Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 02:13, реферат
В последние годы реформирование уголовного и уголовно-процессуального законодательства значительно расширило спектр деятельности подразделений дознания. В результате с 2002 г. увеличилось число преступлений, относящихся к подследственности дознания, возрос объем работы объем работы дознавателей, чем и объясняется актуальность и повышенный интерес к данной теме.
Введение 2
1 Понятие органов дознания как субъектов уголовного процесса 3
2 Уголовно–процессуальные функции органов дознания 6
3 Виды и полномочия органов дознания 10
Заключение 16
При
этом включение законодателем
Орган дознания, дознаватель осуществляет на досудебном производстве несколько видов уголовно-процессуальной деятельности, которые можно обозначить как его уголовно-процессуальные подфункции: рассмотрение сообщений о преступлении; исследование обстоятельств дела; уголовное преследование; защита граждан от необоснованного обвинения в совершении преступления; принятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; разрешение уголовных дел и др15.
Исходя из полномочий дознавателя по принятию решения о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования в ходе дознания, можно сделать вывод о реализации им также функции разрешения уголовного дела, так как фактически производится решение дела по существу. Тем более, что ни в законе, ни в процессуальной теории однозначного понимания категорий "решение дела по существу" и "функция разрешения уголовного дела" не выработано.
Тем не менее, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что основной уголовно-процессуальной функцией органов дознания является функция уголовного преследования. В рамках данной функции они осуществляют несколько предусмотренных уголовно-процессуальным законом видов уголовно-процессуальной деятельности (подфункций)16.
Органы дознания в уголовном процессе в пределах своей компетенции выполняют уголовно-процессуальные обязанности в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также обнаружения и закрепления их следов.
Указанные
цели достигаются посредством
-
либо в форме производства
неотложных следственных
-
либо в форме дознания (т.е.
полного расследования по
Милиция возглавляла список органов дознания по УПК РСФСР 1922, 1923 и 1960 гг., т.е. почти 80 лет. Она по праву занимала (и занимает) первое место в нем, ибо является наиболее массовой, самой разветвленной системой государственных органов исполнительной власти. В силу этого именно ею в подавляющем большинстве случаев обнаруживаются преступления и принимаются меры к их раскрытию, осуществляются иные виды уголовно-процессуальной деятельности.
Но что такое милиция, Уголовно-процессуальные кодексы не определяли. УПК РФ вообще исключил ее из состава органов дознания.
Не дает определения понятию "милиция" и Закон о милиции, принятый в 1991 г.. Дефиниция милиции, данная в ст. 1 этого Закона, носит общий характер и, естественно, необходимой ясности в рассматриваемый вопрос не привносит18.
Органы дознания могут быть разделены на две группы19.
А. Органы дознания, полномочные проводить только неотложные следственные действия, но не расследование в полном объеме. Это их основная процессуальная обязанность. К ним, с учетом содержания ст. ст. 40 и 157 УПК, а также ряда иных законодательных актов, следует отнести:
1)
органы исполнительной власти, осуществляющие
оперативно-розыскную
2) командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов;
3) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
4)
руководителей
5)
глав дипломатических
Перечисленные субъекты при получении информации о преступлении в пределах своей компетенции возбуждают уголовные дела и производят любые следственные действия, необходимые в конкретной ситуации для закрепления следов преступления и пресечения преступной деятельности лиц, подозреваемых в совершении преступлений20.
По смыслу закона названные органы дознания полномочны возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия исключительно тогда, когда процессуальные мероприятия, необходимые в конкретном случае, по объективным причинам невозможно отсрочить до прибытия следователя (опасность уничтожения или сокрытия следов преступлений, уклонение подозреваемого лица от расследования, продолжение им преступной деятельности и т.п.). При отсутствии подобных причин материалы о преступлении должны быть переданы по подследственности в соответствующий орган предварительного следствия согласно п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК.
Органы дознания, которые наделены полномочиями в сфере оперативно-розыскной деятельности (т.е. оперативные подразделения соответствующих государственных органов), обязаны выполнять поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).
Должностные лица, выполняющие функции органов дознания, - капитаны морских судов, находящихся в плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, а также главы дипломатических представительств и консульских учреждений - наделены процессуальными полномочиями потому, что они могут оказаться единственными представителями государственной власти на определенной территории21.
Б. Органы дознания, для которых главной процессуальной обязанностью является производство дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (в то же время они, как и органы дознания, включенные в первую группу, полномочны проводить и неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно)22. В них состоят специально предназначенные для проведения расследования должностные лица - дознаватели. Часть 3 ст. 151 УПК к их числу относит:
1) органы внутренних дел;
2)
пограничные органы
3)
органы службы судебных
4) таможенные органы;
5)
органы государственного
6)
органы по контролю за
Часть 3 ст. 151 УПК определяет также компетенцию дознавателей перечисленных органов.
3.
Дознание по делам, по которым
предварительное следствие не
обязательно, обычно
4.
Все органы дознания должны
исполнять поручения
5.
От имени органа дознания, если
он представляет собой
6.
Начальник органа дознания
7.
Уголовно-процессуальные
а) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, - дознаватель (сотрудник органа дознания, занимающий должность дознавателя);
б) по делам, по которым предварительное следствие обязательно, - сотрудник органа дознания, получающий полномочия участвовать в деле от начальника органа дознания (или его заместителя), который должен указать ему на необходимость принятия дела к производству и проведения неотложных следственных действий в постановлении о возбуждении уголовного дела (такой сотрудник при проведении процессуальных действий наделен правами и обязанностями дознавателя)25.
Органы
дознания в уголовном процессе -
государственные органы и должностные
лица, которые в пределах своей
компетенции выполняют
Дознание
в органах внутренних дел осуществляется
по составам преступлений, предусмотренных
более чем 80 статьями Уголовного кодекса
Российской Федерации. Это преступления,
относящиеся к категории
На органы дознания возлагаются:
1)
дознание по уголовным делам,
по которым производство
2)
выполнение неотложных
Сейчас дознание по своим функциям ничем существенно не отличается от следствия: дознаватели расследуют многоэпизодные дела с большим количеством как потерпевших, так и подозреваемых. Кроме расследования уголовных дел, дознаватели осуществляют такие уголовно-процессуальные функции, как рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях. При проведении дознания производится взаимодействие с другими подразделениями ОВД, прокуратурой, следствием и органами государственной власти.
Работа
дознания строится в соответствии с
принципами уважения прав и свобод человека
и гражданина, а также законности и гуманизма.