Полномочия и правовые гарантии деятельности работников прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения Прокуратуры, как одного из основных правоохранительных органов Российской Федерации. Изучение данного аспекта также позволяет ознакомиться с полномочиями прокурора, порядком приема на работу сотрудников прокуратуры, основания и порядок привлечения сотрудника прокуратуры к ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нормативно-правовое урегулирование службы в органах прокуратуры и его содержание…………………………………………………..5
§1. Общие положения о службе в органах прокуратуры…………………......5
§2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора………………………………………………………………………….8
§3. Ограничения и обязанности, связанные со службой в органах прокуратуры……………………………………………………………………...12
Глава 2. Основания и порядок привлечения к ответственности прокурорских работников……………………………………………………………………….14
§1. Порядок привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности………………………………………………………………….14
§2. Порядок привлечения работников прокуратуры к уголовной и административной ответственности……………………………………………18
Глава 3. Полномочия и правовые гарантии деятельности работников прокуратуры……………………………………………………………………...24
§1. Общая характеристика административно-правовых полномочий прокурора………………………………………………………………………...24
§2. Материальные и социальные гарантии сотрудников прокуратуры……...26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Резеда нурмухамедова.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Нормативно-правовое урегулирование службы в органах прокуратуры и его содержание…………………………………………………..5

§1. Общие положения о службе в органах прокуратуры…………………......5

§2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора………………………………………………………………………….8

 §3. Ограничения и обязанности, связанные со службой в органах прокуратуры……………………………………………………………………...12

Глава  2. Основания и порядок привлечения к ответственности прокурорских работников……………………………………………………………………….14

§1. Порядок привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности………………………………………………………………….14

§2. Порядок привлечения работников прокуратуры к уголовной и административной ответственности……………………………………………18

Глава 3. Полномочия и правовые гарантии деятельности работников прокуратуры……………………………………………………………………...24

§1. Общая характеристика административно-правовых полномочий прокурора………………………………………………………………………...24

§2. Материальные и социальные гарантии сотрудников прокуратуры……...26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  использованной литературы…………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Для сохранения правопорядка в обществе государство создает специальные  органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными.

     В числе правоохранительных органов  Российской Федерации числится и  Прокуратура РФ, изучению службы в которой будет посвящена данная работа.

     Актуальность  данной темы заключается в необходимости  изучения Прокуратуры, как одного из основных правоохранительных органов  Российской Федерации. Изучение данного  аспекта также позволяет ознакомиться с полномочиями  прокурора, порядком приема на работу сотрудников прокуратуры, основания и порядок привлечения сотрудника прокуратуры к ответственности.

     Объектом  исследования данной работы является – нормативно-правовые акты, регулирующие порядок приема, сроки службы, прекращения службы в органах прокуратуры, устанавливающих материальные и социальные гарантии сотрудникам прокуратуры.

     Изучение  данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть  Прокуратуру Российской Федерации, ее систему, а также изучить этапы приема на работу в органы прокуратуры, требования предъявляемые к работникам прокуратуры, ограничения связанные со службой в органах прокуратуры.

     Сформулированная  цель предполагает решение следующих  задач:

     - дать характеристику Прокуратуре  РФ (понятие о ее деятельности);

     - изучение нормативно-правовой базы, регулирующей службу в органах  прокуратуры;

     - анализ приведенных нормативно-правовых  актов;

     - изучение психологических и нравственных качеств сотрудников прокуратуры;

     - изучение, анализ требований предъявляемых к сотрудникам прокуратуры;

     Правовой  базой выполненной работы стал Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции законов и с изменениями, внесенными Конституционным судом РФ).

     Структура представленной работы следующая. Работа состоит из введения, трех глав с параграфами в каждом, заключения, библиографического списка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Нормативно-правовое урегулирование службы в органах прокуратуры и его содержание

§ 1. Общие положения о службе в органах прокуратуры.

    Прокуратура – это орган осуществляющий надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.1

    Прокуратура являет собой особый вид органа государственной власти, не относящегося ни к одной из трёх ветвей власти: ни к законодательной, поскольку она не занимается такой деятельностью, как принятие законодательных актов; ни к исполнительной, так как прокуратура не входит в состав Правительства Российской Федерации; ни к судебной, так как прокуратура не осуществляет деятельность, связанную с отправлением правосудия. Она занимает особое место в системе государственного устройства, являясь независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в Российской Федерации2

    Служба  в органах и учреждениях прокуратуры  регламентируется Федеральным законом  «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ, разделом V «Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры», а также иными нормативно правовыми актами в зависимости от специфики отрасли прокурорского надзора и т.п. Статья 40 вышеуказанного Закона оговаривает основные положения, касающиеся работы в органах прокуратуры России, а именно:

  1. Данная служба представляет собой вид федеральной государственной службы
  2. Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе Российской Федерации с учётом некоторых особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с Законом контракт на замещение должности федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры может заключаться с гражданином на неопределённый срок, на определенный срок и на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. При приеме выдвигаются ряд требований к образованию, к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, к знаниям, навыкам и умениям.3

    Порядок прохождения службы военными прокурорами  и следователями органов военной  прокуратуры регулируется Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Военные прокуроры и следователи подпадают под действие ряда специальных нормативных правовых актов, в том числе они поощряются и несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако и здесь право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры. Военные прокуроры и следователи входят в единую систему органов прокуратуры, но несут дисциплинарную ответственность по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил. Правом наложения на них дисциплинарных взысканий за нарушения воинской дисциплины и служебные проступки обладают только вышестоящий военный прокурор и Генеральный прокурор РФ. Увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава военных прокуратур производится в соответствии с законом по представлению Главного военного прокурора.

    Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю или в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы. Подача и рассмотрение жалоб по трудовым вопросам вышестоящими прокурорами, а также при направлении в суд осуществляются в установленном законодательством порядке.

    По  отдельным трудовым вопросам имеются специальные указания в нормативных правовых актах о порядке подачи и рассмотрения жалоб. Согласно Положению об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденному Приказом Генеральной прокуратуры РФ № 74 от 30 октября 1998 г., аттестуемый работник вправе подать в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с аттестацией, желании присутствовать на заседании комиссии и дать свои пояснения.

    Таким образом, служба в органах прокуратуры  является очень ответственным занятием, налагающим на служащего особые, довольно жёсткие требования и ограничения.  
 
 
 

§ 2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора

    Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора чётко оговорены в статье 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»:

  1. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. Подтверждением наличия высшего юридического образования является документ (диплом об окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию). Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию.4
  2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
  • имеет гражданство иностранного государства, т. к. статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет положения о всеобщем равенстве перед законом и судом; о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств; о запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10. 2002 № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10. 2002 № 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение». Непредоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны;
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин подлежит опеке согласно ст.29 и 30 ГК РФ. Таким образом, он не может быть принят на госслужбу, в том числе и в органы прокуратуры;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока, имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений. 5

Информация о работе Полномочия и правовые гарантии деятельности работников прокуратуры