Особенности правового статуса монарха Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:42, контрольная работа

Описание

Монарх. Теоретически монарх в Великобритании считается источником значительной доли государственной власти, он – глава государства. Ему же теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме того, как упоминалось, монарх – составная часть парламента. На деле он не участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает. Страной руководит “правительство его (ее) Величества”, точнее, его узкая часть – кабинет министров, в котором главную роль играет премьер-министр. Правительство, как отмечалось, в силу британской двухпартийной системы в значительной мере контролирует и парламент.

Содержание

1.Особенности правового статуса монарха Великобритании……….….3
Библиографический список…………………………………………….
2.Порядок выборов Палаты представителей Конгресса Соединенных штатов Америки…
Библиографический список……………………………………………….
3.Сравнительный анализ конституционно-правового статуса Президента США и Президента Французской республики………………………
Библиографический список…………………….

Работа состоит из  1 файл

ыва.docx

— 43.09 Кб (Скачать документ)

Компетенция. Конституция США наделяет Президента обширными полномочиями, которые для удобства исследования можно классифицировать, подразделив  их прежде всего на его полномочия главы государства и главы исполнительной власти Союза.

В качестве главы государства Президент  США обладает комплексом правомочий в сферах обеспечения безопасности страны, внешних сношений, а также  взаимодействия с законодательной  и исполнительной властью.

В сфере обеспечения безопасности страны Президент осуществляет полномочия Главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов, а также милицией отдельных штатов, когда она призывается  на действительную службу США. К этой же сфере относятся чрезвычайные полномочия Президента: его права  объявлять и прекращать чрезвычайное положение, а также осуществлять в период его действия специальные  или экстраординарные меры вплоть до применения сил армии и национальной гвардии для восстановления правопорядка, подавления мятежей и обеспечения  деятельности федеральных органов.

Чрезвычайные полномочия Президента США прямо не предусмотрены Конституцией. Они предоставляются Президенту Актом о национальном чрезвычайном положении 1976 г. Прокламация об объявлении чрезвычайного положения незамедлительно  передается Президентом в Конгресс США. Конгрессу не предоставлено  права утверждать введение чрезвычайного  положения: соответствующий акт  Президента в этом не нуждается. Однако палаты Конгресса могут в любое  время принять совместную резолюцию  о прекращении действия чрезвычайного  положения, в результате чего оно  отменяется.

Более того, для контроля за действиями Президента в условиях чрезвычайного  положения палаты должны не реже чем  через каждые шесть месяцев после  его объявления рассматривать на своих заседаниях вопрос о принятии совместной резолюции о его прекращении. Чрезвычайное положение прекращается соответствующим актом Президента, а также автоматически по истечении одного года со дня его объявления, если за 90 дней до истечения этого срока Президент не примет акта о его продлении (данный акт тоже должен быть представлен палатам Конгресса).

Все акты Президента, изданные в период действия чрезвычайного положения, подлежат немедленному представлению  в палаты Конгресса. Если ими предусматривается  использование Вооруженных сил  США, действуют правила Резолюции  палат о военных полномочиях 1973 г.

В области внешней политики Президент  заключает международные договоры, назначает послов, консулов и иных полномочных представителей страны в иностранных государствах и  международных организациях, осуществляя  эти полномочия "с совета и  согласия Сената", а также принимает  послов и других полномочных представителей иностранных государств. Конституция  не определяет порядка отзыва представителей США за рубежом.

На практике этот вопрос является прерогативой Президента. Ничего не говорится  в Конституции и о возможности  самостоятельного, т. е. без "совета и согласия" Сената, заключения Президентом  международных соглашений. Однако такая  практика имеет место. Не все международные  документы, в которых участвуют  США, считаются в данной стране договорами, а лишь те, которые напрямую связаны  с полномочиями Конгресса. Соглашения же, относящиеся к компетенции  исполнительной власти, именуются исполнительными  соглашениями.

В утверждении Сената нуждаются  только международные договоры. Исполнительные же соглашения заключаются Президентом  самостоятельно. К числу исполнительных соглашений принято относить, например, соглашения об установлении дипломатических  отношений, о мире, по вопросам совместного  военного производства, создания военных  баз и т. д. Однако некоторые исполнительные соглашения нуждаются в одобрении  Сената. Таковы соглашения, содержащие обязательства США, выполнение которых невозможно без участия Конгресса (например, если оно требует ассигнований), а также соглашения, одобрения которых Сенатом прямо требует закон.

Но даже если согласие Сената на заключение международного соглашения или договора необходимо, все же именно Президент  играет в этом процессе решающую роль, поскольку он осуществляет в нем  начальную и конечную стадии. Действительно, сначала договор подписывается  Президентом или кем-либо по его  уполномочию и лишь потом подлежит одобрению Сенатом.

Но такое одобрение не означает окончательного решения по вопросу  о вступлении договора в силу. Ратификационная  грамота подписывается Президентом, который может этого и не сделать  либо, подписав ее, отказаться от ее депонирования  или обмена ратификационными грамотами, без чего договор в силу не вступит.

С целью создания противовесов законодательной  и судебной ветвям власти Президент  наделен некоторыми полномочиями, касающимися  взаимодействия с ними. Так, в сфере  судебной власти он имеет право отсрочки исполнения приговоров и право помилования  за преступления, совершенные против США (за исключением случаев осуждения  в порядке импичмента). Расширительно  толкуя конституционное право помилования, Президенты закрепили за собой и  право объявления амнистии. Кроме  того, в соответствии с Конституцией (разд. 2 ст. II) Президент с совета и согласия Сената назначает судей  Верховного суда США и иных федеральных  судов.

В сфере взаимоотношений с Конгрессом Президент имеет право созыва одной или обеих его палат  на внеочередные заседания. В случае разногласий между палатами о  времени отсрочки заседаний Президент  принимает окончательное решение. Он периодически направляет палатам  разнообразные послания, важнейшими из которых являются ежегодные послания о состоянии Союза, представляющие собой по сути программу законодательных мероприятий Конгресса на предстоящий год.

Кроме того, в начале каждой сессии Конгрессу представляются экономическое  и бюджетное послания Президента. Наконец, Президент обладает уже  упоминавшимися правом подписания законов и правом отлагательного вето.

Однако наибольшим объемом полномочий Президент США обладает как глава  исполнительной власти. В этом качестве Президент руководит огромным исполнительным аппаратом, назначает с "совета и  согласия Сената" всех должностных  лиц США, должности которых предусмотрены  Конституцией и законом (если в самой  Конституции не определен иной порядок  их замещения). В двух случаях Президент  обладает правом самостоятельного, без "совета и согласия Сената", назначения должностных лиц: если такое право  прямо предоставлено ему законом  и если вакансия открывается в период между сессиями Конгресса — на срок до окончания ближайшей сессии.

Порядок увольнения должностных лиц  США не прописан в Конституции. На практике оно производится Президентом  единолично, если Конституция и законы прямо не предусматривают иного.

Как глава исполнительной власти Президент  США определяет полномочия всех должностных  лиц Соединенных Штатов и заботится  о добросовестном исполнении законов. Это положение, сформулированное в  Конституции (разд. 3 ст. II) в столь  общей форме, послужило основанием для возникновения концепции "подразумеваемых  полномочий" Президента (в частности, чрезвычайных, о которых уже шла  речь) и активного использования  с целью их реализации института  делегированного законодательства.

Таким образом, все полномочия Президента США можно условно подразделить на конституционные (т. е. прямо предусмотренные  Конституцией США), подразумеваемые (не упоминаемые ею, но имеющиеся в виду) и делегированные Конгрессом.

Наконец, как глава исполнительной власти Президент, в соответствии с  Конституцией (разд. 2 ст. II), может требовать  от руководителя каждого исполнительного  департамента (министерства) письменного  мнения по любому вопросу его компетенции. Данная формулировка позволяет заключить, что правительство как высший коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции в США  отсутствует. Главы департаментов  могут лишь высказывать Президенту свое мнение по вопросам, отнесенным к  их ведению, являясь как бы советниками  Президента. Все решения по вопросам своей компетенции принимаются  им единолично.

Система органов власти Франции основана на принципе разделения властей. Еще  в 1789 г. Декларация прав человека и гражданина закрепила этот важнейший системообразующий принцип французской государственности, однако реализация его в условиях Пятой Республики иная, чем это было в предыдущий период республиканской истории.

Франция сегодня — это республика с  сильно бицефальной исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и правительство. Вместе они образуют центральную исполнительную власть.

Институт  сильного президента, венчающий иерархию органов государственной власти, был создан Конституцией 1958 г. Президент с 2002 г. избирается на пять (ранее на семь) лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства — во втором туре. Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента — Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным большинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия. В случае признания Президента виновным его полномочия прекращаются.

Президент наделен так называемыми «собственными  единоличными полномочиями», которые  может осуществлять самостоятельно. Так, например, он вправе распустить нижнюю палату Парламента, однако только после  консультаций с Премьер-министром  и председателями палат Парламента.

В условиях действующего государственного механизма очень важен партийный  состав нижней палаты. В случае, когда  большинство Национального собрания составляют сторонники Президента, глава  государства формирует свое президентское  правительство. В противном случае парламентское большинство вынуждает  Президента образовывать правительство  из оппозиции, как это неоднократно было в 80-90-х гг. XX в.

Президент является главой Республики, верховным  главнокомандующим, гарантом национальной независимости и территориальной  целостности страны. Ему принадлежат  широкие полномочия по управлению государством. Велика его роль в решении вопросов безопасности и внешней политики. Как высшее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дискреционном  порядке, другие полномочия требуют  контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров. Президент  издает важнейшие регламентарные акты — ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования.

Президент имеет широкие полномочия в сфере  управления. Он назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших должностных лиц. Однако в решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение, иначе вопрос о доверии правительству после его формирования может инспирировать политический кризис. Правительство несет ограниченную парламентскую ответственность перед нижней палатой, которая реализуется путем принятия резолюции порицания (вотум недоверия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

    1. Автономов А.А. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2006.
    2. Арановский Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1998
    3. Болдырева Е.В. Юридическая природа органов конституционного контроля субъектов федеративного государства (на примере США, ФРГ и России) // Конституционное и муниципальное право. – 2008. № 17.
    4. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М.: Изд-во «Бек», 2004.
    5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / Под ред. Б.А. Страшуна. Особенная часть. - М., 2006.
    6. Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. – М.:Волтерс Клувер, 2009.
    7. Сафонов В.Н. Конституция США и социально-экономические права граждан. – М.: НОРМА,2007.

 

 

 


Информация о работе Особенности правового статуса монарха Великобритании