Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:23, контрольная работа
В работе раскрыты понятие и правовое регулирование взяточничества.
Ответственность, предусмотренная УК за взяточничество
В новом УК РФ ответственность за получение и дачу взятки предусмотрена в ст. 290 и 291. Ст. 290 (получение взятки) существенно детализирует предмет взятки, объективную и субъективную сторону преступления, устанавливает ответственность за квалифицированный и особо квалифицированный состав. Часть 1 ст. 173 УК РСФСР вообще не расшифровывала понятие «взятка», говорилось лишь о ее получении «в каком бы то ни было виде».
Уголовный кодекс в этом вопросе предельно ясен. В ст. 290 ч. 1 говорится: «Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иногда имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), (например, за сокрытие факта преступления административного правонарушения) ч. 2 ст.290 наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Квалифицирующий признак ответственного положения, занимаемого взяткополучателем, строго очерчен и относится к лицам, занимающим госу- дарственные должности РФ или субъекта Федерации, а равно главам местно- го самоуправления. Согласно ч. 3 ст.290 «деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.
Диспозиция ч. 3 ст. 290 УК РФ, таким образом, является бланкетной и отсылает нас к Федеральному закону «О государственной службе».
Ч. 4 ст. 290 устанавливает особо квалифицированные составы получения взятки. В п. «а» – совершение преступления организованной группой. Сохранен признак вымогательства взятки (п. «в»). Упразднено имевшее ранее под- разделение размеров взятки на крупный и особо крупный: п. «г» ч. 4 предусматривает теперь ответственность за получение взятки в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).
Деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 290, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Диспозиция ст. 291 УК РФ звучит как дача взятки должностному лицу лично или через посредника, а действия взяткополучателя теперь рассматриваются как должностным лицом лично или через посредников взятки за действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Таким образом, по смыслу
закона, при некоторых обстоятельствах
по- средник во взяточничестве может
рассматриваться как
Согласно ст. 291 ч. 1 дача взятки должностному лицу лично или через посредника – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до во- семнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Квалифицирующими признаками преступления по ч. 2 ст. 291 УК РФ является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (или бездействия). За данное преступление предусматривается наказание штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.
В примечании к ст. 291 УК выделяются два независимых основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:
а) если со стороны должностного лица в его отношении имело место вымогательство взятки, или
б) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Именно этой позиции и придерживается судебная практика.
В реальной жизни правовая норма примечания к ст. 291 УК по своему содержанию является стимулирующей. Эта норма как бы побуждает лицо, давшее взятку, к деятельному раскаянию, к разоблачению взяткополучателей. При этом весьма важным моментом считается то, что взяткодатель делает сообщение добровольно, только по собственному желанию. Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть различными: раскаяние, страх перед наказанием, желание отомстить взяткополучателю, не выполнившему свои обещания, уговоры знакомых и друзей и т.д.
Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений в связи с тем, что наблюдается взаимная заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя, которая обычно тщательно скрывается.
Можно выделить следующие основные причины получения и дачи взятки.
Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.
Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.
В-третьих, это платеж
за подкуп самого чиновника, для того,
чтобы он, оставаясь служащим в
государственных или
Объектом данных преступлений являются противоправные должностные посягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.
Раскрытие данных преступных деяний крайне затруднительно, так как совершение преступления двумя лицами происходит, как правило, тайно и ни одно из них в большинстве случаев не заинтересовано в раскрытии преступления.
Несмотря на то, что «Взяточничество» - далеко не новая тема как в российском уголовном праве, так и на практике, она не теряет свою актуальность, поскольку значение борьбы с взяточничеством очень велико.
В завершении остается подчеркнуть, что при четком и добросовестном выполнении правоохранительными органами своих задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности граждан по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс миновать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996. № 63-ФЗ.
2. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть
3. Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995. № 119-ФЗ.
4. Федеральный закон РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998. № 8-ФЗ.
5. Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992. № 361.
6. Постановление Пленума
Верховного Суда РФ «О
Учебная литература, книги и монографии
7. Богданов И.Я. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2001. – 240 с.
8. Большой юридический словарь / под ред. А.Я.Сухарева. 2-е изд. – М.: ИНФОРМА-М, 2000. – 704 с.
9. Водько Н.Г. Уголовно-правовая
борьба с организованной
10. Здравомыслов Б.В. Уголовное право России. Особенная часть. – М.: Юрист, 1999. – 409 с.
11. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / под ред. В.М. Лебедева. – М.: Норма, 2005. – 912 с.
12. Коррупция. Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2001. – 426 с.
13. Полосин Н.В. Уголовное право России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2003. – 272 с.
14. Уголовное право: учебное пособие / под ред. В.С. Комиссарова. – М.: ТК Велби, 2003. – 352 с.
15. Уголовное право
Российской Федерации.
16. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2002. – 120 с.
Периодические издания
17. Егорова Н. Управленческие преступления: понятие и система // Уголовное право. – 2006. - № 2. – 26-30 с.
18. Завидов Б. Уголовно-правовой анализ дачи взятки // Право и экономика. – 2002. - № 6. – 67-69 с.
19. Завидов Б. Уголовно-правовой анализ получения взятки // Право и экономика. – 2002. - № 5. – 57-62 с.
20. Краснопеева Е. Квалификация посредничества и соучастия во взяточничестве // Законность. – 2002. - № 2. – 35-37 с.
21. Рыбаключева О. О системе преступлений, совершаемых должностны- ми лицами с использованием властных или иных служебных полномочий // Закон и право. – 2003. - № 6. – 71-73 с.
22. Тимошенко И. «Взятка» в праве и в русском языке // Российская юстиция. – 2003. - № 10. – 56-57 с.
23. Толкачев В.В. Коррупционное проявление через взятку // Гражданин и право. – 2006. - № 2. – 47-54 с.
24. Тюнин В. Новые составы
25. Яни Л. «Проверка на честность» или уголовно-правовые основания выявления взяточничества // Законность. – 2007. - № 1. – 32-37 с.
Вопрос 2 Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Юридический анализ.