Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание

Целью работы является комплексное изучение понятий законности и правопорядка, их соотношений, требований и принципов законности. Задачи исследования предопределены выше обозначенной целью и заключаются в следующем:
1) формулирование определений законности и правопорядка и характеристика их структуры и признаков;
2) характеристика основных требований и принципов законности;
3) выявление места и роли законности и правопорядка в процессе нормального функционирования правового государства;
4) рассмотрение соотношения законности и правопорядка на современном этапе юридической науки и практики;
5) характеристика основных гарантий законности и правопорядка;
6) демонстрация значения законности и правопорядка в современном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………..…………………..3
Глава 1 Законность — важнейшая правовая категория
1.1. Понятие законности, ее структура и признаки……….…………......5
1.2. Принципы и требования законности…………………………….…..9
Глава 2. Правопорядок как цель и результат правового регулирования
общественных отношений
2.1. Понятие правопорядка, его принципы и особенности......................16
2.2. Соотношение законности и правопорядка……………………..…...22
2.3. Гарантии законности и правопорядка……………….……………...26
Заключение………………………………….…………………………..…30
Список используемой литературы…………………………………….....32

Работа состоит из  1 файл

уп общая часть ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

       Рассмотрим особенности данного явления.

     1) Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

     2) Это порядок, предусмотренный нормами права.

     3) Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

      4) Он обеспечивается государством.

       Как известно, далеко не все  нормы права реализуются повсеместно,  нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

     Правопорядок  не должное или возможное, а фактическое  состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. В результате этого можно выделить следующие принципы правопорядка:

     1) Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика;

     2) Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;

     3) Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов;

     4) Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка;

     5) Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

     6) Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.11

     Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой — оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо разрешено».

     Правопорядок, таким образом, можно рассматривать  как единство права и власти. Это  порядок, при котором правовое положение  и взаимоотношения всех субъектов  общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

     Правопорядок  не самоцель, а социально и исторически  обусловленные всеобщее средство и  форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.

     Содержание  правопорядка составляет правомерное  поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

     Структура правопорядка – это единство и  одновременное разделение урегулированной  правом системы общественных отношений  в соответствии с особенностями  их отраслевого содержания.12

     Правопорядок  есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные,  финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяют не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права. 

     Правопорядок  следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления —  общественного порядка, который, как  и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

     Общественный  порядок обеспечивается преимущественно  силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой — состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка13.

     Таким образом, правопорядок и законность — цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Соотношение законности и правопорядка. 

     В правовой сфере трудно найти явления  более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к  тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.

     При исследовании средств властвования и путей осуществления государственной власти берется одна связь. Здесь законность выступает методом государственного руководства обществом. Причем не сам правовой метод, а его состояние, качественные характеристики.

     При рассмотрении отправных начал, основ  деятельности государства, его органов, должностных лиц, других субъектов права и поведения граждан имеет место новая связь, где законность выступает основным конституционным принципом.

     При анализе демократии она выступает  как определяющий институт и правовая основа народовластия.

     При характеристике нормативных и правоохранительных актов, судебной, следственной и иной правовой деятельности говорят о  законности, как об их важнейшем  сущностном качестве.

     Сердцевиной законности является требование точного  понимания и повсеместного выполнения законов, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, субъектов права  и обеспечение выполнения ими  возложенных обязанностей, осуществление  ответственности.

     Указанные моменты необходимо учитывать при  сопоставлении правопорядка и законности.

     1. Законность, правопорядок - различные по содержанию и характеру категории:

     законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

     правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

     2. Они выступают различными этапами  реализации воли и интересов  власти и народа:

     законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации;

     правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные  воля и интересы государственной  власти и народа.

     Различен  уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

     3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку:      

     законность - средство  установления правопорядка;

       правопорядок - результат осуществления  права и законности, упорядочивающий  социальную жизнь. 

     Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

     4. Различны их связи и зависимости. 

     Если  законность выступает как причина, то правопорядок следствие.

     Если  при анализе законности имеем  дело, прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством.14

     Если  право, законы выступают как возможность  регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.

     Каждая  из форм проявления законности имеет  свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Эти характерные черты переходят на право, правоотношения, правопорядок. Поэтому речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т. п.

     Поэтому при анализе правопорядка важно  выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и то, что все эти правовые моменты отвечают определенным требованиям обладают качеством законности. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.

Информация о работе Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений