Все объявления
ЯндексДирект
Производство,
продажа бриллиантов
Оптовая и розничная
продажа драгоценных камней.
Адрес
и телефон · gsmdiamonds.ru |
|
Cuerlain,
Loreal, Max Factor
Скидки на косметику!
Лучшее от мировых производителей!
Доставка по России!
youcharm.ru |
Пожизненное лишение
свободы как вид уголовного наказания
КАК ВИД УГОЛОВНОГО
НАКАЗАНИЯ
А. МИХЛИН
А. Михлин, доктор
юридических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ (г. Москва).
Пожизненное заключение
в России не применялось более 70 лет, хотя
и законодательство, и судебная практика
многих стран мира знают эту меру наказания.
Оно было известно и дореволюционному
российскому уголовному праву. Упоминание
в санкциях статей этого наказания мы
находим в Судебнике 1550 года, Соборном
уложении 1649 года, в Воинских артикулах
Петра I 1716 года, в Уложении о наказаниях
уголовных и исправительных 1845 года и
др. Чаще всего применялись пожизненная
каторга и ссылка на каторжные работы.
В западноевропейских
странах практиковалась пожизненная ссылка
в колонии, соединенная с каторжными работами,
позднее - пожизненное тюремное заключение.
Во второй половине XX в. пожизненное заключение
стало применяться на фоне отказа ряда
стран от смертной казни.
Пожизненное лишение
свободы как мера, которую Президент РФ
может применять при помиловании осужденных
к смертной казни, появилось в нашем законодательстве
17 декабря 1992 г. Хотя эта мера была упомянута
в УК РСФСР, однако суды при вынесении
приговоров ее назначать не могли.
В УК РФ пожизненное
лишение свободы впервые предусмотрено
в качестве самостоятельного вида наказания
(п. "м" ст. 44), которое применяется
только как альтернатива смертной казни
за совершение особо тяжких преступлений,
посягающих на жизнь, и может назначаться
в случаях, когда суд сочтет возможным
не применять смертную казнь (ч. 1 ст. 57).
Рассматриваемое
наказание применяется судами нечасто,
хотя эта цифра растет: в 1997 году оно было
назначено 16 осужденным, в 1998 году - 55, в
1999 году - 75, в 2000 году - 98.
К началу 2001 года в
местах лишения свободы содержались 1341
человек, отбывающих пожизненное лишение
свободы. Большинство из них - помилованные.
Все они совершили убийство при отягчающих
обстоятельствах. Изучение помилованных
показало, что 70% из них осуждены за убийство
двух и более лиц, 35% - за убийство малолетних
и несовершеннолетних или с целью сокрытия
других преступлений, 21% наряду с убийством
совершили такие тяжкие преступления,
как изнасилование, разбойное нападение,
бандитизм, терроризм, захват заложников
и т.д. Подавляющее большинство (80%) ранее
имели судимости, из них половина - три
и более. Более 50% ранее совершали насильственные
преступления.
Большинство осужденных
(70%) составляют лица в возрасте 30 - 49 лет.
У них сформировались устойчивые антисоциальные
убеждения, криминальное мировоззрение.
Они отчуждены от общества: 73,8% холосты
или разведены. Показателен факт, что 26%
отказались ходатайствовать о своем помиловании.
Здоровье многих из них неудовлетворительно:
36% признаны больными алкоголизмом, 30%
имеют психические расстройства, не исключающие
вменяемости, психопатические изменения
личности. Таким образом, контингент осужденных,
отбывающих пожизненное лишение свободы,
крайне негативен по социально - психологическим
и психиатрическим, криминологическим
и уголовно - правовым признакам, что предполагает
применение в местах отбывания наказания
строгих мер по обеспечению безопасности
общества и граждан путем строгой изоляции
осужденных и жестких условий их содержания,
применения к ним комплекса мер медико
- психологического и психиатрического
характера с целью предупреждения с их
стороны новых преступлений.
Рассматривая вопрос
о правовой природе пожизненного лишения
свободы, применяемого указом Президента
РФ в случаях помилования осужденных к
смертной казни, следует иметь в виду,
что во многих отношениях оно имеет сходство
с наказанием, обладает рядом его признаков.
Но есть и существенные отличия. Так, рассматриваемая
мера назначается указом Президента РФ,
а не судом от имени государства. Президент
применяет ее к лицу, ранее признанному
виновным судом и осужденному к смертной
казни приговором, вступившим в законную
силу.
Следовательно, рассматриваемую
меру, если она назначается в порядке помилования,
нельзя считать видом наказания. Это своеобразная
мера, назначаемая Президентом РФ взамен
смертной казни, т.е. вид помилования.
Вопросы возникают
и при определении правовой природы пожизненного
лишения свободы, назначаемого по приговору
суда. Разумеется, не вызывает сомнения,
что данная мера является наказанием.
Во многих странах пожизненное лишение
свободы является разновидностью наказания
в виде лишения свободы. Между тем в ст.
44 УК РФ пожизненное лишение свободы указано
как самостоятельный вид наказания.
Сравнение этого наказания
с лишением свободы на определенный срок
показывает, что во многих отношениях
они сходны. Но есть и отличие: срок пожизненного
лишения свободы не определен, ибо никто
не знает, сколько времени проживет осужденный.
До недавнего времени существовала еще
одна особенность - все категории осужденных
в колониях особого режима содержались
раздельно. Однако Федеральным законом
от 9 марта 2001 г. обязательность раздельного
содержания отменена. Этим создана парадоксальная
ситуация, когда лица, осужденные к разным
наказаниям, отбывают их вместе. Более
того, теперь вместе могут содержаться
лица, осужденные к наказанию в виде пожизненного
лишения свободы, и осужденные к смертной
казни, помилованные Президентом РФ.
Поэтому было бы правильнее
рассматривать пожизненное лишение свободы
в виде разновидности лишения свободы,
поскольку оно соответствует его сущности
- изоляция осужденного от общества (ч.
1 ст. 56 УК). Заметим, что УИК не выделил
регламентацию исполнения этого вида
наказания в самостоятельную главу, хотя
исполнение иных видов наказания регулируется
в самостоятельных разделах и главах.
Применение пожизненного
лишения свободы, особенно при замене
смертной казни в порядке помилования,
затрагивает целый ряд вопросов, относящихся
к разным отраслям права.
Согласно п. "в"
ст. 89 Конституции РФ, помилование относится
к компетенции Президента РФ. С правовой
точки зрения осуществление этого полномочия
Президента в действующем законодательстве
решено лишь частично. Было бы правильно
принять закон или указ Президента о порядке
помилования осужденных. В этом нормативном
акте должен быть решен и вопрос о порядке
помилования осужденных к смертной казни.
В ст. 85 УК предусматривается,
что актом помилования осужденный может
быть освобожден от дальнейшего отбывания
назначенного ему наказания, оно может
быть сокращено или заменено более мягким.
Что же касается осужденных к смертной
казни, то при помиловании допускается
замена этого наказания только пожизненным
лишением свободы или лишением свободы
на срок в 25 лет.
Пожизненное лишение
свободы не применяется к женщинам, лицам,
совершившим преступление до достижения
18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту
вынесения судом приговора 65 лет (ч. 2 ст.
57 УК).
Включение пожизненного
лишения свободы в систему наказаний отражает
определенную тенденцию в развитии уголовной
политики государства на современном
этапе, в формировании которой должно
учитываться состояние преступности,
ее динамика и структура, которые, как
известно, неблагоприятны и характеризуются
в последние годы интенсивным ростом тяжких
и особо тяжких преступлений насильственного,
корыстно - насильственного и корыстного
характера.
Сложившаяся криминологическая
ситуация стимулирует принятие жестких
мер по борьбе с преступностью в том числе
и в уголовном законодательстве. Одной
из таких мер является существенное повышение
в новом УК сроков лишения свободы за совершение
особо тяжких преступлений. Введение пожизненного
лишения свободы представляет собой логическое
завершение изменений в сроках данного
вида наказания.
Осужденные к пожизненному
лишению свободы, а также осужденные, которым
смертная казнь заменена в порядке помилования
пожизненным лишением свободы, отбывают
наказание в колониях особого режима отдельно
от других осужденных и в более жестких
условиях.
В отношении осужденных
судом к пожизненному лишению свободы
такая норма содержится в п. "г" ч.
1 ст. 58 УК. Эта статья, однако, не решает
вопроса о месте отбывания наказания осужденными
к смертной казни и помилованными, ибо
регламентирует назначение вида исправительного
учреждения судом. Президент же при помиловании
вида режима колонии не назначает.
Достаточно четко
этот вопрос регламентирован в отношении
тех, кому смертная казнь заменена пожизненным
лишением свободы. В соответствии со ст.
126 УИК они содержатся в специальных колониях
особого режима для осужденных, отбывающих
пожизненное лишение свободы. Часть 6 ст.
74 УИК указывает, что лица, которым смертная
казнь заменена лишением свободы на определенный
срок, содержатся в исправительных колониях
особого режима. Однако имеются два вида
колоний особого режима. В одном из них
содержатся осужденные за совершение
преступлений при особо опасном рецидиве,
в другом - отбывающие пожизненное лишение
свободы.
Если исходить из
буквы закона, то в колонии особого режима
для отбывающих пожизненное лишение свободы
они направлены быть не могут, так как
им определен даже иной вид наказания.
В колонии особого режима для лиц, совершивших
преступление при особо опасном рецидиве,
они не могут быть направлены, если не
признаны совершившими преступление при
особо опасном рецидиве. В колонии строгого
режима их направить нельзя, так как они
судом осуждены не к лишению свободы, а
к смертной казни.
До введения в действие
Федерального закона от 9 марта 2001 г. вопрос
мог частично решаться на основе ч. 2 ст.
80 УИК, которая устанавливала, что "изолированно
от других осужденных, а также раздельно
содержатся: осужденные при особо опасном
рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному
лишению свободы; осужденные, которым
смертная казнь заменена в порядке помилования
лишением свободы на определенный срок".
Таким образом, для рассматриваемой категории
осужденных должны были быть созданы отдельные
колонии особого режима. Но Закон не решал
категории этих колоний, а следовательно,
и весьма существенной разницы в правоограничениях.
Достаточно напомнить, что перевод в обычные,
а затем и в облегченные условия в колониях
особого режима возможен через год, а в
колониях, предназначенных для отбывающих
пожизненное лишение свободы, - через 10
лет. В первом случае осужденные уже через
год переводятся из камерных помещений
в обычные общежития, во втором - в течение
всего срока наказания они содержатся
в камерах, по отбытии половины срока могут
быть переведены в колонии строгого режима,
а по отбытии двух третей получают право
на условно - досрочное освобождение и
замену наказания более мягким. При пожизненном
лишении свободы единственная возможная
льгота - условно - досрочное освобождение
не ранее чем через 25 лет при условии несовершения
за это время нового тяжкого или особо
тяжкого преступления и отсутствия каких
бы то ни было взысканий за последние 3
года.
С принятием Федерального
закона от 9 марта 2001 г. ситуация еще больше
осложнилась, так как законодатель отменил
раздельное содержание указанных категорий
осужденных в колониях особого режима.
Получилось, что в одной категории колоний
будут содержаться осужденные при особо
опасном рецидиве преступлений, в другой
- осужденные к пожизненному лишению свободы
и помилованные с назначением пожизненного
лишения свободы. А где будут отбывать
наказание лица, осужденные к смертной
казни и помилованные с назначением лишения
свободы на срок в 25 лет (а также помилованные
ранее, которым назначены вместо смертной
казни менее продолжительные сроки лишения
свободы)? На этот вопрос закон не дает
ответа. Следует признать, что законодатель
допустил пробел в законе, не определив
вид колонии для помилованных, которым
вместо смертной казни назначено лишение
свободы на определенный срок.
Осуждая этих лиц
к смертной казни, суд отверг альтернативу
- пожизненное лишение свободы, признав,
что степень их общественной опасности
выше и к ним нельзя применить даже это
наказание. Помилование не ставит под
сомнение приговор. Оно означает лишь
милость главы государства. Но она касается
лишь сохранения им жизни. Поэтому даже
в случае помилования нельзя по условиям
отбывания наказания ставить их в лучшее
положение, чем осужденных судом к пожизненному
лишению свободы.
Представляется справедливым,
чтобы эти лица направлялись для отбывания
наказания в специальные колонии особого
режима, где они будут отбывать наказание
на условиях, установленных для помилованных
осужденных к смертной казни. Однако такое
решение не вытекает сегодня из буквы
закона, поскольку второй вид колоний
особого режима называется "исправительные
колонии особого режима для осужденных,
отбывающих пожизненное лишение свободы",
а рассматриваемая категория лиц его не
отбывает.
Если законодатель
согласится с изложенным предложением,
то второй вид колоний особого режима
следует именовать "исправительные
колонии особого режима для осужденных
к пожизненному лишению свободы и помилованных
Президентом Российской Федерации осужденных
к смертной казни".
Необходимо рассмотреть
вопрос о возможности назначения осужденным
к пожизненному лишению свободы отбывания
части срока наказания в тюрьме в соответствии
с ч. 2 ст. 58 УК. Если речь идет об осуждаемых
пожизненно, то теоретически это возможно.
Однако целесообразность такого решения
вызывает сомнения. Прежде всего условия
отбывания наказания в тюрьме и специальной
колонии отличаются несущественно. В некоторых
отношениях в тюрьме даже менее строгие
условия отбывания наказания. Например,
перевод на общий режим в тюрьме возможен
уже через год, а это существенно расширит
права осужденного по сравнению с колонией
особого режима для осужденных, отбывающих
пожизненное лишение свободы.
Отбывание части наказания
в тюрьме приведет в дальнейшем к этапированию
этих лиц в колонию, что повышает риск
побега. Желательно отбывание всего срока
наказания этими лицами в одном учреждении.
Что же касается направления
в тюрьму лиц, осужденных к смертной казни
и помилованных, то для этого вообще не
вижу юридических оснований. Президент
РФ в результате помилования определяет
только его вид (пожизненное лишение свободы
или лишение свободы на срок 25 лет). После
указа Президента РФ к вопросу о виде исправительного
учреждения не может вернуться и суд. Таким
образом, по получении указа о помиловании
следственный изолятор обязан отправить
осужденного в колонию.
Осужденные к пожизненному
лишению свободы с первого дня содержатся
в строгих условиях. Перевод в обычные
условия производится по отбытии не менее
10 лет в строгих, если у осужденного нет
взысканий за нарушения порядка отбывания
наказания. По отбытии 10 лет в обычных
условиях осужденные могут быть переведены
в облегченные. Основания - те же, что и
при переводе из строгих условий в обычные.
Однако, если осужденный признается злостным
нарушителем режима, администрация переводит
его из облегченных в обычные или строгие
условия содержания, т.е. последовательность
перевода "облегченные - обычные - строгие"
может не соблюдаться. А вот обратный перевод
будет только поэтапным, причем в каждом
виде условий осужденный должен пробыть
не менее 10 лет.
Статья 79 УК разрешает
условно - досрочное освобождение лиц,
отбывающих пожизненное лишение свободы,
по отбытии не менее 25 лет. Данная норма
создала хотя и отдаленную, но определенную
перспективу для указанной категории
осужденных. Формулировка ч. 5 ст. 79 УК не
предусматривает в качестве основания
для решения вопроса об условно - досрочном
освобождении исправления осужденного
к пожизненному лишению свободы. Основанием
здесь является уверенность, что осужденный
для своего исправления не нуждается в
дальнейшем отбывании наказания. Складывается
она на основе анализа различных обстоятельств,
характеризующих личность осужденного,
например, утрата им общественной опасности,
достижение преклонного возраста после
отбытия длительного срока лишения свободы,
тяжелая хроническая болезнь и т.д.
Однако ст. 176 УИК указывает
на специальные условия, которые должны
соблюдаться при направлении представления
в суд по поводу такого освобождения. Лица,
отбывающие пожизненное лишение свободы,
- наиболее опасные преступники. Их условно
- досрочное освобождение возможно лишь
в том случае, если у администрации исправительного
учреждения и суда не будет сомнений в
том, что такое лицо в случае освобождения
не совершит новое преступление. Этот
вывод должен быть сделан на основе изучения
поведения осужденного за все время отбывания
наказания, и особенно за последнее время.
Именно поэтому УИК выдвигает требование
о том, чтобы осужденный в течение предшествующих
3 лет перед представлением к условно -
досрочному освобождению не допускал
злостных нарушений установленного порядка
отбывания наказания.
Закон устанавливает
еще одно ограничение для условно - досрочного
освобождения рассматриваемой категории
осужденных. Совершение нового тяжкого
или особо тяжкого преступления лишает
это лицо возможности условно - досрочного
освобождения пожизненно.
Некоторые ученые
предлагают изначально лишить возможности
условно - досрочного освобождения (а также
применения амнистии и помилования) лиц,
совершивших три и более убийства при
отсутствии смягчающих обстоятельств
и осужденных к пожизненному лишению свободы.
Представляется, что принятие этого предложения
приведет фактически к отмене условно
- досрочного освобождения при пожизненном
лишении свободы, так как это наказание
чаще всего назначается при совершении
нескольких убийств. Тем не менее рациональное
зерно в нем есть. Поэтому предложил бы
его несколько трансформировать и применять
в случае трех судимостей за убийства.
Возможность совершения
нового преступления во время отбывания
пожизненного лишения свободы ставит
еще один вопрос применительно к осужденным
к смертной казни и затем помилованным.
Если будет сохранена смертная казнь,
следует подумать о том, не считать ли
помилование таких преступников (а может
быть и всех преступников) условным. Помилование
смягчает участь осужденного, а в рассматриваемом
нами случае дарует ему жизнь. Помимо гуманной
направленности этого акта - это еще и
акт доверия осужденному. Если он не оправдывает
оказанного доверия - значит, помилование
было ошибочным. Сказанное приводит нас
к выводу, что помилование должно быть
условным с тем, чтобы оно отменялось в
случае совершения нового умышленного
преступления.
Правовая регламентация
условно - досрочного освобождения не
решает еще один весьма важный вопрос
- о правовых последствиях нарушения условий
освобождения после того, как осужденный
оказался на свободе. Часть 7 ст. 79 УК применена
быть не может, ибо пожизненно осужденного
не может касаться понятие "неотбытый
срок наказания". Считать таким сроком
всю оставшуюся жизнь тоже нельзя, ибо
в соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 УК
судимость у лиц, отбывших наказание за
особо тяжкое преступление, погашается
по истечении 8 лет после освобождения.
В силу специфики
помилования осужденных к смертной казни,
поскольку речь идет о жизни человека,
представляется возможным предложить
следующее решение: для условно - досрочного
освобождения лиц, отбывающих пожизненное
лишение свободы, суд должен установить
испытательный срок, который должен быть
регламентирован в законе (например, 10
лет, в течение которых будет проверена
обоснованность условно - досрочного освобождения).
Если в течение этого срока лицо совершит
новое неосторожное преступление или
допустит систематические нарушения общественного
порядка, за что подвергнется административным
взысканиям, - вопрос об отмене или сохранении
условно - досрочного освобождения решит
суд. Если освобожденный совершит умышленное
преступление, то лицо судом будет возвращено
для отбывания пожизненного заключения.
При этом повторное условно - досрочное
освобождение возможно по истечении 25
лет плюс срок наказания, назначенный
за новое преступление.
Не решен вопрос об
ответственности за рецидив во время отбывания
пожизненного лишения свободы. Представляется
правильным такое решение: при совершении
осужденным преступлений, за которые будет
назначено наказание, менее тяжкое, чем
лишение свободы, достаточно ограничиться
мерами дисциплинарной ответственности,
для чего нужно внести соответствующее
изменение в закон. Если же совершено преступление,
за которое суд назначает лишение свободы,
то наказание за новое преступление должно
удлинять 25-летний срок, установленный
для представления к условно - досрочному
освобождению, на срок наказания, примененный
судом за последнее преступление.
Как быть, если во
время отбывания пожизненного лишения
свободы за вновь совершенное преступление
будет назначено снова пожизненное лишение
свободы? Ответ таков: на основании ч. 2
ст. 176 УИК лицо не может быть представлено
к условно - досрочному освобождению пожизненно,
так как второй приговор вынесен за совершение
особо тяжкого преступления (пожизненное
лишение свободы за другие преступления
не назначается).
Предлагалось и так
называемое поэтапное условно - досрочное
освобождение отбывающих пожизненное
лишение свободы. По отбытии 25 лет вместо
условно - досрочного освобождения назначать
ограничение свободы на срок от 3 до 5 лет
и уже после этого допустить полное освобождение.
В принципе это интересное предложение,
поскольку оно может облегчить социальную
адаптацию после освобождения, но все
же представляется, что такая мера является
излишней. Как известно, за лицами, условно
- досрочно освобожденными от наказания,
должен быть установлен контроль специального
государственного органа (надеюсь, что
к моменту, когда истечет 25 лет со дня введения
пожизненного лишения свободы, он будет
создан). Если этот контроль окажется достаточно
эффективным, он сможет обеспечить социальную
адаптацию условно - досрочно освобожденных.
Тогда не будет необходимости направлять
рассматриваемую категорию лиц в исправительные
центры. Сегодня они вообще лишаются права
на условно - досрочное освобождение, при
принятии рассматриваемого предложения
такое право будет за ними сохранено, хотя
и в весьма отдаленном будущем (например,
через 35 - 40 лет). Изменит ли это что-нибудь
принципиально? Сомнительно. А раз так,
то стоит ли менять законодательство?
В специальной регламентации
нуждается и вопрос о снятии судимости
с условно - досрочно освобожденных данной
категории. Как уже говорилось, ст. 86 УК
предусматривает, что судимость лиц, совершивших
особо тяжкие преступления, погашается
через 8 лет после освобождения. Никаких
исключений правило не содержит, следовательно,
оно касается и отбывавших пожизненное
лишение свободы. С таким решением согласиться
трудно. Исправление этих лиц нуждается
в тщательной проверке. Во-первых, соответствующий
срок должен быть удлинен до 15 лет. Тогда
он будет соответствовать сроку давности,
установленному для этих лиц п. "г"
ч. 1 ст. 83 УК. Их судимость не должна погашаться
автоматически. Ее должен снимать суд,
как это было предусмотрено УК РСФСР для
лиц, отбывших свыше 10 лет лишения свободы,
и особо опасных рецидивистов.
УИК предусматривает
порядок повторного представления к условно
- досрочному освобождению лиц, которым
суд отказал в таком освобождении. Часть
3 ст. 176 УИК устанавливает, что в случае
отказа судом в условно - досрочном освобождении
повторное внесение представления возможно
не ранее чем через 3 года после вынесения
судом решения об отказе. Такой срок установлен
с учетом особой опасности лица, отбывающего
пожизненное лишение свободы, а также
длительности срока наказания, который
он отбывает.
В литературе поставлен
еще один вопрос, имеющий отношение к назначению
пожизненного лишения свободы в порядке
помилования, - о возможности повторного
обращения лица с просьбой о вторичном
помиловании путем замены пожизненного
лишения свободы лишением свободы на определенный
срок. Считаю возможным присоединиться
к мнению о допустимости такого повторного
обращения. Ни в одном законодательном
акте нет ограничений в количестве обращений
с ходатайствами о помиловании. Другой
вопрос - будет ли ходатайство удовлетворено
повторно и в каком виде?
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным
голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 09.03.2001 N 25-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, УГОЛОВНО
- ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР, УГОЛОВНО
-
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.02.2001)
Российская юстиция,
N 5, 2002 |