончании дознания прокурор, рассматривая, поступившее к нему  уголовное дело с обвинительным  актом в течение двух суток  принимает по нему одно из  следующих решений:

  1) об  утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

  2) о  возвращении уголовного дела  для производства дополнительного  дознания либо пересоставления  обвинительного акта в случае  его несоответствия требованиям  УПК со своими письменными  указаниями. При этом прокурор  может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток;

3) о  прекращении уголовного дела  по основаниям, предусмот-ренным  ст. 24—28 УПК;

4) о  направлении уголовного дела для производства предва-рительного следствия.

  При  утверждении обвинительного акта  прокурор вправе своим постановлением  исключить из него отдельные  пункты обвинения либо переквалифицировать  обвинение на менее тяжкое. 
 

Заключение.

   Таким образом, при осуществлении прокурорского надзора за дознанием обеспечивается контроль за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов в сфере защиты прав и свобод граждан, а с другой стороны обеспечивается правильное соблюдение уголовно-процессуальных норм, что позволяет эффективно проводить уголовное преследование. Перечень полномочий прокурора при предварительном расследовании определен в части 2 статьи 37 УПК РФ.

   Объектом прокурорского надзора  за дознанием являются оперативные подразделения МВД и тех федеральных органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность (их перечень дан в статье 13 Федерального Закона №144-ФЗ » от 05.07.1995,  «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей и начальники военных учреждений и гарнизонов, органы госпожнадзора.

  Надзор  за соблюдением законодательства  при проведении дознания осуществляется с самого начала предварительного расследования в форме дознания и до его окончания. По окончании дознания прокурор либо утверждает обвинительный акт, либо возвращает уголовное дело для дополнительного дознания или отправляет его для проведения предварительного следствия, либо принимает на основании статей 24-28 УПК РФ решение о прекращении уголовного дела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы. 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010г.-32с.
  2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12 2001 №174-ФЗ(ред.от 21.07.2011
  3. Федеральный закон от12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об оперативно-розыскной деятельности»
  4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 №137 (ред. От 28.12.2007) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»
  5. Винокуров Ю.Е. (под общ.ред.) Прокурорский надзор: Учебник. – М.: Юрайт, 2009. – 490с.
  6. Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2007. – 165с.

Информация о работе Органы дознания как объект прокурорского надзора