Право обжалования участниками уголовного судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексное раскрытие понятия и значения прокурорского надзора и судебного контроля за досудебным производством как разновидности контрольной функции судебной власти, определение его предмета, механизма реализации и соотношения с надзорной деятельностью прокурора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, а также исследование эффективности практики осуществления судебного контроля и разработка на этой основе путей его совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Прокурорский надзор

1.1 Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры……………………………………...……………..5

1.2. Средства прокурорского реагирования на выявление нарушения закона……………………………………………………………….9

Глава 2. Понятие и виды судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса России..............................................................................13

Глава 3. Право обжалования участниками уголовного судопроизводства

3.1. Свобода обжалования…………………………………...………….22

3.2. Рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов расследования……………………………………………………………….….23

Заключение……………………………………………………………….29

Список литературы..………………………….…………………………32

Работа состоит из  1 файл

Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры.docx

— 60.19 Кб (Скачать документ)

                                              СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Прокурорский надзор

     1.1 Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры……………………………………...……………..5

     1.2. Средства прокурорского реагирования на выявление нарушения закона……………………………………………………………….9

Глава 2. Понятие и виды судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса России..............................................................................13

Глава 3. Право обжалования участниками уголовного судопроизводства

     3.1. Свобода обжалования…………………………………...………….22

     3.2. Рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов расследования……………………………………………………………….….23

     Заключение……………………………………………………………….29

     Список  литературы..………………………….…………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение.

     Актуальность  темы исследования. Проводимая в России правовая реформа закономерно привела к закреплению в действующем законодательстве идей и положений, доказавших свою эффективность в практике государственного строительства во многих развитых странах. Провозглашение курса на построение правового государства, основанного на разделении властей, признание приоритета прав личности над интересами государства не могли не найти отражения и в уголовно-процессуальном законодательстве. Становление прокурорского надзора и судебной власти, укрепление ее независимости и самостоятельности, утверждение и постепенное расширение принципа состязательности как одного из ведущих принципов уголовного процесса, распространение действия конституционного права на судебную защиту на досудебные стадии уголовного судопроизводства требуют корректировки традиционных представлений о роли судебной власти в досудебном производстве по уголовному делу.

     Признание суда гарантом прав и свобод человека и гражданина и закрепление в  Основном Законе страны возможности  ограничения наиболее важных из них  только на основании судебного решения, включение в УПК РСФСР норм, предусматривающих возможность  обжалования в суд ареста, позволяют  говорить о постепенном формировании функции прокурорского надзора и судебного контроля за предварительным расследованием преступлений.

     Новые полномочия суда, связанные с реализацией  его контрольной функции, как  в форме судебного санкционирования, так и в форме рассмотрения жалоб на законность и обоснованность действий и решений органов уголовного преследования, нацелены на эффективную  защиту прав и свобод участников процесса, предупреждение возможных незаконных ограничений прав человека и устранение уже допущенных нарушения этих прав, повышая тем самым уровень законности в деятельности следственных органов и качество расследования.

     Указанные обстоятельства предопределяют актуальность теоретической разработки вопросов, связанных с углубленным анализом проблем прокурорского надзора и судебного контроля за досудебным производством по уголовному делу, ибо от их скорейшего разрешения во многом зависит совершенствование уголовного судопроизводства и, как результат этого, способствование построению в России правового государства.

     Целью исследования является комплексное раскрытие понятия и значения прокурорского надзора и судебного контроля за досудебным производством как разновидности контрольной функции судебной власти, определение его предмета, механизма реализации и соотношения с надзорной деятельностью прокурора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, а также исследование эффективности практики осуществления судебного контроля и разработка на этой основе путей его совершенствования.

     В соответствии с указанной целью  исследования были определены его задачи:

     • обосновать современную концепцию  судебного контроля за досудебным производством по уголовному делу с учетом исторического опыта России и прогрессивных положений законодательства ряда зарубежных государств;

     •  разработать   теоретические   и   правовые   основы   деятельности   прокуроров и по проверке законности и обоснованности действий и решений органов расследования на досудебных стадиях уголовного процесса;

     •   определить формы прокурорского надзора и судебного контроля за досудебным производством и дать развернутую классификацию его видов;

     •   раскрыть соотношение судебного контроля и прокурорского надзора за

досудебным  производством с позиций их взаимодействия и разграничения; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Прокурорский надзор.

     1.1 Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры.

     Прокурорский  надзор — это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ, на территории всей страны федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями

коммерческих  и некоммерческих организаций, путем  принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов

и привлечению  виновных к ответственности.

     Каждая  отрасль прокурорского надзора  имеет свой индивидуальный предмет  и средства реализации задач, стоящих  перед данной отраслью прокурорского надзора.

     Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соответственно соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

     Осуществляя данную отрасль прокурорского надзора, прокурор:

     1) проверяет исполнение требований  федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, где регистрация — это присвоение каждому поступающему сообщению о преступлении и иной информации о правонарушении порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких соответствующих сведений о них согласно установленному порядку;

     2) возбуждает уголовное дело и  в порядке, установленном УПК, поручает его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимает его к своему производству;

     3) участвует в производстве предварительного  расследования и в необходимых случаях дает письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производит отдельные следственные и иные процессуальные действия;

     4) дает согласие дознавателю, следователю  на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК;

     5) дает согласие дознавателю, следователю  на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

     6) разрешает отводы, заявленные нижестоящему  прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

     7) отстраняет дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;

     8) изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает его следователю, передает уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

     9) передает уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымает любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передает его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

     10) отменяет незаконные или необоснованные  постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК;

     11) поручает органу дознания производство  следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

     12) продлевает срок предварительного  расследования;

     13) утверждает постановление дознавателя,  следователя о прекращении производства по уголовному делу;

     14) утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд;

     15) возвращает уголовное дело дознавателю,  следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

     16) приостанавливает или прекращает  производство по уголовному делу.

     Помимо  этого прокурор вправе:

     1) продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий — до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК);

     2) знакомиться с документами, на  основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу (ст. 33 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”);

     3) отменить указание нижестоящего  прокурора (ч. 4 ст. 38УПК);

     4) в случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК, признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК).

     Приведенный перечень прав прокурора нельзя признать исчерпывающим. Помимо прав на досудебных стадиях у прокурора есть и обязан Прокурор осуществляет также и иные предусмотренные УПК полномочия, а Генеральный прокурор РФ, в свою очередь, дает обязательные для исполнения указания по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

     Предметом надзора за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу признается:

     — законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

     — соблюдение установленных законодательством  Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

     — законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

     Средствами  данной отрасли прокурорского надзора  являются следующие права прокурора:

     — посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу;

     — опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

     — знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

Информация о работе Право обжалования участниками уголовного судопроизводства