Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:30, курсовая работа
Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, ослаблением института семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, насилием в семьях и многих других факторов, оказывающих немалое воздействие на воспитание детей. Вследствие всех этих факторов возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних
Введение. 3
§ 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. 6
§ 2. Система и виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним.
13
§ 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
22
§ 4. Применение принудительных мер воспитательного воздействия и их содержание.
25
Заключение. 28
Список использованных источников 30
При совершении общественно опасных деяний, за которые установлена уголовная ответственность с 16 лет и которые не содержат элементов других преступлений из числа упомянутых в ч. 2, комментируемой статьи, уголовная ответственность подростков в возрасте до 16 лет исключается. К ним, как и подросткам, совершившим общественно опасные действия в возрасте до 14 лет, применяются меры воспитательного характера без привлечения к уголовной ответственности.
Установление общего возраста уголовной ответственности в 16 лет не означает, что именно с этого возраста наступает ответственность за любое преступление, не упомянутое в ч. 2 ст. 20 УК РФ. В Уголовном кодексе имеются и такие преступления, которые в силу особых признаков субъекта или особенностей объективной стороны могут быть осуществлены лишь совершеннолетними.
Иногда в самом тексте закона прямо указывается, что субъектом данного преступления может быть только лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста (например: в ст. 134 УК РФ – половое сношение с малолетним, т.е. с лицом, заведомо не достигшим четырнадцатилетнего возраста; ст. 150 УК РФ – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ч. 2 ст. 157 УК РФ – злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей).
В других случаях, преступление в силу его специфических особенностей не может быть выполнено несовершеннолетним, например фальсификация избирательных документов (ст. 142 УК РФ), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), а также все преступления, субъектом которых является военнослужащий или лицо, занимающее государственную должность. Сюда же относятся преступные нарушения различных правил безопасности на транспорте, во взрывоопасных производствах и т.д. Субъектами указанных выше преступлений не могут быть несовершеннолетние и в связи с тем, что законодательством о труде запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на работах, связанных с вредными или опасными условиями труда.
Таким образом, особенностью ответственности несовершеннолетних является то, что они не могут быть субъектами некоторых преступлений. К их числу, прежде всего, относятся две категории преступлений:
Несовершеннолетние, к сожалению, часто не знают, с какого возраста и за какие преступления они могут привлекаться к уголовной ответственности. По данным исследований не менее 30% несовершеннолетних полагало, что уголовная ответственность наступает лишь с 18 лет. Даже 16–17–летние подростки считали, что за кражи, хулиганство, телесные повреждения в их возрасте уголовная ответственность не наступает»6. Данные другого исследования свидетельствуют, что 50% учащихся старших классов общеобразовательной школы были убеждены в том, что до 16 лет вообще уголовная ответственность исключается, а каждый шестой из них допускал её возможность только с 18 лет7.
Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершен-нолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида.
Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет в состоянии сознательно выбирать вариант должного поведения, то есть действовать в соответствии с требованиями норм права и правил человеческого общежития. Они в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность. И если, несмотря на это, несовершеннолетние всё же совершают преступления соответствующего вида, имея возможность поступить по-другому, они вполне обоснованно могут и должны привлекаться к уголовной ответственности.
§ 2. Система
и виды наказаний, применяемых
к несовершеннолетним
Наказание является основной формой выражения и реализации уголовной ответственности, как совершеннолетних преступников, так и несовершеннолетних. Применительно к последней категории преступников наказание имеет свои существенные особенности, вытекающие из уголовной ответственности несовершеннолетних. Эти особенности наказания отличают его от другой формы ответственности несовершеннолетних, в частности от принудительных мер воспитательного характера.
Наказание имеет сложные структуру и формы проявления. К ним могут быть отнесены и цели наказания, и его функции, которые могут меняться в зависимости от того, в каких условиях и в отношении каких правонарушителей оно применяется. Но, тем не менее, сущность наказания есть кара, имеющая решающее значение при определении всех свойств и форм проявления наказания, что ясно выражено в законе. Но следует отметить, что действующий уголовный закон, особенно в отношении несовершеннолетних, не сводит кару лишь к возмездию, поскольку она призвана выражать оценку не только содеянного, но и самого преступника.
Остановимся ещё на одной особенности наказания, которая влияет на определение специфики наказания несовершеннолетних. Как уже отмечалось, характер, и структура наказания не исчерпываются одной карой, хотя она выражает их сущность. Характер определяется и тем, каковы его цели и назначение.
Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлена как социально-психологическими особенностями личности несовершеннолетнего, так и криминологической характеристикой преступлений, совершаемых этой категорией правонарушителей. Из этой специфики вытекает и специфичность наказания несовершеннолетних за совершение преступления.
Система принципов уголовного наказания едина и для взрослых и для несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя принципы законности, гуманности, индивидуализации, справедливости и соразмерности наказания. Однако применение отдельных принципов к несовершеннолетним имеет определённые специфические черты и свойства, на которых следует остановиться.
Соблюдение принципа законности в отношении несовершеннолетних означает, что при назначении наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены не только общие положения закона, но и подлежащие применению в каждом конкретном случае норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, специально регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних.
Применительно к несовершеннолетним гуманность как принцип назначения наказания проявляется особенно ярко. Об этом свидетельствует ряд условий, которые устанавливает для подростков уголовное законодательство при назначении им наказания. Гуманизм в первую очередь служит интересам общества в целом, конечно, не противопоставляя их законным интересам отдельной личности. Ясно, что для исправления подростка, для лучшего воспитания несовершеннолетнего преступника к нему проявляется самая высокая требовательность и необходимая суровость.
В
ряду принципов назначения наказания,
имеющих весьма важное практическое
значение при рассмотрении дел о
преступлениях
Когда речь идёт об отдельном приговоре по конкретному делу, в первую очередь подчёркивается принцип индивидуализации ответственности, справедливости и соразмерности наказания. В процессе расследования по уголовному делу устанавливается роль каждого участника преступления, изучается личность преступника, цели и мотивы преступления, отягчающие и смягчающие обстоятельства и т. п. В результате этого индивидуализируется ответственность виновных, что является предпосылкой индивидуализации наказания. К несовершеннолетним это обстоятельство имеет особое отношение, если учесть, что около половины подростков, совершивших преступления, отвечают за них не в уголовном, а в ином порядке и что только вдумчивая индивидуализация ответственности может помочь в каждом конкретном случае наиболее правильно решить судьбу подростка, и выбрать для него наказание за совершенный им конкретный проступок, который будет в большей степени влиять на него исправление и перевоспитание.
Соблюдение правил индивидуализации обязательно должно привести к назначению несовершеннолетнему соразмерного наказания.
Принцип соразмерности наказания теснейшим образом связано с принципами индивидуализации и справедливости наказания и заключается в том, что вид и размер предусмотренной законом меры воздействия соразмеряется с характером и степенью общественной опасности деяния и лица, его совершившего.
При осуществлении принципа соразмерности (пропорциональности) наказания содеянному, в отношении несовершеннолетних, соотношение критериев тяжести совершенного преступления и личности преступника выступает в несколько иной пропорции, чем в случаях применения наказания к взрослым преступникам. Не только данные, характеризующие личность преступника, но и обстоятельства, при которых совершено преступление, причины и условия, способствовавшие его совершению, играют относительно большую роль при определении наказания несовершеннолетнему, чем взрослому преступнику.
Однако значение этих особенностей нельзя преувеличивать. Принцип соразмерности наказания содеянному, в своей основе, несомненно, действует и в отношении несовершеннолетних. Необходимо учитывать, что этот принцип связан со справедливостью наказания, без чего оно не может выполнять свою воспитательную функцию. Другими словами несовершеннолетний преступник должен осознавать, что за определенное деяние последует соответствующее наказание.
Строгая индивидуализация наказания несовершеннолетних и всесторонний и полный учёт всех данных о личности несовершеннолетнего, о характере его преступных действий, о причинах и условиях, приведших к совершению преступления, объективная и глубокая оценка всех данных о преступнике и преступлении – источник убедительности и эффективности приговора суда.
Наконец, специфика уголовного наказания несовершеннолетних в большей степени заключается в направленности и осуществлении его воспитательной функции. Свидетельством этому и является введение системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания.
Учитывая несовершеннолетний возраст, когда подростки еще не имеют жизненного опыта, не сформировались психофизиологически, внушаемы, стремятся бравировать, казаться взрослыми и нередко их поведение неадекватно объективной действительности и складывающейся ситуации, уголовный закон признает совершение ими преступлений как обстоятельство, смягчающее наказание (ст. 61 УК РФ). Вместе с тем УК РФ устанавливает и особенности ответственности несовершеннолетних.
Согласно ч. 1 ст. 88 видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
Справедливым
наказанием в отношении
Успешное исправление
Каждый вид наказания по отношению к несовершеннолетнему имеет ряд особенностей.
Штраф
назначается как при наличии
у несовершеннолетнего
Штраф
оказывает эффективное
Информация о работе Особенности ответственности несовершеннолетних