Понятие и содержание избирательной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:56, реферат

Описание

Современные электоральные исследования изобилуют разнообразием трактовок понятия «избирательная система» в широком смысле. Приведем некоторые из них.
1. Ряд авторов рассматривают избирательную систему как совокупность общественных отношений: «В широком смысле избирательная система — это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти»1.
2. Другая группа определений имеет нормативно-процессуальную основу: «Избирательная система — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц»2.

Работа состоит из  1 файл

otv_na_voprosy.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

           Исходя из смысла и содержания избирательного законодательства России, можно выделить следующие права избирателей, разделяя их на следующие группы.

     1) Права избирателей, связанные с участием в избирательных процедурах:

  • право участвовать в выдвижении кандидатов и их списков;
  • право участвовать в предвыборной агитации;
  • право участвовать в финансировании кандидата или избирательного объединения в рамках, определенных законом;
  • право участвовать в голосовании;

2) Права избирателей,  связанные с голосованием:

  • право голосовать за ту или иную политическую партию или кандидата свободно и по своей воле;
  • право голосовать досрочно;
  • право голосовать вне своего избирательного участка;
  • право голосовать вне помещения для голосования.

3) Права, связанные  с защитой гражданами своих  избирательных прав и упорядочиванием  работы избирательных комиссий:

  • подавать письменные заявления и делать устные обращения в участковую избирательную комиссию;
  • право обжаловать в судебном и внесудебном порядке решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие права избирателей.

4) Права, связанные  с информированием их о ходе  выборов:

  • право на информацию о дате, времени и месте голосования;
  • право на достоверную информацию о кандидатах и избирательных объединениях;
  • право на информацию об итогах голосования.

         Необходимо отметить, что избиратель одновременно может иметь статус еще какого-либо субъекта избирательного процесса, либо быть государственным или муниципальных служащим, депутатов выборного органа государственной власти или органа местного самоуправления, занимать государственную должность. В таком случае его права на участие в избирательных процедурах могут быть ограничены законом. Так, согласно пп. 12, 13. ч.1 ст.17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»13, государственный гражданский служащий не вправе использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

           Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранный гражданин, имеющий гражданство иностранного государства с которым Российская Федерация заключила соответствующий международный договор, имеет право избирать в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации14.

       б) основные составные части структуры проведения выборов.

         Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

        Всеобщим является такое избирательное право, при котором гражданин России, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ15, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

         Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношение к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

        Не имеют права избирать и  быть избранными граждане Российской  Федерации, признанные судом недееспособными  или содержащиеся в местах  лишения свободы по приговору  суда:

– имеющие гражданство  иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

          Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации;

– осужденные к лишению  свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

– осужденные к лишению свободы за совершение преступления экстремистской направленности и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

– подвергнутые административному  наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях16, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

           Равное избирательное право заключается в том, что каждому избирателю предоставляется один голос по одному округу и что все участвуют в выборах на равных основаниях.

         Избиратель заносится в избирательный  список только один раз и  голосует по этому списку один  раз, запрещается баллотироваться на выборах в соответствующий законодательный орган или орган местного самоуправления более, чем в одном избирательном округе.

          Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

          Тайное голосование означает процедуру подачи голосов, которая исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В этих комнатах (кабинах) не может присутствовать никто, кроме голосующего.

          Участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также за его свободное волеизъявление17.

         в) самые главные стандарты избирательных процедур, особенно касающиеся прозрачности выборов и ликвидации препятствий для устранения возможных нарушений прав избирателей.

        Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы.

          Следует отличать такие нередко отождествляемые понятия, как «избирательная процедура» и «избирательная кампания».  
          Избирательная процедура - это мероприятия государства по организации и проведению выборов, «избирательный закон в действии».

            Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов).

           Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кампания. Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию, подобно полицейскому на уличном перекрестке, регулирующему движение автопотока.

          Избирательная процедура включает в себя назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

          Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т.п18.

          Анализ федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о выборах, принимаемых в Российской Федерации, свидетельствует о том, что они не только закрепляют права избирателей, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах, но и определяют основные гарантии реализации этих прав, выражающиеся в правовом, организационном, информационном и ином их обеспечении.

          Среди этих гарантий важнейшее место занимает право избирателей на обжалование нарушений их прав и установление государством ответственности за нарушение избирательных прав.

         В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено (ст. 63), что избиратели вправе обращаться в суд с жалобами на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие их права.

            Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий - в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий - в районные суды. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.

           Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы избирателями в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов).

В случае если вышестоящая  избирательная комиссия отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

          Вышестоящая избирательная комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение по существу жалобы. Предварительное обращение в эти комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.

           В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения избирателя с аналогичной жалобой в избирательную комиссию она приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе.

         Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

         Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает ответственность за нарушение прав избирателей (ст. 65).

          Согласно этой статье лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению избирателем права избирать и быть избранным; использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; принуждающие избирателей или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей; осуществляющие подкуп избирателей; своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей) перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии; распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов; нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов; нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования; нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам; препятствующие или противодействующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей; препятствующие голосованию на избирательных участках; нарушающие тайну голосования; принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; нарушающие права избирателей на ознакомление со списком избирателей; выдающие избирателям избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, а также работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, - несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами19.

Информация о работе Понятие и содержание избирательной системы России