Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа
Целью работы является комплексное изучение понятий законности и правопорядка, их соотношений, требований и принципов законности. Задачи исследования предопределены выше обозначенной целью и заключаются в следующем:
1) формулирование определений законности и правопорядка и характеристика их структуры и признаков;
2) характеристика основных требований и принципов законности;
3) выявление места и роли законности и правопорядка в процессе нормального функционирования правового государства;
4) рассмотрение соотношения законности и правопорядка на современном этапе юридической науки и практики;
5) характеристика основных гарантий законности и правопорядка;
6) демонстрация значения законности и правопорядка в современном обществе.
Введение………………………………………………..…………………..3
Глава 1 Законность — важнейшая правовая категория
1.1. Понятие законности, ее структура и признаки……….…………......5
1.2. Принципы и требования законности…………………………….…..9
Глава 2. Правопорядок как цель и результат правового регулирования
общественных отношений
2.1. Понятие правопорядка, его принципы и особенности......................16
2.2. Соотношение законности и правопорядка……………………..…...22
2.3. Гарантии законности и правопорядка……………….……………...26
Заключение………………………………….…………………………..…30
Список используемой литературы…………………………………….....32
Рассмотрим особенности данного явления.
1) Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.
2) Это порядок, предусмотренный нормами права.
3) Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
4) Он обеспечивается государством.
Как известно, далеко не все
нормы права реализуются
Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. В результате этого можно выделить следующие принципы правопорядка:
1) Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика;
2) Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;
3) Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов;
4) Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка;
5) Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
6) Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.11
Следовательно,
правопорядок включает в себя не только
отношения людей в сфере
Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.
Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.
Структура правопорядка – это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.12
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяют не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.
Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления — общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Общественный
порядок обеспечивается преимущественно
силой общественного
Таким
образом, правопорядок и законность —
цель и результат правового регулирования,
важнейшие юридические и политические
явления, состояние которых оказывает
непосредственное влияние на общественную
жизнь. Поэтому не случайно основным направлением
деятельности профессионалов-юристов
выступает работа по их обеспечению (укреплению).
2.2.
Соотношение законности
и правопорядка.
В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.
При исследовании средств властвования и путей осуществления государственной власти берется одна связь. Здесь законность выступает методом государственного руководства обществом. Причем не сам правовой метод, а его состояние, качественные характеристики.
При рассмотрении отправных начал, основ деятельности государства, его органов, должностных лиц, других субъектов права и поведения граждан имеет место новая связь, где законность выступает основным конституционным принципом.
При анализе демократии она выступает как определяющий институт и правовая основа народовластия.
При
характеристике нормативных и
Сердцевиной
законности является требование точного
понимания и повсеместного
Указанные моменты необходимо учитывать при сопоставлении правопорядка и законности.
1. Законность, правопорядок - различные по содержанию и характеру категории:
законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;
правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.
2.
Они выступают различными
законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации;
правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.
Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.
3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку:
законность - средство установления правопорядка;
правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.
Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.
4.
Различны их связи и
Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие.
Если при анализе законности имеем дело, прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством.14
Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.
Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Эти характерные черты переходят на право, правоотношения, правопорядок. Поэтому речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т. п.
Поэтому при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и то, что все эти правовые моменты отвечают определенным требованиям обладают качеством законности. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.
Информация о работе Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений